Елена Рогожина
Создание эффективной системы выявления и развития способностей одаренных детей в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Рогожина Елена Николаевна
Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» с. Гавриловка 2-я Гавриловского района Тамбовской области
e-mail : elena.rogojina2016@yandex.ru
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Публикация «Создание эффективной системы выявления и развития способностей одаренных детей в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Ведь именно на этих детей будет опираться наука. Однако существуют проблемы диагностики и развития талантливых детей на всех этапах обучения. Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями.
В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений, потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей.
Нетворческий воспитатель не сможет воспитать творческого дошкольника. Меняется жизнь – меняется дошкольное образование
Система деятельности по организации работы с одарё нными и талантливыми детьми в ДОУ строится следующим образом:
1. Выявление одарённых и талантливых детей :
диагностика потенциальных возможностей детей с использованием метода экспертных оценок, наблюдения.
анализ особых успехов и достижений ребенка.
2. Психолого – педагогическое сопровождение одарённых дошкольников, которое предполагает:
создание комфортной развивающей среды, помогающей гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей;
осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости.
Талант и любимое дело — важная часть жизни одарённых детей, но она не должна быть единственной. Даже самый способный ребёнок — это всего лишь ребёнок, которому необходимо общение с друзьями, прогулки, отдых, развлечения и возможность немного побаловаться. Если чрезмерно сосредоточиться на развитии способностей и исключить простые детские радости, то очень скоро можно получить полную потерю интереса и нежелание заниматься любимым делом.
Помощь одарённым дошкольникам в самореализации их творческой направленности являются индивидуальные творческие задания, работа в детской лаборатории, организация проектной деятельности, участие в интеллектуальных играх, конкурсах, исследовательских работах. Вовлечение воспитанников в систему дополнительного образования (рекомендации родителям о посещении детьми кружков, студий).
Любая деятельность всегда стимулируется поощрением: награждение дипломами, грамотами за участие как в муниципальных конкурсах, так и конкурсах на уровне дошкольного учреждения.
МБДОУ детский сад «Солнышко» взаимодействует с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости. Вместе с младшими школьниками проводятся интеллектуальные игры, организуются совместные проекты. Это позволяет уделять внимание развитию способностей у детей.
В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька - это путь восхождения воспитанника к вершинам своего развития. Есть несколько этапов выявления одаренности у детей. Работая в подготовительной группе, где дети готовы сделать первые шаги в мир, необходимо создавать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными помощниками становятся родители, которые ведут детей в центр творчества, музыкальную школу, студию танцев. Главная их задача— не столько развивать способности, сколько создавать среду для их естественного проявления. Не надо перегибать палку. Нервная система детей не приспособлена к потреблению больших объёмов информации и может не справиться с чрезмерной нагрузкой. В этом случае получим прямо противоположный эффект — полную потерю интереса к любой деятельности.
Существует множество методик, которые развивают у ребенка интеллект, память и творческие способности. Все они нацелены на максимальное раскрытие возможностей ребенка. Но игра является началом воспитания маленького гения. Играм ребенка тоже надо учить. Важно, чтобы родители сами играли с детьми по несколько минут в день. Набор игрушек для будущего гения включает в себя краски, пластилин, цветную бумагу, конструкторы, мячи, спортивный уголок, кукольные домики для девочек, мастерские для мальчиков, простые музыкальные инструменты, мягкие игрушки.
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала. Для этого в нашем детском саду создана система творческих лабораторий.
Многие наши «исследования» начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений окружающего мира. Возможность наблюдать и экспериментировать, нам предоставлена самой природой.
Мы отдаём предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
В заключении необходимо отметить, что вся работа по развитию одарённости детей должна быть выстроена в единой системе, где происходит взаимодействие с социумом при поддержке родителей.
Список литературы
1. Одаренные дети : Пер. с англ. /общая редакция Г. В. Барменского, В. М. Слуцкого-М. : Прогресс, 1991.-376с.
2. Ушакова Д. В., «Психология одаренности : от теории к практике» под редакцией Д. В. Ушакова – М; 2000.
3. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М. : Академия, 2000г.
4. Матюшкин А. М., Сиск Д. Одаренные и талантливые дети// Вопросы психологии. – 1988. - №4. – С. 94-97.
5. https://www.maam.ru/detskijsad/koncepcija-laboratorija-v-dou.html
6. https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2014/06/22/sistema-razvitiya-i-podderzhki-talantlivykh