марина дмитриева
Создание развивающего центра как ресурс развития образовательных возможностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Дошкольное образование дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется ФГОС ДО, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И поэтому актуально дополнительное образование, дающее возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей которые прошли через дополнительное образование в дошкольном возрасте больше возможностей сделать безошибочный выбор в более старшем возрасте.
Публикация «Создание развивающего центра как ресурс развития образовательных возможностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через создание центра дополнительного образования «Радуга»
Задачи:
1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников;
2. Создание условий, способствующих, реализации художественного развития воспитанников, их творческого потенциала;
3. Использование образовательных технологий по художественному развитию в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста
Основное внимание в системе дополнительного образования детей
сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения; развития видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы; совершенствовании личностно-деятельного характера образовательного процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению и самореализации.
Дополнительное образование индивидуализирует образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства. Отсюда вытекают требования к ориентации программ дополнительного образования детей на :
- динамичность образовательного процесса как социального явления;
-стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способностей к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;
-активное усвоение содержания, прогнозирование его применения в различных ситуациях.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает :
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает :
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
Одним из важнейших условий реализации системы художественно - эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды. При создании предметно-пространственной среды воспитатель должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3. 4 ФГОС дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
При этом оборудованы должны быть так, чтобы дети могли свободно подойти к уголку и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу.
Центры занятости должны содержать разнообразные материалы, пособии, игры.
В центрах художественной деятельности:
Наглядно-дидактические пособия
Произведения живописи: натюрморт, пейзаж, портрет
Бумага разного формата, разной формы, разного тона.
Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)
Наличие цветной бумаги и картона
Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации.
Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)
Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей
Место для сменных выставок произведений изоискусства
Альбомы- раскраски
Художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ должна вестись одновременно в нескольких направлениях:
• Взаимодействие педагогов и детей
• Взаимодействия с семьями
кружок «Веселые кисточки»
Программа работы кружка «Веселые кисточки» носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.
Кружок по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
кружок «Дары природы»
На сегодняшний день развитие художественно-эстетических способностей детей и экологическое воспитание является важным направлением в образовании детей дошкольного возраста. Приобщать детей к миру прекрасного посредством уникальных природных материалов с. Кемпендяй (цеолит, соль, уголь, глина). У детей развивается, творческий потенциал: фантазия, наблюдательность, память, воображение, мелкая моторика рук, поэтому: направлением кружка является развитие художественно-эстетических способностей детей через работу с природными материалами. Он ориентирован на развитие детского творчества как первоначальную ступень художественной деятельности, которая позволяет ребенку познавать новое. Здесь собрано разнообразные коллекции природных материалов, дети используют его для создания оригинальных картин и панно, а также игрушек. Работа с природным материалом дает большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ним, а также формирует первые трудовые навыки. Изготовление разных поделок - труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. В это время перед детьми открывается простор для большой творческой фантазии и воображения, развивается художественно-эстетический вкус.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематических занятий с природным материалом детская рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими, совершенствуется координация движений. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности к школе.
Ожидаемый результат дети научатся соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе, выполняют работу самостоятельно, используя знания, умения, навыки, сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь. Привить любовь к природе и ценить природу.
кружок «Волшебные бусинки»
Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – очень тонкая, кропотливая работа, требующая особого терпения, любви к этому делу. Осваивая технику низания бисером, дети познают ещё одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.
Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь дошкольника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приёмами позволит постигнуть тайну художественного мастерства бисероплетения.
Кружок носит художественно- эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса.
Кружок способствует развитию у дошкольников наблюдательности, внимания, пространственного и творческого воображения посредством занятий в коллективе.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества.
Заключение
Создание развивающих центров для дополнительного образования помогает воспитателям организовать условие для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала. Важно при этом, чтобы сам воспитатель мог подать пример подобной работы, желательно в присутствии детей. Углубленная работа в этом направлении требует организации выставок с хорошо оформленными детскими работами, накопления в учреждении произведений искусства. Это способствует развитию художественных способностей, наблюдательности и личности в целом.