Ирина Стоценко
Сценарий мероприятия «История создания музыкальных инструментов. Осетинские инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мероприятия
«История создания музыкальных инструментов.
Осетинские инструменты».
Подготовила :
музыкальный руководитель МБДОУ № 17
Стоценко И. В.
Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, восприятие фольклора, музыка.
Цели:
Публикация «Сценарий мероприятия „История создания музыкальных инструментов, Осетинские инструменты“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Музыкальные инструменты
- Республика Северная Осетия - Алания
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2021
- познакомить детей с древними музыкальными инструментами и с инструментами Осетии
- формировать творческую личность ребёнка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания и исполнения музыки своего народа
- формировать интерес к музыкальному искусству
- здоровье - сбережение
Задачи:
- умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку;
- побуждать выражать свои впечатления от прослушанного материала и от прослушивания музыкальных произведений;
- познакомить детей с музыкальными инструментами древности и с осетинскими инструментами;
- дать краткую информацию об инструментах;
- прививать любовь к музыке своего народа;
- прививать музыкальный вкус;
- прививать интерес к исследованиям;
Материалы и оборудование:
Экран, слайды, музыкальный инструмент трещотка, кассеты, диски с музыкой.
Содержание мероприятия :
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята!
Сегодня ребята мы окунёмся в мир музыки и музыкальных инструментов.
Музыкальные инструменты – это предметы, с помощью которых человек может извлекать разные звук
2. Рассказ о появлении первых музыкальных инструментах.
- Первый музыкальный инструмент появился на белом свете одновременно с самим человеком.
Да, да, не удивляйтесь, всё правильно! У человека есть голос, который может издавать певучие звуки разной высоты. И первую в мире мелодию воспроизвёл человеческий голос. А для того чтобы мелодия звучала ритмично, человек хлопал в ладоши, или размеренно притопывал.
Хлопки, притопы, постукивания о разные предметы– чем не ударные звуки?
Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных, из раковин, из рогов животных, из тростника – в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. Также широко распространены были колотушки, трещотки, погремушки из высушенных плодов с косточками или камешками внутри, барабан. Для изготовления барабана использовали высушенную кожу и натягивали её на пустой сосуд.
А струнные инструменты произошли от лука со стрелами. Когда люди стреляли из лука, то обратили внимание, что натянутая тетива издаёт определённый звук. Тогда на древесину стали натягивать по 2- 3 струны, а потом и больше.
3. Названия первых инструментов :
Самые известные инструменты первобытного человека:
- дудка из кости
- флейта из кости
- звериные рога
- труба из ракушек
- барабан из шкур животных
-трещотки из камня, древесины
- луки охотников
А что же происходило в древние времена в нашей местности?
А тоже, что и везде: создавались разные музыкальные инструменты по тому же принципу.
4. Рассказ о создании кышн фандыра.
О некоторых инструментах упоминается ещё в Нартском эпосе. Например, там рассказывается о создании фандыра Ширдоном. Фандырами называют все осетинские музыкальные инструменты, но более точно инструменты надо называть так :
Рассказывает ребёнок.
Кышн фандыр (кышн в переводе волос). Это струнный смычковый инструмент, чашеобразной формы. Струны делали из конского. На инструменте играли сказители и пели о том, что их окружало, о произошедших событиях. На кышн фандыре играли только мужчины. Известным сказителем 19 века был слепой музыкант Курм – Бибо. Он играл на 3х струнном инструменте. Кышн фандыр иногда называют осетинской скрипкой. Но у скрипки и смычок короче, звук другой и играют на ней иначе.
5. Слушание в записи звучания инструмента
Послушайте, как звучит кышн фандыр. (звучит запись).
6. Рассказ о других осетинских инструментах.
Рассказывает ребёнок.
Дала – фандыр. Тоже струнный инструмент из 2х – 3х струн, струны из конского волоса или из жил животных. Играют на инструменте щёлканьем пальцев о струнам. Играли на нём только мужчины.
Древний духовой инструмент – стили. Делали его из тростника, вырезали 5 отверстий в олой трубочке.
Рассказывает ребёнок.
Фидиог – это рожок, который изготавливали из рогов быка, барана, тура, где просверливались 3 отверстия. Инструмент служил для подачи сигналов на охоте.
Осетинская арфа (иногда называют лира). Корпус представляет четырёхугольный ящик из древесины. Инструмент имеет от 10 до 12 натянутых струн. Струны изготавливали тоже из конского волоса.
Рассказывает ребёнок.
Уадынз. - духовой инструмент, изготовленный из кустарников бузины. Об этом инструменте тоже упоминается в «Сказаниях о нартах». Это пастуший инструмент. Похож на длинную флейту.
Рассказывает ребёнок.
Стили – похож на уадынз, только короче, и звук тоньше.
На этих инструментах играли только мужчины.
Рассказывает ребёнок.
Ирон – канзал – фандыр. Это осетинская гармошка, родственница русского аккордеона. Гармошка появилась у осетин в 19 веке и играли на ней только женщины. Женщины также играли на трещотках.
Только в наше время на гармошке стали играть мужчины.
Послушайте, как звучит гармошка. (запись).
7. Слушание в записи звучания гармошки.
Инструменты которые я перечислила кроме гармошки, вышли из обихода и хранятся в музеях.
А широко использоваться в наши дни стали карцганаг – трещотка, гумсаг – барабан, дала – бубен.
-А сейчас, ребята, мы поиграет в осетинскую игру «Чепена».
8. Игра «Чепена».
Дети стоят по кругу, в центре – водящий, который поёт, предлагая делать следующие движения:
-Гой, гой, чепена, пойдём влево чепена. (Дети повторяют и делают предложенные движения).
- Гой,гой,чепена, пойдём вправо, чепена.
-Гой, гой, чепена, пойдём вперёд, чепена.
- Гой, гой, чепена, пойдём назад, чепена.
-Гой, гой, чепена, покружились, чепена.
-Гой, гой, чепена, потанцуем, чепена.
9. Беседа о влиянии музыки на человека.
- Ребята, а какие чувства может вызывать музыка? (ответы детей).
Верно! А ведь о влиянии музыки на человека говорили ещё с древних времён. Известный врач древности Парацельс не брал себе в ученики тех, кто не играл хоть на одном музыкальном инструменте.
Этот врач уже в те давние времена лечил музыкой, использовал звучание некоторых инструментов при различных заболеваниях. Музыка может успокоить малыша, звать в бой, поднять настроение, и как оказалось может лечить.
А чтобы усилить эффект от лечения добавляют с давних пор ещё и цвет. Считается. Что каждая нота имеет свой цвет.
10. Рассказ о цвете и звуке.
До- красный
Ре- оранжевый
Ми – жёлтый
Фа – зелёный
Соль – голубой
Ля – синий
Си – фиолетовый.
И сейчас мы с вами споём все звуки гаммы представляя нужный цвет.
11. Исполнение гаммы до мажор с показом карточек соответствующего цвета.
Карточки нужного цвета показывает ребёнок.
Дети медленно поют гамму до мажор и смотрят на карточку нужного цвета.
12. Эксперимент с водой.
-Ребята, а сейчас мы проведём эксперимент. Вот вы видите графин с водой.
Я говорила о целебных свойствах музыки, так она творит чудеса и с водой!
Сейчас мы послушаем пьесу Петра Ильича Чайковского из «Детского альбома», вода впитает информацию, а именно: спокойствие, удовлетворение, хорошее настроение. А ещё больше усилит эффект цвет. Я поставлю прозрачный графин на карточку с голубым цветом. (Это цвет отвечает за здоровье голосового аппарата).
Дети слушают.
-Ну вот, вода напиталась положительной энергией здоровья, спокойствия, а в группе вы эту воду попьёте.
Ну, а раз музыка может поднимать настроение, мы поднимем его ещё больше и себе и гостям песней о нашем городе.
А аккомпанировать будете на трещотке. (вызываю девочку).
13. Исполнение песни
Прозвучит песня Дианы Чибировой «Владикавказ».
Исполнение песни.
Итак ребята. : чему было посвящено наше занятие?
Что нового вы узнали?
О чём расскажите дома родителям?
Наше занятие закончилось, до свидания!
Дети выходят под музыку.