Козлова Татьяна
Консультация для педагогов «Создание условий успешного сотрудничества педагогов с родителями в ДОУ»
Консультация для педагогов
Тема: Создание условий успешного сотрудничества педагогов с родителями в ДОУ
Цель: Повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов в ситуациях взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
Публикация «Консультация для педагогов „Создание условий успешного сотрудничества педагогов с родителями в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
1. Познакомить с практическими ориентирами конструктивного взаимодействия и сотрудничества с родителями воспитанников, показать их важность.
2. Расширять представления об этических нормах и правилах поведения в диалоге.
3. Сформировать позитивную установку на гибкое и толерантное сотрудничество с учетом индивидуальных особенностей родителей.
Методы, приемы, технологии:
мини-лекция (метод проблемного изложения материала);
демонстрация слайдов, ИКТ;
игровая технология.
Составила: Козлова Татьяна Владимировна,
Педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад №118»,
г. Курган
Актуальность
Работа с родителями – одно из самых сложных, но интересных направлений в психолого-педагогической деятельности. Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в тонусе, не даёт расслабиться, побуждает к совершенствованию своих личностных и профессиональных качеств.
Основанием для проведения консультации послужило желание помочь всем воспитателям конструктивно строить отношения с родителями своих воспитанников. Как часто мы бываем беспомощны, не защищены и неумелы в общении с родителями. Иногда неадекватное поведение педагогов, особенно в критической ситуации, провоцирует на откровенную неприязнь со стороны родителей.
Хотя, безусловно, каждый педагог знает, как важно найти подход к родителям, настроить их на совместную деятельность, в целях оказания помощи и поддержки своим детям, так как от этого зависит успех образования в целом.
Очевидно, чтобы построить с родителями конструктивно-продуктивное взаимодействие, необходимо знать и изучать психологию родителей, применять осознанно эффективные механизмы воздействия и техники общения.
Основное содержание
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит социальное рождение его личности.
Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами "на равных", как с коллегами, прийти к доверительному, "душевному" общению. Из чего же складывается успех взаимодействия с родителями в условиях детского сада поэтапно?
Предлагаем вашему вниманию алгоритм взаимодействия с семьей (слайды)
I – стадия
Поиск контактов при встрече: воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искренне уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
II – стадия
Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.
III - стадия
Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
IV – стадия
Упрочение сотрудничества и достижения общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.
V – стадия
Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе на воспитание и коррекцию поведения ребенка.
VI – стадия
Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Эта стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.
Предлагаем познакомиться с основными практическими ориентирами и принципами конструктивного взаимодействия и сотрудничества с родителями. (слайды 6-11)
Использование навыков положительного общения
Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем или даем советы.
Часто сообщаем родителям в разных формах о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка.
Используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведений от них.
Даем родителям возможность понять, что мы готовы обсуждать с ними широкий спектр тем о ребенке.
Прежде чем сообщить родителям цели и задачи образовательной программы, спрашиваем об их желаниях
Своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи и просьбы родителей.
Стараемся разрешать проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся их детей и их самих.
Предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения
Помогаем членам семей обобщить то, что они хотят для своих детей и для себя; вместе составляем список целей выраженных словами самих родителей.
При планировании и предоставлении услуг относимся к родителям как к настоящим экспертам по вопросам связанным с их детьми.
Совместно с родителями определяем стратегии обучения и воспитания, предоставляем возможность решать, какие из них больше всего соответствуют их потребностям и ресурсам.
Предоставляем родителям право выбора в вопросе о том. Когда, где и каким образом они будут участвовать в образовании своего ребенка.
Регулярно выясняем мнение родителей об эффективности выбранных стратегий, результатах работы по программе и изменениях, которые они хотели бы внести.
Определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи
Сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка (через беседы, телефонные разговоры, записки и т. п.)
Получаем от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их ребенка и семьи.
Признаем уникальный вклад родителей в прогресс их ребенка и выражаем им благодарность.
Предлагаем родителям сформулировать цели и действия в тех направлениях в которых ребенок силен, и включаем их предложения в план развития.
Помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.
Уважение разнообразия и уникальности семей
Принимаем и уважаем мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными. (общение в позиции «я ОК – ты ОК»).
Стараемся выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем.
Принимаем ценности семей, даже если они входят в конфликт с нашими собственными.
Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей
Предоставляем всем членам семьи возможность для активного и комфортного участия в групповой деятельности.
Даем родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе.
Привлекаем родителей к обучению детей.
Помогаем семьям в поиске других общественных услуг, в которых они нуждаются.
Слайды 11-13
Для налаживания сотрудничества, прежде всего, следует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к заинтересованному и искреннему желанию сотрудничать для блага ребенка, это значит от традиционной роли в пользу партнерской (слайд
Традиционная роль
1. Высказывающий мудрец (вещает, указывает, как надо поступать);
2. Руководит;
3. Оценивает ребенка и предоставляет родителям информацию о его развитии;
4. Ответы на все вопросы знает сам;
5. Ставит цели развития для ребенка и группы в целом;
6. Задает родителям задания на дом;
7. Часто применяет специальные слова (термины);
8. Ожидает, что родители будут относиться к нему как знатоку – специалисту.
Педагог-партнер
1. Гид (ведет, опираясь на инициативу участников) ;
2. Задает вопросы;
3. Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ними оценивает его развитие;
4. Ищет решение проблем с родителями;
5. Узнает цели и пожелания родителей в отношении их ребенка и группы в целом и добавляет к ним свои предложения;
6. Вместе с родителями обсуждает и находит те виды деятельности, которые подходят по домашним условиям и стилю жизни;
7. Говорит так, чтобы родителям было понятно;
8. Помогает родителям оценить свои силы и знания, убедиться в правильности своих действий. Готов не только учить, но и учиться у родителей.
Слайды 15-23
Для эффективного преодоления сложных и конфликтных ситуаций в общении с родителями важно знать особенности поведения разных типов родителей. Предлагаем вашему вниманию классификацию типов родительского поведения (слайды)
• Позитивно ориентированные.
Они стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчет в незнании некоторых вещей. Гибко перестраиваются. Если не большие оптимисты, то, по крайней море, не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Это не означает некую золотую середину, могут и резко выступать несбалансированные черты, например вспыльчивость, тревожность, даже порядочный эгоизм - что угодно; но плюс к тому три непременные качества: умение слушать и слышать, стремление к самоусовершенствованию и умение быть благодарным.
Общение с такой категорией родителей самое приятное. Если возникают недоразумения, то они принимают различные способы их разрешения, сотрудничают или идут на компромисс.
• Союзники
Организация помощи психологу и педагогу является их основной целью. Мнение психолога или педагога для них всегда авторитетно. Часто они выступают в роли посредника между родителями и педагогами, родителями и детьми, пытаются снизить уровень напряженности во время занятий, готовы идти на компромисс и сами предлагают компромиссные решения. Легко вступают в дискуссию, сотрудничают.
В случае возникновения противоречий они всегда принимают точку зрения психолога или педагога.
• Манипуляторы
Они стремятся управлять окружающими с помощью изучения их сильных и слабых сторон, специально воздействуя на слабости людей, чтобы побудить этих людей и делать то, что нужно родителю-манипулятору. Ведь манипулятор добивается нужного ему поведения, он будет это делать каждый раз. Есть особая категория родителей, которые испытывают физическое наслаждение от чувства власти над человеком. В этом случае они испытывают торжество, превосходство, ощущение своей значимости, вседозволенности и т. д. Если манипулятор не может добиться от вас того, чего хочет, он начинает испытывать комплекс неполноценности, который его самого заставляет страдать. В этом случае он обычно усиливает свои манипуляции: использует положение, деньги, подарки, "хлопает дверями", настраивает всех друг против друга, ссорит, разбивает коллектив на группы.
Главное орудие против манипуляторов - научиться нейтрализовать их нападки. Это умение запретить себе эмоционально реагировать на их действия и сохранять объективный взгляд, позицию "взрослого". Необходимо сделать их позицию "прозрачной", открытой и понятной для всех. При этом если вы сумеете с улыбкой отвечать манипулятору на все его действия, это обязательно вызовет у него взрыв, ваша улыбка будет восприниматься как издевательство. Однако формально вы держите себя в рамках приличия, и поэтому с вашей улыбкой он ничего поделать не может. Если вы сумеете удержать такую манеру поведения с манипулятором, он будет разоружен и постепенно оставит вас в покое.
Творческие
Склонны к игре и импровизации, действуют часто не по правилам, ориентированы на новые впечатления. Спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях. Они энтузиасты, часто склонны к идеализации. Такие родители могут видеть в событиях то, что не замечают другие. У них есть стремление действовать, а не только размышлять. Все обыденное, посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Терпение редко покидает их, но они должны верить в то, чем занимаются. Деятельность таких родителей может стать важной составляющей успеха организации работы с детьми, но общаться и взаимодействовать с такими родителями не просто, они требуют к себе внимания, одобрения и эмоциональной поддержки. Увлеченные процессом, они могут не заметить уже созданного и внести хаос в организованный процесс и даже разрушить достигнутое. Они спонтанны, не всегда хорошо организованны.
Равнодушные
Скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают. При этом во время встреч демонстрируют свою значимость и равнодушие, чем очень мешают конструктивному общению. Однако на них можно проверить на прочность любое нововведение, идею, предложение и даже, если хотите, свою позицию. Главное оружие в общении с ними - ваш авторитет
Деструктивные
Для них характерны отрицательное мотивационное воздействие на личность и поведение других людей, нарушение взаимоотношений, конфликты. Роли деструктивной личности, нарушающие общую работу, могут быть следующие:
Блокирование - родитель не согласен и отвергает усилия психолога, демонстрирует, что ничего не достигнуто.
Агрессивность - критикует, обвиняет других, снижает самооценку окружающих, группы, чтобы возвысить свой собственный статус.
Стремится к признанию - привлекает внимание, "тащит одеяло" на себя, хвастается, говорит громко, демонстрирует необыкновенное поведение.
Уход - проявляет безразличие, мечтательность или хмурость.
Доминирование - настаивает, на собственной правоте, прерывает других, указывает, направляет, требует.
Стремление исповедоваться - использует других в качестве аудитории и раскрывает личные, не ориентированные на задачу чувства и мысли.
Тактика общения с таким родителем строится на приемах успокоения его раздраженного восприятия. Более всего подходит выбор позиции "заботящегося родителя", "доктора", который помнит старую, но очень верную формулу: "здоровый на больного не обижается".
Поскольку они очень чувствительны к настроению своих собеседников и эмоциональному отношению к ним персонально, очень важно настроить себя благожелательно по отношению к ним и спокойно, рассудительно, с улыбкой с ними разговаривать. Используемая тактика приводит впоследствии к дружескому расположению и нередко к привязанности.
Психологический практикум
Представьте человека, который доставляет вам очень много хлопот. Подходят ли для него следующие высказывания.
1. Как бы я ни пытался с ним общаться, что бы ни предпринимал, становится все хуже.
2. Порой думаю: «Было бы лучше, если бы он куда-нибудь исчез».
3. Я никогда не знаю, что он скажет, что у него на уме.
4. Когда я его вижу у меня портится настроение.
5. Когда смотрю на него, думаю: «Судьба ко мне не справедлива».
6. Мне неприятно иметь с ним дело.
7. Он постоянно нарушает работу.
8. Порой я думаю, что он для большинства родителей является источником напряжения.
9. К нему не возможно найти подход.
Если на большинство вопросов, вы получите утвердительный ответ, перед вами действительно деструктивная личность. Но есть и другой вариант: вам нужна передышка и время для того, чтобы попытаться найти другой подход к этому человеку, или, может, стоит отказаться от длительных контактов с таким человеком.
Упражнение «Улыбка»
Цель упражнения: показать педагогам возможности улыбки как средства общения.
Процедура выполнения
Педагогам предлагается поприветствовать партнера по общению улыбкой. Оговаривает-ся, что партнер выступает в качестве родителя. Улыбка может быть разной: искренней, неискренней, доброжелательной, сочувствующей, злой, ироничной, надменной и т. д.
Анализ упражнения
1. Как Вам удалось прочувствовать характер улыбки?
2. Что Вы чувствовали, получая в качестве приветствия улыбку?
3. Часто ли такими улыбками встречают педагоги родителей?
Упражнение «Я и родители моих воспитанников»
Цель упражнения: концентрации внимания воспитателей на анализе их взаимоотношений с родителями воспитанников.
Процедура выполнения
Предлагается в форме рисунка, аппликации, коллажа создать образ, отражающий взаи-моотношения педагога с родителями воспитанников.
Анализ упражнения
1. Вам было сложно или легко выполнять это упражнение?
2. Насколько Вам удалось отразить в рисунке характер Вашего реального отношения с родителями?
3. Хотелось бы Вам что-то изменить в рисунке и общении с родителями?
Заключение
Общаясь с разными родителями всегда важно помнить: ребенок - есть главная основа сближения души и разума людей, сопричастных его жизни. Рассказывая (устно и письменно) о ребенке, о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения и трудности принес ему день, воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми внимательный, заинтересованный человек, обладающий важной и актуальной информацией о ребенке. К этому человеку нужно прислушиваться и во всем помогать.
Литература:
1. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/ Т. Н. Доронова, Е. В. Савельева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко – М. : Линка-Пресс, 2001 – 224 с.
2. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М. : Линка-Пресс, 2007.- 176 с
3. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития: академия холдинг: 2002.- 160 с.
4. Материалы информационного сайта http://www.resobr.ru