Получи документы

Создание условий для формирования финансовой грамотности дошкольников

Ульяна Борисова
Создание условий для формирования финансовой грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Как мы знаем, современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам финансовой грамотности необходимо начинать уже в детском саду, так как дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах, а грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Публикация «Создание условий для формирования финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах

Многие исследователи считают, что педагоги дают детям огромные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. А воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подтолкнуть» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов.

Деятельность МБДОУ «ЦРР-детский сад №1 «Туллукчаан» еще с 90-х г. предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания. Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Деятельность нашего детского сада организована с целью создания благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовки к жизни в современном обществе.

Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний нужно создавать условия. Так как у нашего центра развития большой опыт, мы считаем, что создание благоприятных, комфортных условий в группах дошкольного учреждения позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «финансовую грамотность» через разные виды деятельности: то есть через игру, художественно-эстетическую деятельность, труд и т. д. и дает возможность сделать процесс познания интересным и конечно же, доступным.

Все Возможности развивающей предметно-пространственной среды обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности.

Так какие же возможности мы имеем?

-Во-первых, учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании. (Например,) Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к финансовым знаниям.

Игры с финансовым, экономическим содержанием используются: конечно же… в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной и экспериментальной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности, а также в режимных моментах. Решать данную задачу можно, используя плакаты, коллажи о предприятиях, работающих на данной территории (ну, в нашем случае как показано на слайде это село Сунтар, как Вы видите,здесь у нас имеются дома самих воспитанников (эти дома сделаны, изготовлены самими родителями совместно детьми) и рядом, находящиеся организации, это как маленькая карта-схема, по которой дети сами того незная знакомятся с азами финансовой грамотности). Такие плакаты, макет, карту (можно называть так и так)может создавать педагог и презентовать их детям, их могут создавать сами дети совместно с педагогом, родители совместно с детьми.

-Далее, актуальной остаётся задача знакомства детей с профессиями как с источником получения заработной платы. Также реализовать данную задачу знакомства с профессиями можно через создание тематических альбомов, лэпбуков, книжки-малышки, передвижки, просмотр, чтение и обсуждение книг по теме, создание презентаций по теме в различных форматах педагогом и совместное создание презентаций по теме родителями с дальнейшим просмотром и обсуждением с детьми.

-Можно еще использовать для формирования основ финансовой грамотности, кроме вышеуказанных, сюжетно-дидактические игры, разработанные и созданные педагогом и родителями для решения конкретной педагогической задачи. В таких играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых. Например, в играх «Магазин», «Аптека», «Сбербанк» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к финансовой грамотности. К сюжетно-ролевым играм вносятся вспомогательные атрибуты, аксессуары (это может быть одежда, орудия труда, талоны, карточки и деньги и т. д., которые изготовляют сами дети совместно с родителями или с педагогами.

-А также огромную роль играют дидактические игры. Например, в дидактических играх «Что можно и нельзя купить», «Что быстрее купят», «Кому что нужно для работы», «Маршрут товаров», «Разные магазины», «Свинка-копилка», «Бэйэни тэринии», «Дьиэ кэргэн бюджета», «Сепке атыылас» и др. уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дети, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. (Такие игры создаются педагогом или же родителями, можно скачать с интернета, сейчас у нас мир возможностей, нужно только желание и стремление)

-Одна из задач ранней финансовой грамотности - знакомство дошкольников с деньгами. Решать эту задачу можно, внося в среду тематические альбомы, рабочие тетради, коллекции денег и не только денег. При знакомстве с деньгами и профессиями, организации сюжетно-ролевых игр можно использовать макеты объектов, предметов, связанных с темой финансовой грамотности, например, банкомата, зданий банков.

-Еще одно условие — это организация развлечения, конкурсов, праздников (например, у нас проводятся тематические недели, «Все работы хороши», «Экономическая азбука», «Мир вокруг нас» и т д, включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.

-Также, Положительный результат дают и заинтересовывают детей различные тематические экскурсии (это может быть виртуальные, онлайн экскурсии, к примеру, в банк, в аптеку, к местам торговли, с целью знакомства с предприятиями, их назначением, с профессиями работников разной сферы, содержании и значимости их труда, с рекламными вывесками. Экскурсии расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека… специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.

-Далее Сделать процесс финансовой грамотности интересным и доступным помогает художественное чтение. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – дает объяснение многим непонятным экономически-финансовым явлениям. Дети учатся высказывать собственную и принимать чужую позицию, получают значимую информацию о жизни, природе, обществе. В сказках содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Сказки используются, прежде всего, для воспитания таких качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.). А также многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

-Особое внимание уделяется работе с родителями, ведь формирование основ финансовой грамотности дошкольника невозможно без участия родителей (например, ярмарки, аукционы, акции, праздники, конкурсы, выставки, мастер-классы); невозможно без участия в создании развивающей среды в группах (изготовлении дидактических игр, атрибутов и т. д.). Формы работы : тематические стенды, консультации, семейные проекты, папки-передвижки, анкетирование, личные беседы, почта и др.

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Что же дает нам нами созданное условие?

Созданная нами развивающая среда позволяет детям:

знакомить детей с основными финансовыми понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т. д.).

формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;

формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;

воспитывать уважения к труду, бережливого отношения ко всем видам собственности;

воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

Таким образом, фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни. Образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме непосредственной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.

Далее мы предлагаем, …

Варианты создания условий по развитию

финансовой грамотности по возрастам

Младшая группа

«Магазин овощи и фрукты», «Автобус»

- Деньги, нарисованные детьми

- Альбомы об одной профессии

- Ненастоящие деньги

- Сказки

- Медиатека мультфильмов

- Дидактические игры «Давай поменяемся», «Все по полочкам», «Что забыли положить в корзинку и другие.

Средняя группа

«Парикмахерская», «Зоопарк», «Почта», «Больница»

- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

- Деньги, нарисованные детьми

- Картотека загадок

- Книги художественные и научно-популярные, комиксы

- Аудиотека

- Альбом пословицы и поговорки в картинках

- Альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях

- Карточки о профессиях

- Дидактические игры «Что продается в магазине», «Что сколько стоит», «Деньги» и другие.

Старшая группа

«Банк», «Аптека», «Семья», «Ветеринарная лечебница»

- Медиатека из презентаций

- Медиатека интерактивных игр

- Ребусы

- Лабиринты тематические

- Игры-путешествия

- Банковские карты

- Ненастоящие деньги

- Банкомат

- Дидактические игры «Какой товар лишний?», «Что угодно для души», «Деньги» и другие.

Подготовительная группа

«Фабрика изготовления денег», «Школа», «Салон красоты», «Цирк», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк».

- Металлические устаревшие деньги

- Альбом «Эволюция денег»

- Кроссворд

-Дидактические игры «Дорого – дешево», «Потребность – возможность», «Бюджет» и другие.

Публикации по теме:

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотностиДидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова "дошкольник" и "финансы" кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Использование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольниковИспользование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников Мастер класс «Технология Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников. В связи с возникновением в нашей стране особой.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Создание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотностиСоздание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотности . Из опыта работы. Ко Дню денег и банков В наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности очень важно. Чем лучше он знаком с.

Работа педагогического коллектива ДОУ по повышению финансовой грамотности дошкольников Выступление на РМО на тему: «Работа педагогического коллектива ДОУ по повышению финансовой грамотности дошкольников»«Ценности, закладываемые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для формирования финансовой грамотности дошкольников
Опубликовано: 27 мая 2022 в 17:47
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для формирования финансовой грамотности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Борисова (УИ 755053) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД