Людмила Бердникова
Создание условий организации оздоровительно-профилактической работы с детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны, это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т. д.
Публикация «Создание условий организации оздоровительно-профилактической работы с детьми в ДОУ» размещена в разделах
Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на здоровье (соответственно, на здоровый образ жизни) не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия.
Вот почему укрепление здоровья детей – актуальнейшая проблема современного образования.
Ещё В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы».
Дошкольное образовательное учреждение - первая ступень, обеспечивающая развитие дошкольника в полноценную и гармоническую личность. Это возможно лишь при условии обеспечения физического здоровья, психоэмоционального благополучия ребенка, формирования потребности детей в здоровом образе жизни.
Оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.
Проблема здоровья детей выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую и системности.
Актуальность проблемы оздоровления дошкольников заключается в создании условий организации оздоровительно - профилактической работы с детьми в ДОУ.
Наиболее существенными для выявленной проблемы являются противоречия между: необходимостью формирования познавательно- валеологической культуры дошкольника, как фактора сохранения здоровья ребёнка и отсутствием разработанной целостной системы работы по валеологическому и физическому воспитанию, адаптированной к условиям ДОУ, основанной на современных оздоровительных технологиях.
Следовательно, возникает необходимость разработать систему педагогической работы, интеграции оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Объект – профессиональная деятельность воспитателя за межаттестационный период, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников
Предмет – самоанализ деятельности воспитателя
Цель: самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя за межаттестационный период, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников
Задачи:
- вычленение ведущих задач, решаемых воспитателем в прошедший межаттестационный период;
- анализ полученных результатов образования;
-установление причинно-следственных связей между результатами образования и условиями их получения;
- выявление противоречий, вновь возникших в межаттестационный период, и проектирование путей решения этих противоречий в следующий межаттестационный период;
- самооценка эффективности собственной деятельности.
I. Аналитическая часть.
1.1. Анализ результатов деятельности воспитателя за межаттестационный период
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества
Цель деятельности воспитателя в межаттестационный период: создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в активной практической, самостоятельной, интеллектуальной, творческой деятельности.
Работа осуществлялась по трем направлениям:
1. Работа с воспитанниками
Цель: составление системы работы воспитателя с воспитанниками, способствующей сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Задачи:
1. Приобщение дошкольников к нормам здорового образа жизни: обогащение представления о здоровье, о связях здоровья человека с окружающим миром, об организме и его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливания.
2. Формирование осознанного отношения дошкольников к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний в разных видах деятельности.
3. Развитие двигательных и физических качеств.
4. Укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.
Работа с воспитанниками осуществлялась в несколько этапов.
1 этап. Диагностическое обследование на начало года.
Цель: определение уровня валеологических знаний и развития физических качеств воспитанников 5-6 лет.
2 этап. Составление и реализация оздоровительно-познавательной программы «Будем здоровы», направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников 5-7 лет
Цель программы: создание условий для физического развития, сохранения, укрепления здоровья каждого ребенка, его сознательного отношения к собственному здоровью через знакомство с доступными способами его укрепления.
Задачи:
1. Воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, к соблюдению правил личной гигиены, режима дня.
2. Развивать нравственно - волевые качества личности ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями.
3. Формировать доступные первоначальные представления и знания об организме человека, о влиянии физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление и развитие собственного здоровья.
4. Создать условия для осознания ребенком своих физических возможностей на основе развития представления о своем теле.
5. Сформировать базовые представления о здоровом образе жизни и традиционных видах физической активности, потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.
6. Обеспечить развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, выносливость, настойчивость через участие в физкультурных занятиях, спортивных играх, праздниках.
3 этап. Диагностическое обследование на конец года.
Цель: определить характер динамики, оценить результативность работы, а также определить дальнейшее содержание деятельности воспитателя
По результатам диагностического обследования на конец учебного года у детей 4-5 лет преобладал низкий уровень валеологических знаний. У детей проявлялся в основном ситуативный интерес к здоровьесберегающей деятельности, к правилам здорового образа жизни. Дети с низким уровнем знаний не стремились к выполнению правил безопасного поведения, не проявляли активности в самообслуживании, стремлении оказать помощь взрослому при организации режимных моментов.
Анализ уровня валеологических знаний воспитанников за 2013-2016 годы показал, что уровень валеологических знаний дошкольников повысился на 37%. Дети имеют представление о своём здоровье, знают, как укреплять и сохранять его. Умеют практически решать задачи безопасного поведения в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. Повысилась валеологическая компетентность ребенка: готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Дошкольники имеют знания об оказании элементарной медицинской помощи.
Произошло обогащение знаний по ОБЖ: о правилах дорожного движения, о поведении во время пожара и других ситуациях
Дошкольники проявляют любознательность, интерес к результату деятельности, удовлетворенность от достигнутого, стремятся быть успешными, умеют адекватно оценить свои умения.
Дети с интересом участвуют в экспериментальной и практической деятельности; умеют самостоятельно ставить задачи и строить логические выводы, умозаключения, что еще раз подтверждает успешное развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
Сегодня основной целью дошкольного физического воспитания является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.
Важнейшим средством в достижении цели по воспитанию гармонично развитой личности с самого раннего возраста является развитие физических качеств: силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости, прыгучести и других.
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах деятельности.
Развитие физических качеств в дошкольном возрасте является залогом укрепления здоровья на всем протяжении жизни человека.
Анализ мониторинга физического развития воспитанников показал положительную динамику развития физических качеств.
Уровень выносливости вырос на 20%, уровень скоростно-силовых качеств
повысился на 28%, уровень гибкости и ловкости на 42%.
Дошкольники в двигательной деятельности успешно проявляют быстроту, ловкость, силу, гибкость, проявляют элементы творчества, стремятся к лучшему результату, осознают зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом.
Дошкольников с низким уровнем физического развития стало на 25% меньше, что составило в конце учебного - 5%.
Дошкольников, имеющих средний уровень физического развития, стало на 7% меньше, что составило в конце учебного года - 43%.
Высокий уровень физического развития дошкольников вырос на 34%, что составило в конце учебного года 52%.
Дошкольники в двигательной деятельности успешно проявляют быстроту, ловкость, силу, гибкость, проявляют элементы творчества, стремятся к лучшему результату, осознают зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом.
Нельзя не отметить, что система работы по реализации оздоровительной программы повлияла на снижение уровня заболеваемости воспитанников группы.
Сравнительный анализ заболеваемости в группе за 3 года показывает снижение заболеваемости детей: если в _ учебном году заболеваемость на начало года составляла 62%, группу посещало 15% дошкольников с диагнозом ЧБД (часто болеющие дети, также наблюдалось повышение общей заболеваемости, связанное с заболеваниями ОРВИ, ОРЗ. Причины детской заболеваемости можно объяснить регионально-климатическими особенностями Урала (резкие перепады давления, температуры, воздействуют на организм ребенка, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет).
Проводя анализ заболеваемости в конце _ учебного года были зафиксированы следующие результаты: заболеваемость составила 30%. Что позволяет сделать вывод: уровень заболеваемости воспитанников за три года снизился на 32%.
Формирование здоровья детей является приоритетным направлением деятельности любого дошкольного учреждения. Только в условиях совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Исходя из этого следующим направлением деятельности воспитателя является работа с родителями воспитанников.
2. Работа с родителями воспитанников
Цель: взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам воспитания здорового ребенка
Задачи:
1. Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей.
2. Формирование у родителей потребности в знаниях о здоровом образе жизни и желания передавать их детям собственным примером.
Для организации взаимодействия с родителями воспитанников использовались такие формы как:
- коллективные формы взаимодействия: групповые родительские собрания, тематические беседы, круглые столы, устный журнал
- индивидуальные формы работы : беседы и консультации, которые проводятся по запросам родителей
- формы наглядного информационного обеспечения: информационные листы, буклеты, мини-библиотеки по вопросам профилактики и оздоровления ребенка
Для достижения стабильных результатов в сохранении здоровья воспитанников совместно с родителями активно используется метод проектной деятельности. Результатом этой деятельности стали, совместно разработанные проекты : «Вода источник жизни», «Морское путешествие», «Войди в природу с добротой», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». В рамках проекта составлена картотека подвижных, народных игр, игр-заданий экологической и здоровьесберегающей направленности; составлена система закаливающих процедур с детьми старшего дошкольного возраста.
В результате тесного творческого взаимодействия с родителями и детьми в группе установились доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса. Для отслеживания результативности работы с родителями использовалось анкетирование на разные тематики: «Какое место занимает физическая культура в вашей семье», «Я и мой ребенок на улицах города», «Удовлетворенность родителями оздоровительной работой в ДОУ» и другие.
По результатам анкетирования уровень информационной культуры родителей по вопросам воспитания привычки к здоровому образу жизни вырос на 39%. Большая часть родителей осведомлены о том, как укреплять здоровье ребенка, знают, как это сделать и хотели бы дальше получать помощь ДОУ относительно укрепления здоровья своего ребенка.
3. Работа с социумом
В качестве основных приоритетов в дошкольном образовании сегодня выступают: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, понятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии. Существует связь между социальным и эмоциональным развитием ребенка. Формирование социальных навыков способствует развитию умения ребенка общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми, разрешать конфликтные ситуации.
Поэтому, развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни.
Исходя из этого, с 2008 года с учреждениями города ведется активное взаимодействие. Составлены и реализуются планы с образовательным учреждением №1 им. А. С. Пушкина, Центром Культуры ДК им. Агаркова, Центром Детского Творчества, Библиотекой Семейного чтения, пожарной частью №33. В соответствие с планами взаимодействия дети участвуют в творческих конкурсах, театрализованных представлениях, викторинах, мастер-классах, праздниках оздоровительной и познавательной направленности. В результате у дошкольников обогатились представления о людях, их взаимоотношениях. Дети освоили культуру общения с взрослыми и сверстниками. Развилось умения элементарного самоконтроля, повысился уровень умения строить взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми.
Таким образом, полученные результаты деятельности воспитателя за межаттестационный период по всем трем направлениям с целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников, позволяют говорить о том, что поставленные цели были достигнуты. У дошкольников 6-7 лет сформировалось осознанное отношение к здоровому образу жизни: обогатилось представление о здоровье, об организме и его потребностях, о способах закаливания и безопасном поведении. Обогатился двигательный опыт воспитанников. Дети стремятся к самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося у них двигательного опыта, проявляют элементы творчества в двигательной деятельности.
Увеличилось количество родителей, у которых повысился уровень информационной культуры по вопросам сохранения здоровья детей. Повысился уровень у детей овладения элементарными общепринятыми нормами, что говорит об успешной дальнейшей адаптации в школе.
1.2. Анализ условий
Создание психолого-педагогических условий, оптимальных для каждого ребёнка, на основе личностно-ориентированного подхода, предполагает формирование развивающей среды в условиях ДОУ.
Для реализации основной цели деятельности воспитателя были созданы следующие условия :
1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса
Для решения задачи укрепления психического здоровья детей, обеспечения их психологической безопасности и повышения уровня физической подготовленности в создании развивающей предметно - пространственной среды в группе, активно используется принцип гибкого зонирования с учётом детских интересов, половых различий, индивидуальных потребностей и дифференцированного подхода. Большое внимание уделяется созданию условий для самостоятельной продуктивной, творческой и игровой деятельности.
• восстановлена зона уединения (для снятия эмоционального напряжения) в группе;
• созданы разнообразные дидактические игры и пособия нестандартного
физкультурно-игрового оборудования, оборудования для
закаливающих процедур, способствующих повышению мотивации
дошкольников к получению валеологических знаний на занятиях,
полноценной реализации двигательной активности, профилактике
заболеваний, приобщению к здоровому образу жизни.
• пополнен спортивный уголок мячами разных размеров, массажными мячами, гантелями, скакалками, играми на веревочках, обручами, кольцебросы, пособия для развития дыхания, познавательными играми-лото, «дорожкой здоровья», массажерами.
2. Методическое и информационное обеспечение
Деятельность воспитателя, направленная на создание условия методического обеспечения включала в себя:
Подбор диагностических методик для определения уровня развития воспитанников
1. Мониторинг физического развития воспитанников 4-7 лет. Тесты на определение скоростных качеств, на определение выносливости, на определение скоростно-силовых качеств, на определение гибкости.
2. Диагностика уровня валеологических знаний (отношения ребёнка к здоровью и здоровому образу жизни).
Цель – изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.
Для достижения обозначенной цели использовали методику «Неоконченные предложения».
В изучении отношения к здоровью и здоровому образу жизни старших дошкольников использовали методику «Сочини историю».
Опросник изучения особенности мотивации здорового образа жизни старших дошкольников.
Цель опросника – изучить особенности мотивации здорового образа жизни старших дошкольников, особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его по направлениям (разделам) : «Здоровый человек», «Знания о здоровом организме», «Ребёнок в безопасном мире», «Я и другие люди».
(Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. - СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-592с.).
3. Диагностика уровня овладения общепринятыми нормами
(Диагностика освоения социальных отношений со взрослыми и сверстниками. Программа «Детство». Образовательная область СОЦИАЛИЗАЦИЯ).
4. Подбор методических пособий, разработка и изготовление печатной продукции для родителей воспитанников
• Программа «Детство» под ред. Логинова В. И.
Цель: валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах безопасного поведения.
• Программа «Здоровье» Л. Г. Татарниковой.
Цель: ознакомление с характеристиками опасных и вредных факторов и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защите здоровья от последствий этих ситуаций.
• Программа физического и валеологического развитиядетей дошкольного возраста «Азбука здоровья» Т. Э. Токаевой.
Цель: с помощью валеологической сказки, через игры-драматизации, ролевые игры, вечера загадок и волшебных превращений, воспитывать у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек способствующих укреплению здоровья.
• Программа «Школа здорового человека» Г. И. Кулика, Н. Н. Сергиенко.
Цель: формирование представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья.
• Программа «Я и мое тело» С. Е. Шукшина.
Цель: через увлекательные занятия и дидактические игры, познакомить детей дошкольного возраста со строением человеческого тела, функциями различных органов.
• Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стеркиной, Н. Авдеевой, О. Князевой.
Цель: используя различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей своеобразия местных и бытовых условий, формировать у них адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, безопасность жизни.
• Программа «Разговор о правильном питании» М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, А. Г. Макеевой.
Цель в увлекательной, доступной для детского восприятия форме научить здоровому образу жизни и правильному питанию, познакомить детей с тем, какую пользу или вред приносят те или иные продукты.
• «Игровой массаж» - методика спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки.
Цель: профилактика и коррекция здоровья детей в игровой форме, улучшение эмоционально-психического состояния дошкольников.
• Нестандартная оздоровительно-развивающая программа «Игропластика».
Цель: развитие возможностей, заложенных в детях от природы.
• Папка-передвижка «Профилактика детских заболеваний»
- полкостопие;
- нарушение осанки;
- дыхательная гимнастика;
- зарядка для глаз.
• Папка-передвижка «Профилактика инфекционных заболеваний».
• Папка-передвижка «Времена года».
• Папка-передвижка «Уроки этикета».
• Папка-передвижка «Правила безопасного поведения на дороге».
• Папка-передвижка «Роль ребёнка в семье».
• Консультация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни. Профилактика детских неврозов»
• Консультации для родителей «Релаксация для детей»
• Консультации для родителей «Зимние травмы» Меры предосторожности. Помощь при травмах.
• Консультации для родителей из серии «Это знать полезно»
- Развитие высшей нервной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
- Развитие личности.
- Развитие психических процессов.
• Памятка для родителей «Как помочь ребёнку подготовиться к школьной жизни».
• Серия памяток «Будем здоровы!» для родителей по сохранению здоровья их детей.
Таким образом, полученные результаты педагогической деятельности за межаттестационный период, позволяют говорить о том, что поставленные цели были достигнуты.