Татьяна Руденко
Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды в группах и на участках
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды в группах и на участках МАДОУ №167 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово с учетом ФГОС ДО»
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Информационная карта проекта
3. Нормативно-правовая база
4. Этапы реализации проекта
5. Тематический план
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Пояснительная записка
Публикация «Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды в группах и на участках» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Оформление участков и площадок детского сада
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В жизни российского общества происходят огромные перемены, особое внимание уделяется модернизации российского образования. Основным нормативным документом для дошкольных образовательных организаций сегодня является Федеральный государственный образовательный стандарт принятый 28 ноября 2014года.
Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений : педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня.
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации воспитательно-образовательного процесса, а также одним из показателей его качества в условиях реализации ФГОС. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.
Ориентируясь на это, основной задачей нашего МАДОУ № 167 является: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность педагогов по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.
Создавая психологически безопасную развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении, мы обеспечиваем формирование условий для личностного развития ребенка, благоприятного эмоционального межличностного взаимодействия, открытых доверительных отношений, а также сохранение и укрепление психического здоровья субъектов образовательного процесса. В связи с этим, психологическую безопасность следует рассматривать как важнейший ресурс, способный направить вектор развивающей среды образовательного учреждения на дальнейшее развитие и обеспечить формирование состояния психологической защищенности субъектов учебно-воспитательного процесса, а также обеспечивать минимизацию неблагоприятного воздействия на детей факторов окружающей среды.
В соответствии с требованиями ФГОС, необходимо постоянно улучшать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, поэтому мы разработали проект «Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды в группах и на участках МАДОУ №167 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово с учетом ФГОС ДО».
Мы предполагаем, что проект «Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды в группах и на участках МАДОУ №167 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово с учетом ФГОС ДОО»
является частью модернизации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения, предусматривающей не только оснащение помещений детского сада, но и методическую работу с педагогами по повышению их психолого-педагогических знаний, а также позволит сплотить усилия педагогов, родителей и создать неповторимую систему для освоения дошкольниками основ не только культуры общения, но и обеспечения успешной социализации воспитанников в обществе
Проект был рассмотрен и утвержден на педагогическом совете МАДОУ № 167 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово.
Информационная карта проекта
П/н Раздел Общие сведения
1. Название проекта «Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды в группах и на участках МАДОУ №167 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово с учетом ФГОС ДО»
2. Составитель Руденко Татьяна Васильевна воспитатель МАДОУ №167 г. Кемерово
3. База проекта МАДОУ №167 «Детский сад комбинированного вида «Умка» г. Кемерово
4. Тип проекта Долгосрочный (февраль 2023 – сентябрь2023 гг.)
5. Вид проекта Методический
6. Участники проекта Дети, родители, воспитатели МАДОУ № 167, психолог, ИЗО руководитель, физ. руководитель, музыкальный руководитель, медицинская сестра старший воспитатель, заведующая.
7. Возраст детей Дети всех возрастных групп с 3 до 6 лет
8. Проблема В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений.
9. Актуальность проблемы В настоящее время обеспечение психологической комфортной и безопасности образовательной среды является одним из требований, предъявляемых к организации воспитательно-образовательного процесса, а также одним из показателей его качества в условиях реализации ФГОС. В детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не в полной мере отвечает требованиям ФГОС и ее необходимо постоянно развивать. Поскольку ребенок большую часть времени проводит в дошкольном образовательном учреждении, развивающая среда является неотъемлемой частью, «стартовой площадкой», и определенной ступенью постижения культуры и «выращивания» в ней личности в организованном образовательном пространстве.
10. Цель Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей по созданию психологически комфортной и безопасной среды в образовательном учреждении и семье.
11. Задачи
Для детей:
1. Создать условия для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах комплексной безопасности детства.
2. Способствовать овладению приемами и методами практического взаимодействия с окружающим миром у родителей и детей.
3. Способствовать формированию чувства ответственности у взрослых и детей за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил ОБЖ.
4. Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды в группах МАДОУ и на участках с учетом социализации и индивидуализации детей
5. Привлечь для реализации проекта специалистов ОУ.
6. Обеспечить возможность включения родителей в организацию, подготовку и проведение смотров-конкурсов.
12. Гипотеза Если в образовательном учреждении будет разработана и реализована комплексная система работы по созданию безопасной среды в образовательном учреждении и семье, включающая здоровье-сбережение и ОБЖ, повышение компетентности (мотивационной, информационной, рефлексивной, организационной и др.) всех субъектов образовательного процесса : обучающихся, педагогов, родителей, то это позволит создать безопасную среду в ОУ и семье, реализовать требования ФГОС, повысить уровень здоровья детей.
13. Диагностический инструментарий Наблюдения, анкеты, тесты, опросники, отзывы
14. Ресурсное оснащение проекта Информационные: наличие современной методической литературы, компьютер с доступом к сети Интернет, принтер, мультимедийное оборудование, бумага.
15. Форма провидения итогового мероприятия проекта Проведение смотра-конкурса уголков зоны отдыха и психологической разгрузки в группах детского сада.
16. Продукт проекта Наличие уголков зоны отдыха психологической разгрузки в группах детского сада.
17. Ожидаемый результат проекта
Для педагогов:
- Профессиональное развитие педагогов, рост творческой активности, повышение психолого-педагогических знаний.
- Активизация интереса к проблеме сохранения психического здоровья детей в ДОУ.
- Создание единой психологически комфортной и безопасной образовательной среды в группах МАДОУ и на участке, соответствующей требованиям ФГОС.
Для родителей:
- Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления психического здоровья детей.
- Проявление интереса к образовательному процессу со стороны родителей (законных представителей) обучающихся МАДОУ.
- Активное включение в педагогический процесс детского сада.
Для детей:
- Снятие эмоциональной напряженности, снижение агрессивности, негативизма, тревожности, депрессивности, беспокойства, расторможенности и пр.
- Положительная мотивация к социальной деятельности.
- Быстрая адаптация к условиям МАДОУ.
- Повышение уровня эмоционального благополучия и комфорта каждого ребенка.
Подтвердится гипотеза.
Нормативно-правовая база
1. Закон Кемеровской области «Об образовании» (от 5 июля 2013г. №86-ЗО
2. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;
4. Федеральный закон № 436 от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию».
5. Федеральный закон №124 от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
6. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
7. Приказ Минобрнауки России от 30. 08. 2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
8. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13).
9. Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 № 1403 «О концепции художественного образования в Российской Федерации»
10. Устав Муниципального Автономного Дошкольного Образовательного Учреждения МАДОУ №167 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Изучение психолого-педагогического аспекта проблемы. Определение модели предметно-пространственной среды – детского сада как образовательного пространства развития личности ребенка в контексте личностно-ориентированного подхода.
Пути реализации:
- Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
- Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.
- Анализ развивающей психологически комфортной и безопасной педагогической среды в группах ДОУ.
- Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
- Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.
- Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.
- Общее собрание коллектива : определение цели и задач проекта
- Разработка плана проекта.
- Составление тематического плана плана реализации проекта и определение ответственных лиц.
- Подготовка методик оценки психологического климата и эмоционального благополучия.
- Подготовка мультимедийных презентаций по здоровьесбережению.
II этап – практический
Внедрение модели развивающей психологически комфортной и безопасной образовательной среды в ДОО и основные принципы ее организации.
Пути реализации:
1. Проведение педагогического совета на тему: «Предметно-развивающая среда, как основа развития детей дошкольного возраста».
2. Консультации на темы:
«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению»
«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»
«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»
«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном
дошкольном образовательном учреждении»
«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».
3. Разработка анкет для педагогов ДОУ по изучению их отношения к необходимости изменений в построении развивающей среды, в соответствии с ФГОС.
4. Анкетирование педагогов: изучение их отношения к необходимости изменений в построении развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с ФГОС.
5. Организация в методическом кабинете выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
6. Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.
7. Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды.
8. Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.
9. Проведение смотров-конкурсов групповых помещений.
10. Декоративное оформление коридоров детского сада: информационные,
познавательно-развивающие стенды и др.
11. Оформление территории детского сада.
III этап Заключительный
Провести анализ и обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.
Пути реализации:
1. Написание и оформление проекта.
2. Описание опыта построения развивающей предметно пространственной среды педагогами групп.
3. Написание протокола педагогического совета «психологически комфортная и безопасная среда, как основа развития детей дошкольного возраста».
4. Написание конспектов консультация для педагогов:
«Нормативно-правовая основа принципов построения развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями»
«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»
«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»
«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном
дошкольном образовательном учреждении»
«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».
5. Составление картотеки методической литературы и пособий по созданию
развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Заключительный смотр-конкурс «лучший психологический уголок в группе».
6. Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн проектов развивающей предметной среды в ДОУ.
Итоговый мониторинг.
- Тематический план
перспективное планирование
Мероприятие Участники Дата Место проведения, ответственный
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня (Педагог –психолог, старший воспитатель, воспитатели ДОУ №167 Февраль 2023)
Диагностика. Изучение оценки психологического климата и эмоциональной оценки. (Приложение 1 Педагог –психолог, воспитанники всех возрастных групп с 3-6 лет март 2023)
Анализ развивающей психологически комфортной и безопасной педагогической среды в группах ДОУ (Заведующая, старший воспитатель, педагог – психолог, медицинская сестра, воспитатели МАДОУ № 167 15.03. 2023)
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Просветительская деятельность с педагогами:
- Пед. совет: Презентация для педагогов МАДОУ № 167 «Обеспечение психологической безопасности пребывания ребёнка в дошкольном учреждении»
- Пед. совет. Моделирование безопасной, комфортной предметно - пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС.
- Комплекс мероприятий для реализации проекта
- Педагогический час: Тренинг: Стресс и способы регуляции эмоционального состояния (Профилактика профессионального выгорания педагогов Приложение 2)
Работа с родителями
- Родительское собрание
-Презентация «Детство под угрозой –вредные мультфильмы
- Круглый стол
Презентация «Как родители программируют своих детей» (Воспитатели
Педагог-психолог, Родители воспитанников)
Конкурсы
- Смотр – конкурс по подготовке к учебному году;
- «Лучший участок МАДОУ»
(Положения конкурсов Приложение 3 Воспитатели всех групп МАДОУ,
Родители воспитанников)
Заключительный этап
- Смотр – конкурс «Лучший психологический уголок в группе»
(Старший воспитатель МАДОУ;Педагог-психолог; Воспитатели ДОУ, Родители)
Диагностика. Изучение оценки психологического климата и эмоциональной оценки. (Приложение 1 Педагог –психолог, воспитанники всех возрастных групп с 3-6 лет сентябрь 2023)
Отчёт о реализации проекта (Заведующая МАДОУ, Старший воспитатель МАДОУ; Педагог-психолог, Воспитатели ДОУ)
Список использованных источников
Нормативно-правовая база
1. Закон Кемеровской области «Об образовании» (от 5 июля 2013г. №86-ЗО
2. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;
4. Федеральный закон № 436 от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию».
5. Федеральный закон №124 от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
6. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
7. Приказ Минобрнауки России от 30. 08. 2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
8. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13).
9. Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 № 1403 «О концепции художественного образования в Российской Федерации»
10. Устав Муниципального Автономного Дошкольного Образовательного Учреждения МАДОУ №167 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово.
Литература
1. Аношкина, В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее.
(Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001.- 176с.
2 Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М. : Книголюб, 2011.
3. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании : Монография. - СПб: Издательство «СОЮЗ», 2002. - 271 с.
4. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании. / И. А. Баева. - СПб. : Союз, 2002. - 271 с. Безопасность образовательной среды : Сб. статей / Отв. ред. Г. М. Коджаспирова. М. : Экон-Информ, 2008. -166 с.
5. Баева, И. А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 6.-141с.
6. Безопасность образовательной среды : психологическая оценка и сопровождение. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 30—31 октября 2013.
7. Гаязова, Л. А. Обеспечение комплексной безопасности
образовательной среды и ее психологическое сопровождение / Л. А. Гаязова// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2011.- № 142. – 33с.
8. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения : Кн. для учителя и родителей. /А. Б. Добрович - М. : Просвещение, 2007 - 205 с.
9. Долгова, В. И., Латюшин, Я. В., Напримеров, А. А. Формирование эмоциональной устойчивости личности: монография. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – 167 с
10. Золотухина, И. П. К вопросу о педагогическом моделировании здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения // Совет ректоров. 2013. № 6. -76с.
11. Каган, М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. / М. С. Каган - М. : Политиздат, 2008. - 319 с.
12. Кирпиченков, А. А. Компонентный состав здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении // Ученые записки уиверситета имени П. Ф. Лесгафта. № 1 (71). 2011. -54с.
13. Коджаспирова, Г. М. Психолого-педагогическая культура педагога как ведущий фактор безопасности образовательной среды / Г. М. Коджаспирова. - Безопасность образовательной среды : Сборник статей. - М. : Экон-Информ, 2008. – 20с.
14. Кон, И. С. Социология личности. - М. : Политиздат, 1967. - 384с.
15. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб. : Речь, 2003.
16. Крюкова С. В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3–6 лет. М. : Генезис, 2007.
17. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М. : Генезис, 2005.
18. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М. : Наука, 1984. - 444с.
19. Мириманова М. С. Подходы к экспертизе психологической безопасности образовательной среды дошкольных образовательных учреждений // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды : информ. -метод. бюл. М., 2009.
20. Мириманова Н. С. Паспорт экспертизы психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения. М. : Экон-информ, 2012. — 51 с.
21. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. Пед. Вузов/ Под ред. В. А. Сластенина. -5-е изд., доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 200с.
22. Мусатенко, Н. Психологический климат коллектива// Психолог. - 2008 - №19 – 20с.
23. Педагогика безопасности - новое научное направление современной педагогі ки : матер. всерос. науч. конф. / под общ. ред. В. В. Гафнера. - Грани педагогики безопасности. -ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». - Екатеринбург, 2011.- 98с.
24. Пилипенко, В. Ф. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика :практ. пос. / В. Ф. Пилипенко, Н. В. Ерков, А. А. Парфенов. - М. : Айрис-Пресс, 2006. - 192 с.
25. Психологические аспекты безопасности личности. Р. В. Агузумцян, Е. Б. Мурадян. Вестник практической психологии образования №1(18) январь—март 2009, с. 43-47.
26. Реан, А. А., Бордовская, Н. В., Розум, С. И. Психология и педагогика. - СПб. : Питер, 2002. - 432 с.
27. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М. : Книголюб, 2003.
28. Рухайло, Н. Н. Психологический климат коллектива. Формирование коллективных взаимоотношений. // Психолог. - 2006 - №17 -110с.
29. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. Ярославль: Академия развития, 2004.
30. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5–8 лет. М. : АРКТИ, 2003.
31. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему «Я». Дошкольники. М. : Генезис, 2004.
32. Чесноков, Н. А. Место и роль педагогической безопасности образовательных систем государства/Н. А. Чесноков // Социология образования. - 2007. - № 11. -210с.
33. Чумичева, P.M. Управление качеством дошкольного образования. Ростов на Дону, 2002-135с.
34. Щукина, С. Е. Социально-психологический климат коллектива. // Социальная робота: науч. -попул. -журн. - 2007 - №6 – 140с.
35. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб. : Валери-СПД, 2001.
36. Ясвин, В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. 2-изд; г. Москва-2001.-365с
Интернет-ресурсы
1 Долгова, В. И., Аплеева, И. А. Здоровьесберегающая психологически безопасная развивающая среда дошкольного образовательного учреждения. // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. [Электронный ресурс] - режим доступа - RL :https://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/9233
2 Долгова, В. И., Аркаева, Н. И., Капитанец, Е. Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. [Электронный ресурс] – режим доступа – URL : https://e-koncept.ru/2016/56108.htm.
3 Долгова, В. И., Солодянкина, Е. Г. Анализ результатов психолого-педагогической коррекции страхов дошкольников методом сказкотерапии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». [Электронный ресурс] – режим доступа – URL : https://e-koncept.ru/2016/56099.htm.
4 Жукова, Т. В. Педагогическая поддержка как одно из средств успешной социализации личности [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://gcon.pstu.ru/pedsovet/programm/ced1-8-5.htm
5 Соловьева, С. Л. Тревога и тревожность: теория и практика [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России : электрон. науч. журн. – 2012. – N 6 (17). – режим доступа - URL : https://medpsy.ru
6 Морозова, Т. Ю., Лебеденко И. Ю. О современных подходах к обеспечению здоровьесберегающей среды в условиях детского сада [Электронный ресурс] - Режим доступа: // https://gcon.pstu.ru/pedsovet/programm/ced1-8.htm
7 Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия [Электронный ресурс] //– режим доступа - URL : https://medpsy.ru