Получи документы

Консультация для педагогов «Создание условий успешного сотрудничества педагогов с родителями в ДОУ»

Козлова Татьяна
Консультация для педагогов «Создание условий успешного сотрудничества педагогов с родителями в ДОУ»

Консультация для педагогов

Тема: Создание условий успешного сотрудничества педагогов с родителями в ДОУ

Цель: Повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов в ситуациях взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:

Публикация «Консультация для педагогов „Создание условий успешного сотрудничества педагогов с родителями в ДОУ“» размещена в разделах

1. Познакомить с практическими ориентирами конструктивного взаимодействия и сотрудничества с родителями воспитанников, показать их важность.

2. Расширять представления об этических нормах и правилах поведения в диалоге.

3. Сформировать позитивную установку на гибкое и толерантное сотрудничество с учетом индивидуальных особенностей родителей.

Методы, приемы, технологии:

мини-лекция (метод проблемного изложения материала);

демонстрация слайдов, ИКТ;

игровая технология.

Составила: Козлова Татьяна Владимировна,

Педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №118»,

г. Курган

Актуальность

Работа с родителями – одно из самых сложных, но интересных направлений в психолого-педагогической деятельности. Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в тонусе, не даёт расслабиться, побуждает к совершенствованию своих личностных и профессиональных качеств.

Основанием для проведения консультации послужило желание помочь всем воспитателям конструктивно строить отношения с родителями своих воспитанников. Как часто мы бываем беспомощны, не защищены и неумелы в общении с родителями. Иногда неадекватное поведение педагогов, особенно в критической ситуации, провоцирует на откровенную неприязнь со стороны родителей.

Хотя, безусловно, каждый педагог знает, как важно найти подход к родителям, настроить их на совместную деятельность, в целях оказания помощи и поддержки своим детям, так как от этого зависит успех образования в целом.

Очевидно, чтобы построить с родителями конструктивно-продуктивное взаимодействие, необходимо знать и изучать психологию родителей, применять осознанно эффективные механизмы воздействия и техники общения.

Основное содержание

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит социальное рождение его личности.

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами "на равных", как с коллегами, прийти к доверительному, "душевному" общению. Из чего же складывается успех взаимодействия с родителями в условиях детского сада поэтапно?

Предлагаем вашему вниманию алгоритм взаимодействия с семьей (слайды)

I – стадия

Поиск контактов при встрече: воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искренне уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

II – стадия

Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

III - стадия

Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

IV – стадия

Упрочение сотрудничества и достижения общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

V – стадия

Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе на воспитание и коррекцию поведения ребенка.

VI – стадия

Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Эта стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

Предлагаем познакомиться с основными практическими ориентирами и принципами конструктивного взаимодействия и сотрудничества с родителями. (слайды 6-11)

Использование навыков положительного общения

Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем или даем советы.

Часто сообщаем родителям в разных формах о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка.

Используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведений от них.

Даем родителям возможность понять, что мы готовы обсуждать с ними широкий спектр тем о ребенке.

Прежде чем сообщить родителям цели и задачи образовательной программы, спрашиваем об их желаниях

Своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи и просьбы родителей.

Стараемся разрешать проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся их детей и их самих.

Предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения

Помогаем членам семей обобщить то, что они хотят для своих детей и для себя; вместе составляем список целей выраженных словами самих родителей.

При планировании и предоставлении услуг относимся к родителям как к настоящим экспертам по вопросам связанным с их детьми.

Совместно с родителями определяем стратегии обучения и воспитания, предоставляем возможность решать, какие из них больше всего соответствуют их потребностям и ресурсам.

Предоставляем родителям право выбора в вопросе о том. Когда, где и каким образом они будут участвовать в образовании своего ребенка.

Регулярно выясняем мнение родителей об эффективности выбранных стратегий, результатах работы по программе и изменениях, которые они хотели бы внести.

Определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи

Сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка (через беседы, телефонные разговоры, записки и т. п.)

Получаем от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их ребенка и семьи.

Признаем уникальный вклад родителей в прогресс их ребенка и выражаем им благодарность.

Предлагаем родителям сформулировать цели и действия в тех направлениях в которых ребенок силен, и включаем их предложения в план развития.

Помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.

Уважение разнообразия и уникальности семей

Принимаем и уважаем мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными. (общение в позиции «я ОК – ты ОК»).

Стараемся выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем.

Принимаем ценности семей, даже если они входят в конфликт с нашими собственными.

Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей

Предоставляем всем членам семьи возможность для активного и комфортного участия в групповой деятельности.

Даем родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе.

Привлекаем родителей к обучению детей.

Помогаем семьям в поиске других общественных услуг, в которых они нуждаются.

Слайды 11-13

Для налаживания сотрудничества, прежде всего, следует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к заинтересованному и искреннему желанию сотрудничать для блага ребенка, это значит от традиционной роли в пользу партнерской (слайд

Традиционная роль

1. Высказывающий мудрец (вещает, указывает, как надо поступать);

2. Руководит;

3. Оценивает ребенка и предоставляет родителям информацию о его развитии;

4. Ответы на все вопросы знает сам;

5. Ставит цели развития для ребенка и группы в целом;

6. Задает родителям задания на дом;

7. Часто применяет специальные слова (термины);

8. Ожидает, что родители будут относиться к нему как знатоку – специалисту.

Педагог-партнер

1. Гид (ведет, опираясь на инициативу участников) ;

2. Задает вопросы;

3. Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ними оценивает его развитие;

4. Ищет решение проблем с родителями;

5. Узнает цели и пожелания родителей в отношении их ребенка и группы в целом и добавляет к ним свои предложения;

6. Вместе с родителями обсуждает и находит те виды деятельности, которые подходят по домашним условиям и стилю жизни;

7. Говорит так, чтобы родителям было понятно;

8. Помогает родителям оценить свои силы и знания, убедиться в правильности своих действий. Готов не только учить, но и учиться у родителей.

Слайды 15-23

Для эффективного преодоления сложных и конфликтных ситуаций в общении с родителями важно знать особенности поведения разных типов родителей. Предлагаем вашему вниманию классификацию типов родительского поведения (слайды)

Позитивно ориентированные.

Они стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчет в незнании некоторых вещей. Гибко перестраиваются. Если не большие оптимисты, то, по крайней море, не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Это не означает некую золотую середину, могут и резко выступать несбалансированные черты, например вспыльчивость, тревожность, даже порядочный эгоизм - что угодно; но плюс к тому три непременные качества: умение слушать и слышать, стремление к самоусовершенствованию и умение быть благодарным.

Общение с такой категорией родителей самое приятное. Если возникают недоразумения, то они принимают различные способы их разрешения, сотрудничают или идут на компромисс.

Союзники

Организация помощи психологу и педагогу является их основной целью. Мнение психолога или педагога для них всегда авторитетно. Часто они выступают в роли посредника между родителями и педагогами, родителями и детьми, пытаются снизить уровень напряженности во время занятий, готовы идти на компромисс и сами предлагают компромиссные решения. Легко вступают в дискуссию, сотрудничают.

В случае возникновения противоречий они всегда принимают точку зрения психолога или педагога.

Манипуляторы

Они стремятся управлять окружающими с помощью изучения их сильных и слабых сторон, специально воздействуя на слабости людей, чтобы побудить этих людей и делать то, что нужно родителю-манипулятору. Ведь манипулятор добивается нужного ему поведения, он будет это делать каждый раз. Есть особая категория родителей, которые испытывают физическое наслаждение от чувства власти над человеком. В этом случае они испытывают торжество, превосходство, ощущение своей значимости, вседозволенности и т. д. Если манипулятор не может добиться от вас того, чего хочет, он начинает испытывать комплекс неполноценности, который его самого заставляет страдать. В этом случае он обычно усиливает свои манипуляции: использует положение, деньги, подарки, "хлопает дверями", настраивает всех друг против друга, ссорит, разбивает коллектив на группы.

Главное орудие против манипуляторов - научиться нейтрализовать их нападки. Это умение запретить себе эмоционально реагировать на их действия и сохранять объективный взгляд, позицию "взрослого". Необходимо сделать их позицию "прозрачной", открытой и понятной для всех. При этом если вы сумеете с улыбкой отвечать манипулятору на все его действия, это обязательно вызовет у него взрыв, ваша улыбка будет восприниматься как издевательство. Однако формально вы держите себя в рамках приличия, и поэтому с вашей улыбкой он ничего поделать не может. Если вы сумеете удержать такую манеру поведения с манипулятором, он будет разоружен и постепенно оставит вас в покое.

Творческие

Склонны к игре и импровизации, действуют часто не по правилам, ориентированы на новые впечатления. Спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях. Они энтузиасты, часто склонны к идеализации. Такие родители могут видеть в событиях то, что не замечают другие. У них есть стремление действовать, а не только размышлять. Все обыденное, посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Терпение редко покидает их, но они должны верить в то, чем занимаются. Деятельность таких родителей может стать важной составляющей успеха организации работы с детьми, но общаться и взаимодействовать с такими родителями не просто, они требуют к себе внимания, одобрения и эмоциональной поддержки. Увлеченные процессом, они могут не заметить уже созданного и внести хаос в организованный процесс и даже разрушить достигнутое. Они спонтанны, не всегда хорошо организованны.

Равнодушные

Скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают. При этом во время встреч демонстрируют свою значимость и равнодушие, чем очень мешают конструктивному общению. Однако на них можно проверить на прочность любое нововведение, идею, предложение и даже, если хотите, свою позицию. Главное оружие в общении с ними - ваш авторитет

Деструктивные

Для них характерны отрицательное мотивационное воздействие на личность и поведение других людей, нарушение взаимоотношений, конфликты. Роли деструктивной личности, нарушающие общую работу, могут быть следующие:

Блокирование - родитель не согласен и отвергает усилия психолога, демонстрирует, что ничего не достигнуто.

Агрессивность - критикует, обвиняет других, снижает самооценку окружающих, группы, чтобы возвысить свой собственный статус.

Стремится к признанию - привлекает внимание, "тащит одеяло" на себя, хвастается, говорит громко, демонстрирует необыкновенное поведение.

Уход - проявляет безразличие, мечтательность или хмурость.

Доминирование - настаивает, на собственной правоте, прерывает других, указывает, направляет, требует.

Стремление исповедоваться - использует других в качестве аудитории и раскрывает личные, не ориентированные на задачу чувства и мысли.

Тактика общения с таким родителем строится на приемах успокоения его раздраженного восприятия. Более всего подходит выбор позиции "заботящегося родителя", "доктора", который помнит старую, но очень верную формулу: "здоровый на больного не обижается".

Поскольку они очень чувствительны к настроению своих собеседников и эмоциональному отношению к ним персонально, очень важно настроить себя благожелательно по отношению к ним и спокойно, рассудительно, с улыбкой с ними разговаривать. Используемая тактика приводит впоследствии к дружескому расположению и нередко к привязанности.

Психологический практикум

Представьте человека, который доставляет вам очень много хлопот. Подходят ли для него следующие высказывания.

1. Как бы я ни пытался с ним общаться, что бы ни предпринимал, становится все хуже.

2. Порой думаю: «Было бы лучше, если бы он куда-нибудь исчез».

3. Я никогда не знаю, что он скажет, что у него на уме.

4. Когда я его вижу у меня портится настроение.

5. Когда смотрю на него, думаю: «Судьба ко мне не справедлива».

6. Мне неприятно иметь с ним дело.

7. Он постоянно нарушает работу.

8. Порой я думаю, что он для большинства родителей является источником напряжения.

9. К нему не возможно найти подход.

Если на большинство вопросов, вы получите утвердительный ответ, перед вами действительно деструктивная личность. Но есть и другой вариант: вам нужна передышка и время для того, чтобы попытаться найти другой подход к этому человеку, или, может, стоит отказаться от длительных контактов с таким человеком.

Упражнение «Улыбка»

Цель упражнения: показать педагогам возможности улыбки как средства общения.

Процедура выполнения

Педагогам предлагается поприветствовать партнера по общению улыбкой. Оговаривает-ся, что партнер выступает в качестве родителя. Улыбка может быть разной: искренней, неискренней, доброжелательной, сочувствующей, злой, ироничной, надменной и т. д.

Анализ упражнения

1. Как Вам удалось прочувствовать характер улыбки?

2. Что Вы чувствовали, получая в качестве приветствия улыбку?

3. Часто ли такими улыбками встречают педагоги родителей?

Упражнение «Я и родители моих воспитанников»

Цель упражнения: концентрации внимания воспитателей на анализе их взаимоотношений с родителями воспитанников.

Процедура выполнения

Предлагается в форме рисунка, аппликации, коллажа создать образ, отражающий взаи-моотношения педагога с родителями воспитанников.

Анализ упражнения

1. Вам было сложно или легко выполнять это упражнение?

2. Насколько Вам удалось отразить в рисунке характер Вашего реального отношения с родителями?

3. Хотелось бы Вам что-то изменить в рисунке и общении с родителями?

Заключение

Общаясь с разными родителями всегда важно помнить: ребенок - есть главная основа сближения души и разума людей, сопричастных его жизни. Рассказывая (устно и письменно) о ребенке, о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения и трудности принес ему день, воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми внимательный, заинтересованный человек, обладающий важной и актуальной информацией о ребенке. К этому человеку нужно прислушиваться и во всем помогать.

Литература:

1. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/ Т. Н. Доронова, Е. В. Савельева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко – М. : Линка-Пресс, 2001 – 224 с.

2. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М. : Линка-Пресс, 2007.- 176 с

3. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития: академия холдинг: 2002.- 160 с.

4. Материалы информационного сайта http://www.resobr.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению.

Консультация для педагогов ДОУ: «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию» Описание материала: предлагаю вам учебно-методическую разработку по взаимодействию с родителями по экологическому воспитанию. Данный материал.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников» Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных.

Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности»Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности» Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики,.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Создание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУСоздание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУ Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Создание условий успешного сотрудничества педагогов с родителями в ДОУ»
Опубликовано: 20 сентября 2021 в 12:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Создание условий успешного сотрудничества педагогов с родителями в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Козлова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД