Эльмира Шакирова
Создание условий для формирования финансовой грамотности детей 6–7 лет
▼ Скачать +Заказ
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Публикация «Создание условий для формирования финансовой грамотности детей 6–7 лет» размещена в разделах
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.
Большинство ученых считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. (В. В. Чумаченко, А. П. Горяев)
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
-воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость
Формы работы :
• Деловые, сюжетно-ролевые игры, такие как: «Вместе за покупками», «Как потратить деньги с пользой», «Финансовый крокодил», «Необходимые и желаемые траты», «Спасатели»
• Анализ поступков героев художественных произведений «Муха – цокотуха», «Дядя Федор, пес и кот», «Золотой ключик, или приключения Буратино» др.
• Беседы с детьми, «Необходимые и желаемые траты», «Что такое бартер», «Ловушка – реклама», «Деньги разных стран»; беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора) – «Как посчитать деньги», «Как сформировать семейный бюджет», «Кредиты и займы», «Дети и деньги»
• Квесты «Фикси – магазин», «Товары и услуги», «Фикси – секрет», «Фикси – музей», «Удачная покупка»
• Экскурсии как реальные (в доступные места социальной сферы, так и виртуальные (видео снятые родителями о своей профессии)
• Использование карт для самостоятельной деятельности детей, настольно – печатных дидактических игр.
• Электронно – образовательные ресурсы и ИКТ.
1. «Кто по профессии?»
На экране герои мультфильмов, ваша задача угадать кто они по профессии.
• Печкин-почтальон.
• Айболит-доктор
• Винтик и Шпунтик-механики
• Старик-рыбак
• Карабас-Барабас-владелец театра, кукловод
• Храбрый портняжка-портной
• Дядя Стёпа-милиционер
• Папа Свин-кондитер
• Фрекен Бокк- домоучительница, няня
• Три поросенка- строители
• Дядюшка Мокус- фокусник, артист цирка
• Скрудж Макдак- бизнесмен, владелец многопрофильного холдинга
• Белка и Стрелка- космонавты
предлагаю организовать две команды по 3 человека для участия в данной игре «Семейный бюджет».
Задание: Команде выдается по 15 монет и большой круг, разделенный на 7 секторов. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги. Семья 4 человека (мать, отец, сын, дочь)
Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты.
Питание. В секторе – продукты питания - 3 свободных кружков для оплаты.
Лекарства. В секторе 2 свободных кружка.
Одежда. В секторе «одежда и обувь» - 4 свободных кружочка для оплаты.
Развлечения. В секторе 2 свободных кружка.
Приятные покупки. В секторе игрушки для детей, духи для мамы или удочка для папы. Здесь 2 свободных кружка для оплаты.
Вывод:
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Большое все спасибо за работу!