Анастасия Погомий
Создание условий для успешной адаптации детей к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
При поступлении ребенка в ДОУ происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, в которой много незнакомого ребенку. Основная же цель нашей работы в этот период – заслужить доверие ребенка (помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, а уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. п. Решению этой задачи посвящается все первое полугодие.
Публикация «Создание условий для успешной адаптации детей к ДОУ» размещена в разделах
Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.
Актуальность темы заключается в том, что, с поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Это режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Возрастная незрелость системы адаптации одних механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть, часто болеет.
Основываясь на приобретенных мною знаниях и опыте работы, я сделала вывод, что первые три года жизни оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. За это время он проходит большой путь в своем развитии. Он учится видеть мир, понимать значение окружающих предметов и пользоваться ими, общаться с людьми, ходить, говорить и многое-многое другое. Именно впервые годы закладывается его отношение к людям, себе, к миру. Первые детские впечатления накладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь человека.
В начале года была проведена диагностика степени адаптации по К. Л. Печора
Были выявлены степени адаптации :
Легкая степень
Средняя степень
Тяжелая степень
Исходя из диагностики, мной была поставлена цель: создание условий для успешной адаптации детей к ДОУ.
Так же, исходя из данных диагностики, были поставлены следующие задачи:
1. Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в группе;
2. Формировать чувства уверенности в окружающем;
3. Формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми;
4. Способствовать физическому развитию;
5. Работа с родителями по улучшению пребывания детей в детском саду в адаптационный период.
Свою работу по созданию условий для успешной адаптации детей раннего возраста я строила следующим образом.
1. Создание условий в группе в соответствии с ФГОС ДО.
2. Использование различных адаптационных методов и приемов.
3. Взаимодействие с родителями.
Предметно – пространственная среда нашей группы включает в себя пространства для игр, внимание ребенка привлекают яркие красивые игрушки (мебель для детей и кукол, разнообразные конструкторы, книжки, раскраски, куклы, коляски, машины) которые помогают справиться с напряженной ситуацией в период привыкания. Комплекты игрового и дидактического оборудования доступны, размещены так, чтобы малыш мог подойти и взять понравившуюся игрушку или игру.
Социально-коммуникативное развитие. По моим наблюдениям в момент адаптации большинство детей легко переключают внимание на новые для них игрушки и с удовольствием в них играют, особенно любят собирать конструктор, катать машинки, смотреть книги, играть в парикмахерскую и больницу, наряжаться в разные костюмы, катать коляски, играть в кукольном уголке, даже мальчики любят там играть, они гладят белье, моют посуду, угощают друг друга пирожными и вкусным чаем.
Художественно-эстетическое развитие. Творческая зона дает возможность детям выплеснуть свои эмоции: предлагаем детям цветные карандаши, пластилин. Сенсорномоторные игры (нанизывание колец пирамидки, шариков или фигур с отверстием на шнур - бусы). Игры, направленные на ознакомление цвета, формы, величины особенно помогают детям отвлечься, т. к. они яркие, красочные, и дети в этом возрасте любят такие игры. Так же дети любят играть с мячами, кубиками и шариками в сухом бассейне, некоторые дети при его виде сразу же с удовольствием бегут в него играть, что тоже помогает отвлечь и успокоить ребенка. Дети учатся играть вместе.
В период адаптации применяли такие формы и способы адаптации детей как : элементы телесной терапии (обнять, погладить, посадить на руки);
Речевое развитие. Элементы театрализованной деятельности, показ настольного театра «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» - дети с большим удовольствием слушали, сопереживали героям, радовались за них;
Познавательное развитие. Игровые методы взаимодействия с ребенком - в адаптационный период отдавали предпочтение играм, направленным на неожиданный эффект: «Выдувание мыльных пузырей», игры с воздушными шарами, игры с мини вентилятором, «Поймай солнечного зайчика».
Первые игры у нас фронтальные, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием, инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения. Физическое развитие. Дети любят такие подвижные игры, как: «Идите ко мне», «Хоровод», «Пузырь», «Пришел Петрушка», «Солнышко и дождик», «Поезд», «Лохматый пес», «Мы топаем ногами». С удовольствием дети выполняют движения под музыку со словами: «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый».
Особенно внимание нужно уделять застенчивым детям, чувствующим себя дискомфортно в группе, приглашаю их в совместную деятельность, использую пальчиковые игры, которые поднимают настроение детям, так же они обучают согласованности и координации движений. Использую такие игры как «Апельсин», «Мышка», «Строим дом», «Заготавливаем капусту», «Я пеку-пеку».
Для того чтобы создать оптимальные условия для развития детей мы практикуем различные формы работы с семьей, такие как: анкетирование, рекомендации, беседы, папки-передвижки, родительское собрание.
Первичное знакомство с родителями малышей проводилось в форме анкетирования, направленного на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания. Родителям предлагалось подробно и откровенно рассказать о сложившихся привычках и сформировавшихся навыках малыша, его приученности к режиму, питанию, особенностям засыпания и сна, игровым навыкам, умеет ли ребенок вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
Для родителей были подготовлены консультации и стендовая информация о режиме пребывания в детском саду: о санитарно-гигиенических требованиях, примерном меню детского сада, навыках, которые необходимо формировать у детей.
Нами разработаны памятки «Адаптация ребенка в детском саду», рекомендации. Изготовлены картотеки: «Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет», «Пальчиковые игры». Также родители были ознакомлены с сеткой занятий для детей и режимом группы.