Анастасия Саъдиева
Пример системы воспитания в школе в целом.
▼ Скачать + Заказать документы
Пример системы воспитания в школе в целом.
Аннотация: В данной статье описывается пример современной системы воспитания в школе. Затрагивается вопрос преемственности, значимости работы с семьёй; говорится о важном акценте на внеурочную деятельность педагогов школы и дополнительном образовании на базе школы. Также в статье затрагиваются критерии успешности воспитательной работы.
Список ключевых слов: духовно-нравственные качества, преемственность, внеурочная деятельность, воспитательный процесс, дополнительное образование, внеурочная деятельность, семья.
Публикация «Пример системы воспитания в школе в целом,» размещена в разделах
Воспитательная работа в школе строится исходя из того, что воспитание есть целенаправленное управление процессом развития личности.
Целью деятельности педагогического коллектива является создание условий для формирования гуманистического типа личности, ориентированной на творческое преобразование действительности и саморазвитие.
Развитие личности происходит в учебно-познавательной деятельности (урочной, внеурочной, в организации жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении.
Система воспитательной работы в школе ориентирована на вечные общечеловеческие ценности –
Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля.
Ученическое самоуправление в школе способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, приучает их к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю. Руководство коллективом учащихся осуществляется Детским парламентом школы.
В рамках кафедры воспитательной работы функционируют методические объединения классных руководителей и воспитателей дошкольного звена, 1-4 классов, 5-8 классов, 9-11 классов и дополнительного образования
Важной частью воспитательной системы является формирование и укрепление традиций школы, использование методики коллективного творческого дела.
Управление воспитательной системой гуманистического типа носит диалоговый характер, и главной управленческой проблемой становится не исполнительская дисциплина, а отношения.
Данная модель включает в себя общие цели воспитания, принципы воспитания, ставит в центре в центре воспитательной системы – Личность ребёнка, уровень её воспитанности и потребности.
Источниками организованного воспитательного процесса являются : семья, как главный социальный институт воспитания ребёнка, педагогический коллектив, как воспитательный наставник в школе, ученический коллектив и общественность, как социальная среда воспитания.
Основные направления работы, которые включает данная модель воспитательной системы : нравственно-этическое, спортивно-оздоровительное, трудовое, художественно-эстетическое, интеллектуальное. Также модель включает формы и методы воспитания, которые ограничиваются: самоуправлением, поручениями, отношениями и реализовываются в познавательной, общественно-политической, трудовой, художественно-творческой, спортивно-туристической коллектвно-творческой деятельности
Данная модель не может функционировать на сегодняшний день в той форме, которая была приемлема в начале 21 века. Это связанно с тем, что школа значительно расширила свои ресурсы в сфере образования (появилась стойкая система дополнительного образования). Современная школа уже не является одним зданием. Она включает в себя объединение детских дошкольных учреждений, начальную школу и школу старшего звена. Именно между этими звеньями важную роль играет задача преемственности.
Воспитанник детского сада, согласно реализуемой программе по ФГОС на сегодняшний момент имеет представления о школьной жизни больше, чем это было несколько лет назад. Совместная работа педагогов школы и детского сада позволяет организовывать экскурсии воспитанников в начальную школу, совместные с детьми разных возрастов коллективно-творческие дела. Педагоги школы знакомиться со своими будущими учениками на разных тематических мероприятиях детского сада в творческой атмосфере. Ребёнок, идя в первый класс уже знаком со своим учителем и знает, что от него хотят. Ему легче адаптироваться в новом здании, взрослые и дети ему знакомы.
Наконец, со временем, расширился круг социальных институтов района и округа, города которые теперь сотрудничают с образовательным учреждением и помогают социализироваться всем звеньям Школы.
Формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка во внеурочной деятельности образовательного учреждения будет эффективна, если:
- содержание внеурочной деятельности будет сконструировано с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся образовательного учреждения каждого звена.
- составленный план воспитательной работы на год будет охватывать всестороннее развитие личности ребенка, и иметь акцент на духовно-нравственное формирование качеств ребёнка во внеурочное время.
- работа с семьями детей будет направленна на стимулирование их больше уделять внимание всестороннему развитию личности: посещение экскурсий, музеев, театров по возрасту. Посещение тематических городских фестивалей, таких как «Осень золотая», «Путешествие в Рождество». Совместная работа со школой по профориентации детей, начиная с дошкольного возраста.
Фестиваль «Осень золотая» «Путешествие в Рождество»
Дети дошкольного возраста охотно принимают новое через игру, поэтому педагог детского сада может рекомендовать родителям в дополнение к своей работе по знакомству с профессиями посещение современных «городов Профессий.
Несомненно, дополнительное образование играет большую роль в социализации личности и реализуется по следующим направлениям:
• интеллектуальное (английский язык; углублённый русский язык, углублённая математика, биология и история);
• спортивно-оздоровтельный (ритмика, ОФП, Рок-н-рол,секция, туристический кружок);
• художественно-эстетическо, кружок книголюбов, рисование);
• нравственно-патриотическое (патриотические объединения, туристическая деятельность, работа в музее при школе)
Ученическое самоуправление в школе способствует формированию лидерских и организаторских качеств, сохранению и передачи традиций школы, воспитанию толерантности в учениках старших классов к младшим, способствует развитию рефлексии, чувства ответственности перед собой и товарищами и самореализации личности в дальнейшем.
Основные направления работы воспитательной системы Школы должны включать духовно-нравственное (включает в себя формирование гражданственности, патриотичность, развитие творческих взглядов и собственного мировоззрения, спортивно-оздоровительное (пропаганда здорового образа жизни), социально-профилактическое (профилактика девиантного, деликвентного поведения, трудовое (привитие бережного отношения к казённому имуществу, формирование в потребности благоустройства окружающего мира, расширение познавательно-интеллектуального кругозора (применение нестандартных авторских программ в системе дополнительного образования и на внеклассных мероприятиях) .
Методы воспитания подразделяются на :
-метод организации деятельности;
-метод самовоспитания и самоконтроля;
-метод стимулирования;
-методы формирования сознания.
Основные средства воспитания :
* Творческие и познавательные КТД внутри и в не школы;
* Туристические слёты, экскурсии;
* Тематические дни самоуправления;
* Тематические недели;
* Диспуты, беседы, дебаты и др.
* Совместные традиционные встречи коллективов разных зданий;
* Мероприятия по преемственности
День взаимного посещения педагогов Школы в рамках «Недели игры».
В свою очередь, порядок планирования воспитательного процесса школы включает :
1) Анализ результатов воспитательной работы и определение перспектив воспитательного процесса, выбор приоритетов на предстоящий период;
2) Анализ итогов работы за предыдущий год, определение целей и конкретизация задач на предстоящий учебный год;
3) Коллективное педагогическое планирование на общешкольном и первичном (классных) уровнях;
4) Составление плана-графика массовых воспитательных мероприятий на год;
5) Индивидуальное планирование работы участников воспитательного процесса (заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей, воспитателей, педагогов, старшего вожатого, библиотекаря, руководителей методических объединений и др.);
6) Планирование воспитательной деятельности на краткосрочный период (триместр, месяц, неделя).
7) Участие, планировании внеурочной деятельности органов самоуправления ОУ.
Для эффективного осуществления воспитательного процесса в первую очередь необходимы определенные и четкие представления о сущности детской личности, ее основополагающих — ведущих качествах и свойствах. Для их выявления важное значение имеет рассмотрение, с учетом возрастных особенностей детей, основных требований к сущности, главным качествам и свойствам детской личности. Для этого нужно опираться на возрастную периодизацию.
Основные моральные требования к детям различных возрастных групп выражены в Правилах для учащихся, Законах и Уставах общественных объединений, школьных единых требованиях. Классному руководителю, воспитателю важно иметь вытекающий из этих документов краткий набор требований, с которыми он мог бы сравнивать состояние нравственной воспитанности, основных личностных качеств своих учеников, воспитанников. При отборе и формулировании таких требований учитываются: возрастные возможности усвоения детьми обобщений и понятий; идейная, нравственно-эстетическая направленность их содержания; четкость выражения смысла и яркость, привлекательность формы; постепенность в нарастании сложности и глубины содержания; неразрывность связи с жизнью; соответствие детским устремлениям и увлечениям.
В конкретных условиях работы каждой школы, с учетом возра-стающего уровня воспитанности детей, набор и содержание требований меняются. На каждом возрастном уровне они в основном и главном определяют, что, как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить. Эти девять требований носят обобщенный, всеобъемлющий характер, вбирают в себя многие нравственные нормы и выражают сущностные свойства и качества детской личности.
Рассмотрим перечень требований (критериев) по которым можно оценить успешность воспитательной работы на личность ребё нка:
От них требуется:
— «знать, что они граждане своей страны;
— уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;
— любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово;
— дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе;
— бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;
— беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;
— помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни;
— творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству.»
Итак, данные требования позволят подвести итоги успешности выполнения плана воспитательной работы по духовно-нравственному развитии личности в школе.
Список литературы:
1. Вайнер М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. Уч. метод. пособ. - М. :Центр педагогического образования,2015.-96с.
2. Кукушкин В. С. Теория и методика воспитательной работы : учебное пособ. -М. : МАРТ,2014.-352с
3. Лихачев Б. Т. Педагогика «курс лекций». - М., 2006 г.
4. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учебник. -М. : Педагогическое общество России, 2014.-480с.
5.
https://referat.ru
https://kk.convdocs.org
6.