МААМ-картинки

Создание условий организации оздоровительно-профилактической работы с детьми в ДОУ

Людмила Бердникова
Создание условий организации оздоровительно-профилактической работы с детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны, это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т. д.

Публикация «Создание условий организации оздоровительно-профилактической работы с детьми в ДОУ» размещена в разделах

Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на здоровье (соответственно, на здоровый образ жизни) не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия.

Вот почему укрепление здоровья детей – актуальнейшая проблема современного образования.

Ещё В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы».

Дошкольное образовательное учреждение - первая ступень, обеспечивающая развитие дошкольника в полноценную и гармоническую личность. Это возможно лишь при условии обеспечения физического здоровья, психоэмоционального благополучия ребенка, формирования потребности детей в здоровом образе жизни.

Оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.

Проблема здоровья детей выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую и системности.

Актуальность проблемы оздоровления дошкольников заключается в создании условий организации оздоровительно - профилактической работы с детьми в ДОУ.

Наиболее существенными для выявленной проблемы являются противоречия между: необходимостью формирования познавательно- валеологической культуры дошкольника, как фактора сохранения здоровья ребёнка и отсутствием разработанной целостной системы работы по валеологическому и физическому воспитанию, адаптированной к условиям ДОУ, основанной на современных оздоровительных технологиях.

Следовательно, возникает необходимость разработать систему педагогической работы, интеграции оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Объект – профессиональная деятельность воспитателя за межаттестационный период, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников

Предмет – самоанализ деятельности воспитателя

Цель: самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя за межаттестационный период, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников

Задачи:

- вычленение ведущих задач, решаемых воспитателем в прошедший межаттестационный период;

- анализ полученных результатов образования;

-установление причинно-следственных связей между результатами образования и условиями их получения;

- выявление противоречий, вновь возникших в межаттестационный период, и проектирование путей решения этих противоречий в следующий межаттестационный период;

- самооценка эффективности собственной деятельности.

I. Аналитическая часть.

1.1. Анализ результатов деятельности воспитателя за межаттестационный период

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества

Цель деятельности воспитателя в межаттестационный период: создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в активной практической, самостоятельной, интеллектуальной, творческой деятельности.

Работа осуществлялась по трем направлениям:

1. Работа с воспитанниками

Цель: составление системы работы воспитателя с воспитанниками, способствующей сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Задачи:

1. Приобщение дошкольников к нормам здорового образа жизни: обогащение представления о здоровье, о связях здоровья человека с окружающим миром, об организме и его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливания.

2. Формирование осознанного отношения дошкольников к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний в разных видах деятельности.

3. Развитие двигательных и физических качеств.

4. Укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.

Работа с воспитанниками осуществлялась в несколько этапов.

1 этап. Диагностическое обследование на начало года.

Цель: определение уровня валеологических знаний и развития физических качеств воспитанников 5-6 лет.

2 этап. Составление и реализация оздоровительно-познавательной программы «Будем здоровы», направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников 5-7 лет

Цель программы: создание условий для физического развития, сохранения, укрепления здоровья каждого ребенка, его сознательного отношения к собственному здоровью через знакомство с доступными способами его укрепления.

Задачи:

1. Воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, к соблюдению правил личной гигиены, режима дня.

2. Развивать нравственно - волевые качества личности ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями.

3. Формировать доступные первоначальные представления и знания об организме человека, о влиянии физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление и развитие собственного здоровья.

4. Создать условия для осознания ребенком своих физических возможностей на основе развития представления о своем теле.

5. Сформировать базовые представления о здоровом образе жизни и традиционных видах физической активности, потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.

6. Обеспечить развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, выносливость, настойчивость через участие в физкультурных занятиях, спортивных играх, праздниках.

3 этап. Диагностическое обследование на конец года.

Цель: определить характер динамики, оценить результативность работы, а также определить дальнейшее содержание деятельности воспитателя

По результатам диагностического обследования на конец учебного года у детей 4-5 лет преобладал низкий уровень валеологических знаний. У детей проявлялся в основном ситуативный интерес к здоровьесберегающей деятельности, к правилам здорового образа жизни. Дети с низким уровнем знаний не стремились к выполнению правил безопасного поведения, не проявляли активности в самообслуживании, стремлении оказать помощь взрослому при организации режимных моментов.

Анализ уровня валеологических знаний воспитанников за 2013-2016 годы показал, что уровень валеологических знаний дошкольников повысился на 37%. Дети имеют представление о своём здоровье, знают, как укреплять и сохранять его. Умеют практически решать задачи безопасного поведения в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. Повысилась валеологическая компетентность ребенка: готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Дошкольники имеют знания об оказании элементарной медицинской помощи.

Произошло обогащение знаний по ОБЖ: о правилах дорожного движения, о поведении во время пожара и других ситуациях

Дошкольники проявляют любознательность, интерес к результату деятельности, удовлетворенность от достигнутого, стремятся быть успешными, умеют адекватно оценить свои умения.

Дети с интересом участвуют в экспериментальной и практической деятельности; умеют самостоятельно ставить задачи и строить логические выводы, умозаключения, что еще раз подтверждает успешное развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

Сегодня основной целью дошкольного физического воспитания является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.

Важнейшим средством в достижении цели по воспитанию гармонично развитой личности с самого раннего возраста является развитие физических качеств: силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости, прыгучести и других.

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах деятельности.

Развитие физических качеств в дошкольном возрасте является залогом укрепления здоровья на всем протяжении жизни человека.

Анализ мониторинга физического развития воспитанников показал положительную динамику развития физических качеств.

Уровень выносливости вырос на 20%, уровень скоростно-силовых качеств

повысился на 28%, уровень гибкости и ловкости на 42%.

Дошкольники в двигательной деятельности успешно проявляют быстроту, ловкость, силу, гибкость, проявляют элементы творчества, стремятся к лучшему результату, осознают зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом.

Дошкольников с низким уровнем физического развития стало на 25% меньше, что составило в конце учебного - 5%.

Дошкольников, имеющих средний уровень физического развития, стало на 7% меньше, что составило в конце учебного года - 43%.

Высокий уровень физического развития дошкольников вырос на 34%, что составило в конце учебного года 52%.

Дошкольники в двигательной деятельности успешно проявляют быстроту, ловкость, силу, гибкость, проявляют элементы творчества, стремятся к лучшему результату, осознают зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом.

Нельзя не отметить, что система работы по реализации оздоровительной программы повлияла на снижение уровня заболеваемости воспитанников группы.

Сравнительный анализ заболеваемости в группе за 3 года показывает снижение заболеваемости детей: если в _ учебном году заболеваемость на начало года составляла 62%, группу посещало 15% дошкольников с диагнозом ЧБД (часто болеющие дети, также наблюдалось повышение общей заболеваемости, связанное с заболеваниями ОРВИ, ОРЗ. Причины детской заболеваемости можно объяснить регионально-климатическими особенностями Урала (резкие перепады давления, температуры, воздействуют на организм ребенка, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет).

Проводя анализ заболеваемости в конце _ учебного года были зафиксированы следующие результаты: заболеваемость составила 30%. Что позволяет сделать вывод: уровень заболеваемости воспитанников за три года снизился на 32%.

Формирование здоровья детей является приоритетным направлением деятельности любого дошкольного учреждения. Только в условиях совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Исходя из этого следующим направлением деятельности воспитателя является работа с родителями воспитанников.

2. Работа с родителями воспитанников

Цель: взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам воспитания здорового ребенка

Задачи:

1. Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей.

2. Формирование у родителей потребности в знаниях о здоровом образе жизни и желания передавать их детям собственным примером.

Для организации взаимодействия с родителями воспитанников использовались такие формы как:

- коллективные формы взаимодействия: групповые родительские собрания, тематические беседы, круглые столы, устный журнал

- индивидуальные формы работы : беседы и консультации, которые проводятся по запросам родителей

- формы наглядного информационного обеспечения: информационные листы, буклеты, мини-библиотеки по вопросам профилактики и оздоровления ребенка

Для достижения стабильных результатов в сохранении здоровья воспитанников совместно с родителями активно используется метод проектной деятельности. Результатом этой деятельности стали, совместно разработанные проекты : «Вода источник жизни», «Морское путешествие», «Войди в природу с добротой», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». В рамках проекта составлена картотека подвижных, народных игр, игр-заданий экологической и здоровьесберегающей направленности; составлена система закаливающих процедур с детьми старшего дошкольного возраста.

В результате тесного творческого взаимодействия с родителями и детьми в группе установились доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса. Для отслеживания результативности работы с родителями использовалось анкетирование на разные тематики: «Какое место занимает физическая культура в вашей семье», «Я и мой ребенок на улицах города», «Удовлетворенность родителями оздоровительной работой в ДОУ» и другие.

По результатам анкетирования уровень информационной культуры родителей по вопросам воспитания привычки к здоровому образу жизни вырос на 39%. Большая часть родителей осведомлены о том, как укреплять здоровье ребенка, знают, как это сделать и хотели бы дальше получать помощь ДОУ относительно укрепления здоровья своего ребенка.

3. Работа с социумом

В качестве основных приоритетов в дошкольном образовании сегодня выступают: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, понятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии. Существует связь между социальным и эмоциональным развитием ребенка. Формирование социальных навыков способствует развитию умения ребенка общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми, разрешать конфликтные ситуации.

Поэтому, развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни.

Исходя из этого, с 2008 года с учреждениями города ведется активное взаимодействие. Составлены и реализуются планы с образовательным учреждением №1 им. А. С. Пушкина, Центром Культуры ДК им. Агаркова, Центром Детского Творчества, Библиотекой Семейного чтения, пожарной частью №33. В соответствие с планами взаимодействия дети участвуют в творческих конкурсах, театрализованных представлениях, викторинах, мастер-классах, праздниках оздоровительной и познавательной направленности. В результате у дошкольников обогатились представления о людях, их взаимоотношениях. Дети освоили культуру общения с взрослыми и сверстниками. Развилось умения элементарного самоконтроля, повысился уровень умения строить взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми.

Таким образом, полученные результаты деятельности воспитателя за межаттестационный период по всем трем направлениям с целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников, позволяют говорить о том, что поставленные цели были достигнуты. У дошкольников 6-7 лет сформировалось осознанное отношение к здоровому образу жизни: обогатилось представление о здоровье, об организме и его потребностях, о способах закаливания и безопасном поведении. Обогатился двигательный опыт воспитанников. Дети стремятся к самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося у них двигательного опыта, проявляют элементы творчества в двигательной деятельности.

Увеличилось количество родителей, у которых повысился уровень информационной культуры по вопросам сохранения здоровья детей. Повысился уровень у детей овладения элементарными общепринятыми нормами, что говорит об успешной дальнейшей адаптации в школе.

1.2. Анализ условий

Создание психолого-педагогических условий, оптимальных для каждого ребёнка, на основе личностно-ориентированного подхода, предполагает формирование развивающей среды в условиях ДОУ.

Для реализации основной цели деятельности воспитателя были созданы следующие условия :

1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса

Для решения задачи укрепления психического здоровья детей, обеспечения их психологической безопасности и повышения уровня физической подготовленности в создании развивающей предметно - пространственной среды в группе, активно используется принцип гибкого зонирования с учётом детских интересов, половых различий, индивидуальных потребностей и дифференцированного подхода. Большое внимание уделяется созданию условий для самостоятельной продуктивной, творческой и игровой деятельности.

• восстановлена зона уединения (для снятия эмоционального напряжения) в группе;

созданы разнообразные дидактические игры и пособия нестандартного

физкультурно-игрового оборудования, оборудования для

закаливающих процедур, способствующих повышению мотивации

дошкольников к получению валеологических знаний на занятиях,

полноценной реализации двигательной активности, профилактике

заболеваний, приобщению к здоровому образу жизни.

• пополнен спортивный уголок мячами разных размеров, массажными мячами, гантелями, скакалками, играми на веревочках, обручами, кольцебросы, пособия для развития дыхания, познавательными играми-лото, «дорожкой здоровья», массажерами.

2. Методическое и информационное обеспечение

Деятельность воспитателя, направленная на создание условия методического обеспечения включала в себя:

Подбор диагностических методик для определения уровня развития воспитанников

1. Мониторинг физического развития воспитанников 4-7 лет. Тесты на определение скоростных качеств, на определение выносливости, на определение скоростно-силовых качеств, на определение гибкости.

2. Диагностика уровня валеологических знаний (отношения ребёнка к здоровью и здоровому образу жизни).

Цель – изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.

Для достижения обозначенной цели использовали методику «Неоконченные предложения».

В изучении отношения к здоровью и здоровому образу жизни старших дошкольников использовали методику «Сочини историю».

Опросник изучения особенности мотивации здорового образа жизни старших дошкольников.

Цель опросника – изучить особенности мотивации здорового образа жизни старших дошкольников, особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его по направлениям (разделам) : «Здоровый человек», «Знания о здоровом организме», «Ребёнок в безопасном мире», «Я и другие люди».

(Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. - СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-592с.).

3. Диагностика уровня овладения общепринятыми нормами

(Диагностика освоения социальных отношений со взрослыми и сверстниками. Программа «Детство». Образовательная область СОЦИАЛИЗАЦИЯ).

4. Подбор методических пособий, разработка и изготовление печатной продукции для родителей воспитанников

• Программа «Детство» под ред. Логинова В. И.

Цель: валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах безопасного поведения.

• Программа «Здоровье» Л. Г. Татарниковой.

Цель: ознакомление с характеристиками опасных и вредных факторов и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защите здоровья от последствий этих ситуаций.

• Программа физического и валеологического развитиядетей дошкольного возраста «Азбука здоровья» Т. Э. Токаевой.

Цель: с помощью валеологической сказки, через игры-драматизации, ролевые игры, вечера загадок и волшебных превращений, воспитывать у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек способствующих укреплению здоровья.

• Программа «Школа здорового человека» Г. И. Кулика, Н. Н. Сергиенко.

Цель: формирование представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья.

• Программа «Я и мое тело» С. Е. Шукшина.

Цель: через увлекательные занятия и дидактические игры, познакомить детей дошкольного возраста со строением человеческого тела, функциями различных органов.

• Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стеркиной, Н. Авдеевой, О. Князевой.

Цель: используя различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей своеобразия местных и бытовых условий, формировать у них адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, безопасность жизни.

• Программа «Разговор о правильном питании» М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, А. Г. Макеевой.

Цель в увлекательной, доступной для детского восприятия форме научить здоровому образу жизни и правильному питанию, познакомить детей с тем, какую пользу или вред приносят те или иные продукты.

«Игровой массаж» - методика спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки.

Цель: профилактика и коррекция здоровья детей в игровой форме, улучшение эмоционально-психического состояния дошкольников.

• Нестандартная оздоровительно-развивающая программа «Игропластика».

Цель: развитие возможностей, заложенных в детях от природы.

• Папка-передвижка «Профилактика детских заболеваний»

- полкостопие;

- нарушение осанки;

- дыхательная гимнастика;

- зарядка для глаз.

• Папка-передвижка «Профилактика инфекционных заболеваний».

• Папка-передвижка «Времена года».

• Папка-передвижка «Уроки этикета».

• Папка-передвижка «Правила безопасного поведения на дороге».

• Папка-передвижка «Роль ребёнка в семье».

• Консультация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни. Профилактика детских неврозов»

• Консультации для родителей «Релаксация для детей»

• Консультации для родителей «Зимние травмы» Меры предосторожности. Помощь при травмах.

• Консультации для родителей из серии «Это знать полезно»

- Развитие высшей нервной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

- Развитие личности.

- Развитие психических процессов.

• Памятка для родителей «Как помочь ребёнку подготовиться к школьной жизни».

• Серия памяток «Будем здоровы!» для родителей по сохранению здоровья их детей.

Таким образом, полученные результаты педагогической деятельности за межаттестационный период, позволяют говорить о том, что поставленные цели были достигнуты.

Публикации по теме:

Использование деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Из опыта работы воспитателя Климахиной Т. В. по использованию деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста».

«Создание условий для организации трудовой деятельности детей среднего возраста» 1 слайд. Тема: «Создание условий для организации трудовой деятельности детей среднего возраста». 2 слайд. Человек славен трудом. Трудовое.

Создание условий для организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возрастаСоздание условий для организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых.

Создание условий для здорового образа жизни ребёнка — первооснова полноценного воспитания и развития (из опыта работы) Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает.

Формы организации работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности (из опыта работы) Задача нас педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными.

Опыт работы «Создание условий для развития социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ЗПР» Степень изученности проблемы (Основные концептуальные положения) Общение – это сложный процесс, который выступает как средство передачи.

Развитие творческого воображения-один из основных принципов оздоровительно-развивающей работы с детьми. «Развитие творческого воображения - один из, основных принципов оздоровительно - развивающей работы с детьми». Человеческое дитя - здоровое,.

Создание условий для организации исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Создание условий для организации исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста В ДОО используется модификация педагогической.

Создание условий для приобретения социального опыта детьми раннего возраста Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения, в соответствии с ФГОС ДО, является социально - коммуникативное.

Создание условий для расширения кругозора в процессе организации ручного труда Создание условий для расширения кругозора, повышения социальной и познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий организации оздоровительно-профилактической работы с детьми в ДОУ
Опубликовано: 12 января 2017 в 13:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий организации оздоровительно-профилактической работы с детьми в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Бердникова (УИ 1003529) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД