Илюхина Мария Игоревна
Создание условий для развития познавательной активности дошкольников с ОВЗ младшего возраста в условиях детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для развития познавательной активности дошкольников с ОВЗ младшего возраста в условиях детского сада и семьи
Исследовательская, поисковая активность - это естественное состояние ребенка так, как он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучать – значить сделать шаг в неизвестное, непознанное. По своей природе наши дети – исследователи.
Публикация «Создание условий для развития познавательной активности дошкольников с ОВЗ младшего возраста в условиях детского сада и семьи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Каждый день дети открывают для себя что-то новое. Они самостоятельно воздействуют на окружающие их предметы и явления для того, чтобы познать их и освоить. Это будит в ребенке интерес «первооткрывателя». Ему хочется испытать все самому, удивиться неизведанному, влекущему своей новизной. Во время исследования у ребенка задействованы все органы чувств: он слушает, смотрит, трогает, нюхает, пробует. Всё это способствует развитию наблюдательности, внимания, любознательности, самостоятельности, эмоциональности, мыслительной деятельности, творческой активности, сопереживания.
Развитие познавательных интересов у дошкольников – процесс сложный, включенный в общую линию их воспитания и развития. Если познавательный интерес устойчив, то он становится свойством личности, которое называется любознательностью, пытливостью, это и есть жажда знаний. Знания, полученные детьми самостоятельно, запоминается надолго. Взаимодействие детей с окружающим миром возможно благодаря их активности и деятельности, т. к. активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности, инициативности. Именно поэтому, мы формируем у дошкольников представления о различных свойствах и отношениях предметов и явлений, даем детям ключ к познанию действительности. Надо обеспечить непосредственный интерес ребенка к познанию нового (учению).
Воспитать любознательность, познавательные интересы можно, лишь сделав обучение интересным занятием для ребенка, через порождение интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам. Понятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие «деятельность», деятельность – через активность. Источником познавательной активности является потребность личности в приобретении знаний, углублении имеющихся, потребность в самовыражении, самореализации. Потребность – начало, призывающее к активности.
Активность проявляется как особое внимание к чему – нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять и выявляется в энергичной, интенсивной деятельности: в труде, обучении, в играх и т. д.
Познавательная активность – это состояние готовности к познавательной деятельности. Познавательной активности близко понятие любознательности, любопытства. Любознательность – направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, сравнивает, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
Ребенок – творец собственной деятельности. Он ставит перед собой цель и идет по пути ее достижения, порой даже этого не замечая. Мы должны организовать его активность в нужном направлении.
Задача педагога – организовать деятельность так, чтобы дети стали активными участниками учения, чтобы они сами захотели научиться тому, что им предлагается; чтобы помочь детям в проведении исследований и сделать их полезными. Процесс познания творческий и мы должны поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
В этом нам помогает развивающая предметно – пространственная среда, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства группы, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, является содержательно – насыщенной, трансформируемой, доступной и безопасной, вариативной, полифункциональной с разнообразием материалов, оборудования и инвентаря, которые обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными материалами (с песком, водой) – В прошлом учебном году родители сами сделали мобильный стол для игр детей с песком и водой и приобрели замечательный дидактический стол. Дети прекрасно играют на нём и делают свои первые открытия. Дидактический стол с наполнением (игры, игрушки, материалы, пособия, обеспечивающие свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов. Игры с песком, водой и снегом относятся к любимым играм малышей. В их основу положено стремление детей активно действовать, исследовать природный материал в его разнообразных качествах и свойствах. Итогом этой работы стала презентация на эту тему, которая была показана родителям в конце первого года обучения.
На последнем собрании в октябре 2019 года, родители показали свои видеоматериалы по играм детей с водой и песком в летнее время. Собрание прошло интересно и очень эмоционально, т. к. родители делились своими впечатлениями, обменивались мнениями по поводу видеороликов и газет, рассказывали о том, чему их это научило, что нового узнали их дети в процессе совместных игр. В итоге было принято решение о совместном продолжении работы по данной теме.