Получи документы

Характеристика инновационных методов и форм обучения дошкольников математике

Гулмира Конева
Характеристика инновационных методов и форм обучения дошкольников математике
▼ Скачать + Заказать документы

Характеристика инновационных методов и форм обучения

дошкольников математике

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных методов обучения.

Публикация «Характеристика инновационных методов и форм обучения дошкольников математике» размещена в разделах

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемым комплексом эффективных методов обучения.

Самые эффективные на сегодняшний день методы обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей, в некоторых случаях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким методам из ряда традиционных можно отнести игру, методы проблемного изложения знаний, а из ряда инновационных - коммуникативные методы, методы исследования, поиска, моделирование и др. В педагогических системах В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина, Н. А. Зайцева, А. А. Окунева, Р. Г. Хазанкина, К. В. Маховой и др. представлен грамотный подбор традиционных и инновационных методов.

Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по математике относятся к традиционным и, как было сказано в предыдущем параграфе, в основном используются в комплексе. Дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи, как указывает в своих работах А. М. Леушина, позволяет возбудить их познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос; и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому: Например, педагог спрашивает: «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?» Известный детям прием приложения применить нельзя. Педагог показывает им новый способ сравнения длин с помощью мерки. 5, с. 187

Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить ка-кую-либо игровую или практическую задачу (подобрать пару, изготовить прямоугольник, равный данному, выяснить, каких предметов больше, и др.). Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое). 5, с. 188

Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Метлина Л. С. в разработанном ею комплексе занятий предлагает воспитателям выяснить с детьми, какой длины шнурки у ботинок и полуботинок, подбирают ремешок к часам и пр. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний. 6, с. 49

Математические представление «равно», «не равно», «больше - меньше», «целое и часть» и др. формируются на основе сравнения количественных совокупностей. Дети старшего дошкольного возраста могут под руководством педагога последовательно рассматривать предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки. На основе сравнения они выявляют существенные отношения, например отношения равенства и неравенства, последовательности, целого и части и др., делают простейшие умозаключения. Развитию операций, умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшем возрасте уделяют большее внимание. Все эти операции дети выполняют с опорой на наглядность.

Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задач од-ного типа, как объясняется в работах Л. Венгера, производятся в определенной последовательности. Например, детей учат последовательному анализу и описанию узора, составленного из моделей геометрических фигур, и др. Постепенно они овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно им пользуются. 1

Так как осознание содержания задачи и способов ее решения детьми этого возраста осуществляется в ходе практических действий, ошибки, допускаемые детьми, всегда исправляются через действия с дидактическим материалом.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста, как доказывает это Л. Венгер, повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи: «Как еще можно сделать? Проверить? Сказать?» [1

Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Ерофеева Т. Л. считает, что существенное значение имеет отработка в речи новых способов умственных, математических действий. Поэтому в ходе работы с раздаточ-ным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает. Один ребенок может выполнять в это время задание у доски и пояснять свои действия. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить. После выполнения любого задания следует опрос. Дети отчитываются, что и как они делали и что получилось в результате. 2, с. 108

По мере накопления умения выполнять те или иные действия ребенку, как рекомендует Ерофеева Т. Л., можно предложить сначала высказать предположение, что и как надо сделать, (построить ряд предметов, сгруппировать их и пр., а потом выполнить практическое действие. Так учат детей планировать способы и порядок выполнения задания. Усвоение правильных оборотов речи обеспечивается многократным их повторением в связи с выполнением разных вариантов заданий одного типа. [2, с. 110]

В старшем дошкольном возрасте начинают активно использовать словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действия по представлению. В книге «Математика для дошкольников Ерофеевой Т. Н., Павловой Л. Н., Новиковой В. П. приводится перечень таких игр с методическими комментариями : «Скажи наоборот!», «Кто быстрее назовет?», «Что длиннее (короче?» и др. Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования: «Кто быстрее найдет (принесет, назовет?» и т. д. [3 с. 188

В исследованиях отечественных педагогов и психологов всегда подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обу-чения. В играх, доказывают в своих исследованиях Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л., актуализируется интеллектуальный опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательные интересы дошкольников. 4, с. 103

В работе с детьми используются дидактические игры с народными иг-рушками - вкладышами (матрешки, кубы, пирамидами, в конструкции которых заложен принцип учета величины. На этот принцип обращает особое внимание в своих исследованиях Щербакова Е. И. : в большую мат-решку можно поставить маленькую; в большой куб — маленький; чтобы сде-лать пирамиду, надо вначале вставить большое кольцо, затем поменьше и самое маленькое. С помощью этих игр дети упражняются в нанизывании, вкладывании, собирании целого из частей; приобретали практический, чувственный опыт различения величины, цвета, формы предмета, учились обозначать эти качества словом. [9, с. 186] Дидактические игры используются как для закрепления, так и для сообщения новых знаний («Одевание кукол», «Покажи, что больше, а что меньше», «Чудесный мешочек», «Три медведя», «Что изменилось?», «Палочки в ряд», «Наоборот», «Сломанная лестница», «Чего не стало?», «Узнай по описанию» и др.). 9, с. 188

Игровые задачи решаются непосредственно - на основе усвоения мате-матических знаний - и предлагаются детям в виде несложных игровых правил. На занятиях и в самостоятельной деятельности детей проводятся подвижные игры математического содержания («Медведь и пчелы», «Воробушки и автомобиль», «Ручейки», «Найди свой Домик», «В лес за елочками» и др.). 9, с. 189

При отработке предметных действий с величинами (сравнение путем наложения и приложения, раскладывание по возрастающей и убывающей величине, измерение условной меркой и др.) широко используются разнообразные упражнения. На начальных этапах обучения, как указывает в своих публикациях Микляева Н. В., чаще практикуются репродуктивные упражнения, благодаря которым дети действуют по образцу воспитателя, что предупреждает возможные ошибки. Например, угощая зайцев морков-кой (сравнение двух групп предметов путем наложения, дети точно копируют действия воспитателя, который угощает кукол конфетами. Несколько позже применяются продуктивные упражнения, в которых дети сами находят способ действия для решения поставленной задачи, используя имеющиеся знания. Например, каждому ребенку дают елочку и предлагают найти на столе воспитателя елочку такой же высоты. Имея опыт сравнения величины предметов путем наложения и приложения, дети путем примеривания находят елочку такой же высоты, как у них. 7, с 221

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует, по мнению Микляевой Н. В., усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети использовали модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя); воспроизводили такую же величину (строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же величины, как высота дома-образца, и делали свою постройку такой же высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой дети фиксировали отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы, либо словесными (словами-числительными). 7, с. 227

Одним из современных методов обучения математике являются элементарные опыты. Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар, чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу, чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у старших дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такой современный метод работы, как моделирование. Процесс моделирования — это изготовление детьми (с помощью взрослых, под их руководством и самостоятельно) простых моделей игр, пособий для себя и для малышей, а также плоскостных и объемных моделей. В работе с детьми можно использовать замещение предметов : символы и знаки, плоскостные модели (планы, карты, чертежи, схемы, графики, объемные модели, макеты.

Использование метода моделирования, как указывает Г. А. Репина, помогает решать комплекс очень важных задач:

• развитие продуктивного творчества детей;

• развитие высших форм образного мышления;

• применение ранее полученных знаний в решении практических задач;

• закрепление математических знаний, полученных детьми ранее;

• создание условий для делового сотрудничества;

• активизация математического словаря детей;

• развитие мелкой моторики руки;

• получение новых представлений и навыков в процессе работы;

• наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моделей. [8]

Модель дает нам не просто возможность создать наглядный образ моделируемого объекта, она позволяет создать образ его наиболее существенных свойств, отраженных в модели. Все остальные несущественные свойства при разработке модели отбрасываются. Таким образом, у нас создается обобщенный наглядный образ моделируемого объекта.

Анализ теоретической литературы и практической деятельности воспитателей показал, что отсутствие разработки методических аспектов современной методики математического развития ребенка дошкольного возраста при одновременном расширении границ арифметического содержания дошкольных программ математического образования приводит к тому, что воспитатели часто используют неподходящие, устаревшие и попросту неверные методические подходы к обучению детей этому материалу, поскольку не имеют методической подготовки в обучении математике на основе развивающих подходов. Это приводит к тому, что дети усваивают множество неадекватных представлений математического характера, и по приходу в школу детей необходимо переучивать, что, естественно, не является простым и легким процессом, связано с потерей времени, а также - потерей интереса детей к математике.

Таким образом, для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста математическими знаниями необходимо использовать все многообразие методов и приемов обучения математике как традиционных (дидактические и логические игры, решение математических задач) так и инновационных (моделирование, математические сказки, эксперименты). При подборе наиболее эффективных методов и приемов обучения и развития исходить их дидактической цели и программных задач, особенностей детей группы, уровня их развития, а также учитывать потенциальные возможности дошкольников в области математических представлений.

Литература

1. Венгер Л. Больше, меньше, поровну. // Дошкольное воспитание, 1994-№ 10.-с. 48. (5)

2. Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание, 1996 - № 2.-с. 17. (10)

3. Ерофеева Т. Н., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. - М., Просвещение, 1997. (11)

4. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л., Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80 с. (15)

5. Леушина Л. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1974 (16)

6. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М. : Просвещение, 1984. - 156

7. Микляева Н. В., Теория и технологии развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования /Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Издательски центр «Академия», 2015. – 352 с. (20)

8. Репина Г. А. Математическое развитие дошкольников. Современные направления. – М. : ТЦ «Сфера», 2008 (33)

9. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников : Уч. пособие. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2015 (42)

Публикации по теме:

Формирование оздоровительных форм и методов как фактор укрепления здоровья дошкольниковФормирование оздоровительных форм и методов как фактор укрепления здоровья дошкольников Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в.

Формирование навыков устного счета путем применения интерактивных форм и методов обучения Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителю необходимо.

Характеристика средств и методов ознакомления дошкольников с книжной культурой и детской литературой Знакомство дошкольников с книжной культурой и детской литературой, формирование интереса к чтению - актуальные задачи дошкольного образования.

Консультация для родителей «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию связной речи у дошкольников» Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со.

Методы, средства обучения. Классификация методов обучения Классификация методов обучения В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает.

Обновление форм, методов взаимодействия с детьми и родителями в вопросах формирования законопослушного поведения дошкольников Поведение, как моральная категория. Поведение – это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного.

Педсовет «Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников» Педсовет «Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников» Цель: Систематизация знаний педагогов об.

Содержание форм и методов формирования у дошкольников нравственных ценностей «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Вклад Нины Павловны Сакулиной в развитие сенсорных методов воспитания и обучения дошкольников изобразительной деятельности [ Консультация «О вкладе Н. П. Сакулиной в развитие сенсорных методов воспитания и приемов обучения дошкольников изобразительной деятельности».

Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ Выступление из опыта работы «Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ. " В современном мире значительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика инновационных методов и форм обучения дошкольников математике
Опубликовано: 10 июля 2018 в 18:13
+49Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика инновационных методов и форм обучения дошкольников математике» (включая файлы) размещена пользователем Гулмира Конева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД