света силеева
Создание в ДОУ мобильного образовательного центра для экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
Центр развития ребенка – детский сад первой категории
№19 «Ивушка» г. Сальска
Сообщение на тему: «Создание в дошкольном учреждении мобильного образовательного центра для проведения экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольников»
/из опыта работы/
Подготовил воспитатель Силеева С. М.
2022-2023 учебный год
Публикация «Создание в ДОУ мобильного образовательного центра для экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
Тема: «Создание в дошкольном учреждении мобильного образовательного центра для проведения экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольников».
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Мария Монтессори отмечала, что «Если наблюдать за трехлетним ребенком, то можно увидеть, что он играет всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание-то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя человека. С помощью рук и собственного опыта ребенок становится разумным человеком».
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Но желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, и его нелегко использовать в образовании.
Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Решение ее, как и любой педагогической задачи, необходимо рассматривать в общем контексте современной педагогической проблематики.
Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Кроме того, наше дошкольное учреждение, являясь социальным институтом и выполняя свои образовательные функции, должно обеспечивать формирование экологически развитой личности ребенка дошкольного возраста. Детский сад принимает участие в природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята-Дошколята», направленном на формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия. Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе и требуется наличие развивающей предметно-пространственной среды.
Работу по развитию дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности мы осуществляем, опираясь на программу «Ребенок в мире поиска» под редакцией О. В. Дыбиной.
Образовательные задачи по формированию у детей опыта позна-вательно-исследовательской деятельности представлены двумя блоками:
Это позволяет целостно представить содержание образовательной работы педагога с детьми по познавательному развитию в ходе познавательно-исследовательской деятельности Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс.
Основная цель - создание условий для развития опыта познавательно-исследовательской деятельности детей 3-7 лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.
Задачи:
развивать предпосылки к диалектическому мышлению, т. е. способности познавать окружающий мир в развитии, видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, исследовательские способности, творческое воображение, ценностное отношение к миру;
обеспечивать освоение детьми основ культуры познания, накопление опыта использования освоенных средств и способов познания при решении поисковых задач;
расширять перспективы познавательно-исследовательской деятельности детей путем освоения различных действий (мыслительных, моделирующих, экспериментальных, ис-следовательских, преобразующих) и включения их в процесс решения поисковых задач;
формировать познавательные активность и самостоятельность, представления, определяющие целостную картину мира.
Содержание образовательной работы строится на основе понимания и осознания психофизиологических особенностей дошкольников («ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям, поискам и т. д.).
Акцент в образовательной работе с детьми мы делаем не столько на содержательную сторону познания, сколько на его средства и способы, на организацию деятельности детей по их освоению, что имеет первостепенное значение для развития культуры познания, интеллектуальных и творческих способностей. Мы начинаем обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.
Приоритет принадлежит освоению детьми опыта познавательно-исследовательской деятельности, а не представлений, которые являются результатом познания.
Специфика компонентов познавательно-исследовательской деятельности представлена в 2 блоках:
информационный блок,
деятельностный блок.
Цель информационного блока — определить объекты познания как содержание познавательно-исследовательской деятельности и конкретизировать образовательные задачи по формированию, систе-матизации, обобщению и актуализации представлений, которые осваивают дети в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Результат — формирование целостной картины мира.
Информационный блок включает микроблоки: «Неживая природа», «Живая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир».
Содержание информационного блока легко можно варьировать, отражая специфику любой типовой программы дошкольного образования по блоку «Познавательное развитие», поскольку представленные микроблоки и соответствующие дидактические единицы соответствуют принципам системности и полноты.
Цель деятельностного блока — определение совокупности умений по каждой разновидности познавательно-исследовательской деятельности и конкретизация задачи образовательной работы с детьми по освоению всей совокупности умений, которые обеспечивают решение поисковых задач в процессе познания и преобразования объектов окружающего мира. Результат — формирование опыта познавательно-исследовательской деятельности, культуры познания, позиция творца.
Деятельностный блок включает микроблоки: «Общие исследова-тельские умения», «Экспериментальная деятельность», «Исследовательская деятельность», «Деятельность моделирования», «Преобразовательная деятельность».
Именно реализация деятельностного блока показала необходимость создания Мобильного образовательного центра – инновационного элемента, соответствующего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.
Мобильный образовательный центр дает возможность организовывать исследовательскую деятельность детей как в специально оборудованном помещении, так и на улице: на игровой метеостанции, на экологической тропе, при проведении экскурсий, прогулок-походов, в домашних условиях.
Мобильный образовательный центр содержит в себе :
большие пластиковые БИО кейсы (БИО – безопасный интересный опыт) с дополнительными отсеками, предназначенными для оборудования, необходимого для проведения экспериментально-исследовательской деятельности;
предметы и материалы для исследования (в соответствии с микроблоками);
методические материалы (картотеки экспериментов, опытов; инструкции по технике безопасности; алгоритмы проведения экспериментально-исследовательской деятельности);
оборудование, приборы;
«Дневник исследователя» - для фиксации хода и результатов исследования, а также карточки символы, отражающие способы получения информации и маленькие чистые листочки для фиксации полученной информации.
«Дневник исследователя» представляет собой планшет с карманами для сбора материала в процессе проведения исследования и результатов поиска информации из различных источников, иллюстраций, рисунков, фотографий, печатных текстов, записей информации (буквами или условными символами). К нему прилагается много чистых листочков (по величине кармана) для фиксации детьми полученной информации об объекте исследования.
«Дневник исследователя» помещается в мобильном БИО кейсе. Дети начинают работать с «Дневником исследователя» с самого начала исследования. В начале помещают объект исследования. Затем помещают условные символы по всем этапам исследования (наглядный алгоритм). Условные символы могут быть предложены взрослыми или придуманы детьми (картинки или пиктограммы). Важно, чтобы дети заносили в дневник результаты всех этапов исследования. В завершении работы, дети готовят сообщение, а содержимое дневника выступает наглядным ориентиром.
Могут использоваться наглядные алгоритмы поисковой деятельности. Хранятся алгоритмы в накопительной папке. Дети при решении поисковой задачи используют предложенные наглядные алгоритмы или составляют их самостоятельно. При использовании «Дневника исследователя» формируется картотека картинок или пиктограмм, которые дети или педагог используют по мере необходимости для составления наглядных моделей.
Методика проведения экспериментальной деятельности с использованием БИО – кейса:
Подготовка к проведению запланированных экспериментов и опытов начинается с:
определения дидактических задач;
выбора объекта, соответствующего требованиям;
предъявления детям цели или задачи в адекватной для возраста детей форме;
обсуждение с детьми хода эксперимента;
Ход исследования фиксируется в Дневнике исследователя.
На заключительном этапе происходит подведение итогов и формирование выводов.
Взрослому необходимо:
Учитывать структуру проведения эксперимента или опыта :
поставить познавательную задачу;
продумать методику эксперимента;
выдвинуть предположения, отобрать необходимый материал;
спрогнозировать результаты эксперимента;
соблюсти правила безопасности;
обеспечить выполнение работы, подведение итогов и формулирование выводов;
продумать способ фиксации результата;
провести вместе с детьми анализ полученных данных и составить наглядный и словесный отчет по результатам.
В ходе нашей работы в рамках мобильного образовательного центра было выявлено несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения.
Самое главное - подходите к проведению этой работы творчески. Для этого:
учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций;
не сдерживайте инициативы детей;
не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
не спешите с вынесением оценочных суждений;
помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
а) прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
в) учиться анализу и синтезированию и на их основе классификации, обобщению информации.
Использование педагогической идеи мобильного образовательного центра и технологии исследовательского обучения дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики. Важно также учитывать, что работать дети могут индивидуально, парами или подгруппами. В этом случае возникают дополнительные воспитательные возможности.