Светлана Ермоленко
Создание экологической развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Создание экологической развивающей среды в
ДОУ
Слайд 2
Есть просто храм, есть храм науки.
А есть еще природы храм–
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста в
современном мире приобрело первостепенное значение. Особо остро встала
Публикация «Создание экологической развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
задача более широкого экологического воспитания и образования всего
населения планеты Земля.
Слайд 3
Для организации работы по экологическому воспитанию в детскомсаду необходимы определенные условия.
Одно из главных-соответствующая эколого-развивающая среда, отвечающая следующимтребованиям:
- предоставлять ребенку свободу,
-оказывать влияние на его мироощущение, самочувствие, здоровье.
Среда должна быть удобной,информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечиватьгармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.
Модель предметно-развивающей средыв группах ДОУ
Комнатныерастения
Огород на окне
Мини-лаборатория
Коллекции
Календариприроды
Экологическаябиблиотека
Альбомы,иллюстрации
Карты
Глобусы
Развивающие идидактическиеигры
Экологическиймузей
Паспорт растений
Экологическаятропинка
Слайд4
Эколого-развивающая среда включает в себя следующие компоненты:
1. Экологический уголок :
•Комнатные растения и картотека к ним;
•Картымира, края,звездного неба;
•Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);
•Макеты "Скотный двор", «Зоопарк» и т. п. ;
•Календари природы;
•Огород на окне;
•Природный материал
Организуя деятельность по уходу за растениями, воспитатель делает
акцент на необходимость заботы о них, помощи им; что ухаживать за
растениями нужно не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей
заботе.
Кроме постоянных растений в уголках природы могут находится
временные объекты природы, например «мини-огород на окне»-лук, чеснок,
петрушка, огурцы и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время
года.
В каждом уголке природы должны быть места-для выполнении трудовых операций (фартуки, лейки и т. д.).
Слайд5
2. Минилаборатория:
•Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т. д.);
•Микроскоп;
•Природный материал.
Мини-лаборатория создаётся для детского экспериментирования.
Здесь, под руководством воспитателя, можнопроводить опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомиться со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям с раннего возраста самостоятельно проводить опыты, научиться
обобщать, делать выводы, закладывая предпосылки к исследовательской деятельности для дальнейшего обучения.
В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные материалы, материалы разного размера иформы. Нужны лупы, пластмассовые прозрачные банки, микроскопы, барометры, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр сводой. В лаборатории необходимо хранить массовый материал для организации занятий: песок, глину, семена, камни.
Слайд 6
3. Библиотека:
•Познавательная литература о природе;
•Литература по уходу за животными и растениями;
•Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, удиоматериалы.
Экологическая библиотека представляет собой собрание разнообразных
красочных книг о природе, альбомов с фотографиями, иллюстрациями,
энциклопедий для детей, периодических изданий, паспортов растений;
аудиокассет с записями голосов животных, звуков природы,видеокассет с фильмами о природе, карт, глобуса,сказочных персонажей,кукол.
Здесь же находится библиотека произведений о родном крае.
Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и
воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.
Слайд 7
4. Экологический театр :
•Костюмы, атрибуты,куклы,маски для экологических
инсценировок;
•Аудиозаписи.
Слайд 8
5. Экологический музей
Слайд 9
6. Экологическая тропинка на территориидетского сада:
•Игровые площадки для организации экологическихпраздников, экскурсий и игр;
•Различные породы деревьев;
•Огород, цветник (различные виды цветов,кустарники, ягоды).
Для создания экологической тропы особое внимание нужно уделить
организации экологического пространства на территории детского сада.
Растения на территории ДОУ являются своеобразным «зеленым щитом», они
создают благоприятную среду, защищают от пыли, уменьшают попадание на
территорию выхлопных газов. Помимо того, что разнообразные растения
полезны в оздоровительном и эстетическом плане, они ещё интересны и в
познавательном плане. Дети могут познакомиться с названиями растений
нашего региона, с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма
листьев, приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике.
Слайд 10
Оборудование и материалы
Примеры коллекций
1. Коллекции “Летающих семян”
Летом и осенью предложите детям поискать в лесу, на даче, в паркелетающие семена. К летающим семенам относятся семена растений,переносимые ветром. На их примере можно показать детям один из способов
распространения семян. Они отличаются легкостью и особымиприспособлениями для переноса ветром.
Слайд11
2. Коллекция других семян и плодов
Подберите как можно больше разнообразных семян и плодов,классифицируя их по разным признакам, например: коллекция семян и плодов деревьев, коллекция “орехов”, коллекция “ягод”, бобовых, коллекциясемян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений и другие. В коллекции обязательно должны бытьшишки, каштаны, желуди, скоторыми могут играть дети.
Слайд 12
3. Коллекция соцветий
Весной можно собирать интересную коллекцию соцветий разныхдеревьев и кустарников, известных нам как “сережки”. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под лупой илимикроскопом.
Слайд 13
4. Коллекция камней
В детском саду коллекция камней направлена на игру, через которуюосуществляется и обучение и развитие ребенка. В детском саду коллекции
должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок
имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру и
т. п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней,
формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем сделать собственную
коллекцию, а не покупать школьную коллекциюкамней.
Слайд 14
5. Коллекции песка, глины, почвы
Песок различается по размерам зерен, по цвету, примесям. Хорошо
Различаютсяречной и морской пески. Глина тоже бывает различных цветов.
Почва также бывает разной: черный чернозем, желтовато-коричневатаяподзолистая почва, темная торфяная и т. д. Названия почв детям давать
необязательно, но наглядно показать ее разнообразие в коллекции можно.
Слайд 15
Таким образом, создавая лаборатории, экологические уголки необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Экологически развивающаясреда–это место для осуществления детской деятельности экологической направленности.
Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций
совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять
поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.
Постоянные наблюдения и уход за растениями воспитывают у детей
гуманное отношение к природным объектам, основанное на знанииособенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опытаобщения с ними.
И кто знает, может быть в ближайшем будущем, именно
наши воспитанники, станут знаменитыми защитниками природы!