Светлана Ишмуратова
Создание условие для всестороннего развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условие для всестороннего развития детей дошкольного возраста
С появлением в семье малыша, перед родителями встает сложная задача. Нужно не просто кормить, одевать и любить, но и вырастить успешную, самодостаточную и гармоничную личность. Человека с высокими моральными ценностями, не боящегося трудностей и умеющего разбираться в людях. С хорошими физическими данными и здоровьем, и достаточным для высокооплачиваемой работы интеллектом. В конечном итоге, все чего хочется – это сделать все, чтобы ребенок был счастливым, и в детстве, и во взрослой жизни.
Публикация «Создание условие для всестороннего развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Что такое принцип всестороннего развития
Всестороннее развитие ребенка подразумевает гармоничное переплетение всех сфер деятельности – физкультуры, творчества, интеллектуальных занятий. Часто дети увлечены, например, футболом или хоккеем, но это не значит, что при этом им не нужно рисовать, петь, читать и считать. Творчество позволяет выражать свои чувства, знакомит с культурными ценностями и развивает правое полушарие мозга. Для увлеченного рисованием ребенка не менее важны физические упражнения, укрепляющие здоровье и силу духа.
Аспекты принципа всестороннего развития
Для успешного развития и формирования полноценной личности, нужно одинаково внимательно относиться ко всем аспектам жизни ребенка. Чем бы малыш не был увлечен, и кем бы вы его не видели в своих мечтах, старайтесь соблюдать баланс между интеллектуальными, творческими, физическими и социальными гранями жизни ребенка. Часто посещение одного кружка закрывает сразу несколько потребностей. Так, например, ментальная арифметика у детей дошкольного возраста охватывает сразу три важных аспекта:
• интеллектуальный (умение быстро считать и думать);
• творческий (занятия развивают правое полушарие мозга, ответственное за креативность);
• социальный (общение со сверстниками).
Физическое развитие
«Движение – это жизнь» - принцип как нельзя лучше описывающий ранний возраст.
Энергии у детей обычно много и физические упражнения лучший способ направить ее в нужное русло. Кроме того, занятия гимнастикой, танцами и любым другим видом активной деятельности помогает ребенку лучше чувствовать свое тело и научиться координировать движения. Для полноценного физического развития не обязательно посещать секции и кружки. Прогулки в парке и активные игры дома и на детской площадке вполне могут обеспечить необходимую нагрузку. Не менее важно следить за режимом дня, полноценным сном и разнообразным питанием.
Творческое развитие
«Нетворческих» детей не бывает, бывает недостаточно подручных материалов.
Занимаясь творчеством, ребенок учится выражать свои чувства и эмоции, лучше понимать себя и контролировать. Творчество развивает фантазию и помогает найти нестандартные решения, раскрывает особенности человека. Сделать человечков из желудей, составить композицию из цветов, листьев и шишек или вырезать снежинку на окно не откажется ни один ребенок. Важно показать все возможные виды творчества и позволить ребенку выбрать самое интересное. Не стоит оценивать результат работы критериями «плохо/хорошо» или «красиво/некрасиво», чтобы не отбить у ребенка интерес к процессу.
Эмоциональное развитие
Всестороннее развитие детей раннего возраста подразумевает формирование у ребенка эмоционального интеллекта.
Основы понимания своих чувств и эмоций закладываются в возрасте до 3 лет. Важно проговаривать с малышом его переживания и объяснять, чем они вызваны. К 4-5 годам ребенок уже сам может описать свои эмоции и контролировать их. А став взрослым не будет испытывать сложностей с пониманием себя и окружающих. Главное, доверительная и теплая обстановка в семье. Ребенок должен быть уверен, что дома его всегда поддержат и примут.
Проявляйте искренний интерес к его проблемам и советом или действием помогайте их решать. Такое доверие бесценно и избавит вас от множества проблем в будущем.
Духовно-нравственное развитие
Нравственные ценности и моральные качества начинают развиваться в первые годы жизни. Хороший инструмент – сказки. Проживая с героями истории, ребенок понимает, что плохо, а что хорошо, учится состраданию и любви к ближнему. Формирует в голове понятия честности и доброты. Также важно проговаривать в этом ключе и все происходящие в жизни малыша события, обсуждать поведение на детской площадке и давать характеристики мультипликационным героям.
Главное в воспитании, и самим вести себя подобающим образом. Говорить можно, что угодно, но пример ребенок всегда берет с родителей.
Социальное развитие
Первые с кем начинает общаться малыш – родители и близкие родственники.
Важно вовлекать его в общение в кругу семьи, поддерживать его разговоры и проявлять к ним искренний интерес. Поняв, что он интересен, в дальнейшем ребенку будет проще выстраивать отношения с посторонними людьми. Поощряйте встречи и общение с друзьями, отпускайте на детские праздники и не запрещайте приводить домой друзей.
Социальные связи – важная часть жизни любого человека. Если дошкольнику трудно найти общий язык со сверстниками, можно отправить его в интересный ему коллективный кружок или секцию. Навык общения прекрасно развивается, например, в театральном кружке. Но не нужно давить, любая активность должна быть интересна, в первую очередь, ребенку.
Интеллектуальное развитие
Интеллектуальное развитие намного глубже и шире, чем просто обучение счету, чтению и письму, и для него никогда не бывает «рано».
Нужно уделить внимание развитию логики, пространственного мышления, внимательности, памяти, критики и анализа. Обладая этими задатками ребенку будет проще усваивать знания и применять их в жизни. Можно отдать ребенка в развивающие группы, предлагать интересные для определенного периода времени книги и вместе анализировать прочитанное, ходить в музеи и на выставки. Обсуждайте все новое, что ребенок узнал, помогайте с домашними заданиями, рассказывайте интересные факты, например, о животных, вызывающие желание узнать больше.
Личностное развитие
Представления о морали, нравственности и нормах поведения в обществе формируются у ребенка в раннем детстве. И основной пример, конечно, подают родители.
Важно дать ребенку самостоятельность, избавить от чрезмерной опеки и поощрять хорошие поступки. В раннем возрасте закладывается представление ребенка о себе и собственной роли в обществе. Чтобы ребенок вырос полноценной личностью и лучшим другом для себя, он должен чувствовать себя защищенным, понимать, что его мнение важно и к нему прислушиваются. Научиться ставить цели, определять приоритеты и нести ответственность за свои поступки.
Сенсорное развитие
Познание мира начинается со знакомства с формой, цветом, звуком и структурой.
Очевидно, что ребенок усвоит, что шар круглый, а клубника красная в любом случае. Но без педагогического воздействия, сенсорное развитие часто остается поверхностным.
Дети с хорошей сенсорной культурой глубже чувствуют окружающий мир, что особенно важно для творческих личностей. Лучше рисуют, конструируют, пишут, читают и повторяют физические упражнения. Способность широко исследовать мир во всем его многообразии также влияет на интуицию.
Чувственное развитие
Детям, как и взрослым, необходимо быть в контакте с окружающими людьми. И понимание этих отношений закладывается в самом раннем возрасте.
Каждый ребенок учится налаживать физический контакт с другими людьми, считывать их отношение и чувствовать симпатию и проявление любви. Это очень важные навыки, в дальнейшем позволяющие лучше понимать людей и в соответствии с этим выстраивать свое поведение.
Цифровое развитие
Цифровое развитие – это способность мозга манипулировать «алфавитом» чисел — от простого счета до высшей математики. От элементарного понимания своего роста и веса, до расчета времени или количества денег, необходимых для долгожданной покупки.
Пространственное развитие
Уделять внимание пространственному развитию ребенка необходимо, чтобы он понимал связь предметов, мог представить их в пространстве и расположить в определенной градации. Этот аспект развития родители часто недооценивают. Хотя развитые с раннего возраста навыки пространственного мышления не только помогают при освоении школьной программы, но и необходимы для многих профессий. Особенно, в сфере инженерии, строительства и дизайна.
Вербальное развитие
Вербальное развитие предполагает грамотное облачение своих мыслей и чувств в слова. Люди, с хорошо развитым вербальным интеллектом проще усваивают и запоминают информацию, помнят важные даты и события. И, как правило, успешны в гуманитарных профессиях. Умения выражать мысли понятным для собеседника образом незаменимо в жизни. И как многие другие аспекты, формируется с самого раннего возраста.
Вывод
Всестороннее развитие детей дошкольного возраста закладывает базу для дальнейшего успешного и гармоничного обучения. Понятно, что при нынешнем ритме жизни не всегда хватает времени полноценно заниматься с ребенком. И если приходиться делегировать заботу о нем, пусть лучше это будет современный центр, ненавязчиво и в игровой форме дающий ребенку необходимые навыки.
Всесторонне развитый ребенок имеет все шансы на успешную учебу и карьеру в будущем.