Викторина Жесткова
Статья «Создание музейной комнаты русского быта как средство реализации регионального компонента в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – это увлекательный мир сказок, забав, игр, а наша комната русского быта «Изба» - это настоящая сказка. В уютной комнате разместились предметы русского быта ХIХ – начало ХХ веков. Самотканый льняной вышитый рушник с кружевами, прялка, решето, чугунок, двухведерная деревянная мера, деревянная лопата, ухват, коромысло, серп, кочерга - теперь все эти предметы, о которых большинство взрослых и не слышали, знакомы малышам с младшей группы.
Родители детей тоже приняли активное участие в оформлении «Избы».
Публикация «Статья „Создание музейной комнаты русского быта как средство реализации регионального компонента в ДОУ“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Музейная педагогика в детском саду
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Одни нашли на чердаке дома угольный утюг, другие привезли из деревни «прабабушкин сундук». Появились красивые кружевные подзоры, кружева. Мама одной нашей воспитанницы сшила лоскутное одеяло. Соседи, друзья, сотрудники детского сада – все принимали участие в создании музейной комнаты, каждый нес то, что мог.
Деревянные стены увешены расшитыми «дорожками», полы устелены домоткаными половиками. Чудо-печка со своими помощниками: ухватом, кочергой да лопатой, приглашает отведать пирогов с чаем из самовара. Настоящая ступа с пестом может рассказать о том, как муку из зерна мололи, а прялка как пряжу пряли, да на веретёна наматывали.
На занятиях в музейной комнате каждый ребенок имеет возможность познакомиться с экспонатами, взять их в руки, внимательно рассмотреть, понять, как и из чего они сделаны, попробовать их в действии. Полный цикл занятий по ознакомлению с предметами народной культуры позволяет развивать у дошкольников не только наблюдательности, но и умение сопоставлять прошлое и настоящее, способствует формированию исторической памяти и уважения к труду мастеров.
Знакомство с предметами художественных промыслов, украшенных различными растительными орнаментами, напоминает юным воспитанникам о неразрывной связи человека и природы, раскрывает перед ними систему традиционного народного календаря с крестьянскими праздниками, в которых дети обязательно принимали участие. Такие праздники как «Масленица», «Рождественские калядки», «Осенины», в нашем детском саду стали уже традицией.
Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта : сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т. д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, помогает как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье.
Занятия в музейной комнате обязательно включают в себя и знакомство с различными народными играми, настоящими кладезями народной мудрости. Даже хорошо всем известные «ладушки» в лёгкой и весёлой форме раскрывают перед ребёнком понятие лада, т. е. умения жить в мире и добре с окружающими, учат считаться с интересами других, ведь надо успевать попадать в ритм хлопков и быть эмоционально отзывчивым.
Весёлые считалки, прибаутки, загадки, потешки и другие формы устного народного творчества в ходе музейных занятий обогащают словарный запас наших воспитанников, развивают чувство юмора, развивают способность самовыражения, что способствует доброжелательной атмосфере занятий и охотному их посещению.