Ульяна Борисова
Создание условий для формирования финансовой грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Как мы знаем, современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам финансовой грамотности необходимо начинать уже в детском саду, так как дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах, а грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Публикация «Создание условий для формирования финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2022
Многие исследователи считают, что педагоги дают детям огромные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. А воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подтолкнуть» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов.
Деятельность МБДОУ «ЦРР-детский сад №1 «Туллукчаан» еще с 90-х г. предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания. Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Деятельность нашего детского сада организована с целью создания благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовки к жизни в современном обществе.
Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний нужно создавать условия. Так как у нашего центра развития большой опыт, мы считаем, что создание благоприятных, комфортных условий в группах дошкольного учреждения позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «финансовую грамотность» через разные виды деятельности: то есть через игру, художественно-эстетическую деятельность, труд и т. д. и дает возможность сделать процесс познания интересным и конечно же, доступным.
Все Возможности развивающей предметно-пространственной среды обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности.
Так какие же возможности мы имеем?
-Во-первых, учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании. (Например,) Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к финансовым знаниям.
Игры с финансовым, экономическим содержанием используются: конечно же… в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной и экспериментальной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности, а также в режимных моментах. Решать данную задачу можно, используя плакаты, коллажи о предприятиях, работающих на данной территории (ну, в нашем случае как показано на слайде это село Сунтар, как Вы видите,здесь у нас имеются дома самих воспитанников (эти дома сделаны, изготовлены самими родителями совместно детьми) и рядом, находящиеся организации, это как маленькая карта-схема, по которой дети сами того незная знакомятся с азами финансовой грамотности). Такие плакаты, макет, карту (можно называть так и так)может создавать педагог и презентовать их детям, их могут создавать сами дети совместно с педагогом, родители совместно с детьми.
-Далее, актуальной остаётся задача знакомства детей с профессиями как с источником получения заработной платы. Также реализовать данную задачу знакомства с профессиями можно через создание тематических альбомов, лэпбуков, книжки-малышки, передвижки, просмотр, чтение и обсуждение книг по теме, создание презентаций по теме в различных форматах педагогом и совместное создание презентаций по теме родителями с дальнейшим просмотром и обсуждением с детьми.
-Можно еще использовать для формирования основ финансовой грамотности, кроме вышеуказанных, сюжетно-дидактические игры, разработанные и созданные педагогом и родителями для решения конкретной педагогической задачи. В таких играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых. Например, в играх «Магазин», «Аптека», «Сбербанк» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к финансовой грамотности. К сюжетно-ролевым играм вносятся вспомогательные атрибуты, аксессуары (это может быть одежда, орудия труда, талоны, карточки и деньги и т. д., которые изготовляют сами дети совместно с родителями или с педагогами.
-А также огромную роль играют дидактические игры. Например, в дидактических играх «Что можно и нельзя купить», «Что быстрее купят», «Кому что нужно для работы», «Маршрут товаров», «Разные магазины», «Свинка-копилка», «Бэйэни тэринии», «Дьиэ кэргэн бюджета», «Сепке атыылас» и др. уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дети, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. (Такие игры создаются педагогом или же родителями, можно скачать с интернета, сейчас у нас мир возможностей, нужно только желание и стремление)
-Одна из задач ранней финансовой грамотности - знакомство дошкольников с деньгами. Решать эту задачу можно, внося в среду тематические альбомы, рабочие тетради, коллекции денег и не только денег. При знакомстве с деньгами и профессиями, организации сюжетно-ролевых игр можно использовать макеты объектов, предметов, связанных с темой финансовой грамотности, например, банкомата, зданий банков.
-Еще одно условие — это организация развлечения, конкурсов, праздников (например, у нас проводятся тематические недели, «Все работы хороши», «Экономическая азбука», «Мир вокруг нас» и т д, включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.
-Также, Положительный результат дают и заинтересовывают детей различные тематические экскурсии (это может быть виртуальные, онлайн экскурсии, к примеру, в банк, в аптеку, к местам торговли, с целью знакомства с предприятиями, их назначением, с профессиями работников разной сферы, содержании и значимости их труда, с рекламными вывесками. Экскурсии расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека… специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.
-Далее Сделать процесс финансовой грамотности интересным и доступным помогает художественное чтение. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – дает объяснение многим непонятным экономически-финансовым явлениям. Дети учатся высказывать собственную и принимать чужую позицию, получают значимую информацию о жизни, природе, обществе. В сказках содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Сказки используются, прежде всего, для воспитания таких качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.). А также многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
-Особое внимание уделяется работе с родителями, ведь формирование основ финансовой грамотности дошкольника невозможно без участия родителей (например, ярмарки, аукционы, акции, праздники, конкурсы, выставки, мастер-классы); невозможно без участия в создании развивающей среды в группах (изготовлении дидактических игр, атрибутов и т. д.). Формы работы : тематические стенды, консультации, семейные проекты, папки-передвижки, анкетирование, личные беседы, почта и др.
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Что же дает нам нами созданное условие?
Созданная нами развивающая среда позволяет детям:
знакомить детей с основными финансовыми понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т. д.).
формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;
формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
воспитывать уважения к труду, бережливого отношения ко всем видам собственности;
воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
Таким образом, фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни. Образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме непосредственной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.
Далее мы предлагаем, …
Варианты создания условий по развитию
финансовой грамотности по возрастам
Младшая группа
«Магазин овощи и фрукты», «Автобус»
- Деньги, нарисованные детьми
- Альбомы об одной профессии
- Ненастоящие деньги
- Сказки
- Медиатека мультфильмов
- Дидактические игры «Давай поменяемся», «Все по полочкам», «Что забыли положить в корзинку и другие.
Средняя группа
«Парикмахерская», «Зоопарк», «Почта», «Больница»
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
- Деньги, нарисованные детьми
- Картотека загадок
- Книги художественные и научно-популярные, комиксы
- Аудиотека
- Альбом пословицы и поговорки в картинках
- Альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях
- Карточки о профессиях
- Дидактические игры «Что продается в магазине», «Что сколько стоит», «Деньги» и другие.
Старшая группа
«Банк», «Аптека», «Семья», «Ветеринарная лечебница»
- Медиатека из презентаций
- Медиатека интерактивных игр
- Ребусы
- Лабиринты тематические
- Игры-путешествия
- Банковские карты
- Ненастоящие деньги
- Банкомат
- Дидактические игры «Какой товар лишний?», «Что угодно для души», «Деньги» и другие.
Подготовительная группа
«Фабрика изготовления денег», «Школа», «Салон красоты», «Цирк», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк».
- Металлические устаревшие деньги
- Альбом «Эволюция денег»
- Кроссворд
-Дидактические игры «Дорого – дешево», «Потребность – возможность», «Бюджет» и другие.