Любовь Захарова
Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента «Знакомство с куклами в традиционных нарядах»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с куклами в традиционных нарядах
Цель: Знакомить детей с особенностями национального бурятского, русского и татарского костюма.
Задачи:
* Образовательные: продолжать рассказывать о народных костюмах, формировать представления об элементах костюма;
• Развивающие: расширять кругозор, развивать любознательность; формировать образную речь; обогащать словарь;
Публикация «Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента „Знакомство с куклами в традиционных нарядах“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
• Воспитательные: прививать любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту.
Ход занятия.
- Ребята, вы уже знаете, что коренными жителями Иркутской области являются буряты, русские и татары. К нам в гости пришла кукла Бурятка. Она нам подробно расскажет о жизни бурят.
Здравствуйте, ребята. Вы наверное уже знаете, что основным занятием бурят было скотоводство, кроме этого они занимались охотой и рыбной ловлей. Бурятские племена постоянно кочевали в поисках пастбищ для скота, удобных мест охоты и рыбной ловли. Передвигались буряты на лошадях. Лошадь давала мясо и молоко. Богатые семьи владели многочисленными конскими табунами.
Охотились буряты с помощью монгольского лука и стрел на изюбров, медведей, коз, ли с, бобров, соболей.
Наконечники стрел были железными, так как буряты у своих предков курыкан научились хорошо обрабатывать железо. Многие буряты были настоящими мастерами, они делали красивые ножи, украшения для седел и другие искусные вещи.
Жили буряты в юртах. Юрты были войлочными и деревянными. Юрта делилась на две части: для себя и для гостей и торжеств. Пол в юрте был земляной. Вдоль стен делали земляные лавки, на них спали. Посреди юрты была яма, в которой разводили огонь. Над ямой стоял железный треножник, на который вешали котел. Над огнем в потолке прорезали дыру, в которую выходил дым. За огнем в бурятской юрте всегда следила женщина. Кроме этой обязанности, бурятские женщины катали войлок, которым укрывали юрты, обрабатывали кожу, шили из нее обувь и одежду. Мужчины готовили деревянный острог юрты, делали повозки, вили веревки, шили конскую сбрую, изготавливали вооружение.
Между собой буряты были очень дружны. Семьи, в которых погибал хозяин, и больные были на попечении всей общины, все члены племени помогали им. Детей учили уважать старших и помнить о своих предках. Буряты отличались своим гостеприимством и радушием. Кто бы ни был их гость, ему устраивали лучшее место у огня, подавали лучшее угощение.
Традиционной одеждой у бурят был халат. Зимний халат (Дэгэл) шили из меха, чаще всего из овчины, а летний (тэрлиг) из ткани, но на подкладке. Мужчины подпоясывали халат, а женщины сверху халата надевали безрукавку. В холодное время буряты надевали доху, то есть шубу, сшитую шерстью наружу. Ее называли – «саба»
- А следующей нашей гостьей будет русская кукла.
Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон Вам! (Кланяется)
Посмотрите на нашу гостью. Давным-давно на Руси все так одевались. Была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями и сударушками. Как же нам обратиться к гостье и узнать, как её зовут? (Ответы детей).
- Помогите мне, пожалуйста!
Дети обращаются к гостье: Как звать вас, сударыня?
Кукла : Зовут меня Машенька!
Воспит:
- Какое имя красивое, чисто русское!
- А какие русские имена вы знаете?
(Елизавета, Анна, Ксения, Серафима, Агата, Екатерина, Анфиса).
- На Руси молодцы славились храбростью, смекалкой. А о русских девушках говорили: «Глаза васильковые, словно лён, рученьки белые, а сама как лебёдушка…».
Воспит:
- Скажите, Машенька, что за одежда на Вас одета?
Кукла : Русский народный костюм.
Воспит. :
- Что на голове у Машеньки?
- Как раньше приговаривали мамы, когда заплетали девочкам косы?
Все девочки: (имитируя, как будто заплетают косу)
Расти, коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся.
Воспит:
- А какой ещё головной убор носили девушки?
(Кокошники).
- Правильно, одевали его в праздник, и когда девушка выходила замуж. На Руси был обычай, когда девушка выходила замуж, одну косу расплетали на две, и она должна была отныне носить головной убор – кокошник.
- А как одета наша гостья?
(На ней сарафан, кокошник, кофта).
- Спасибо, Вам Машенька, поведали о вашем костюме. А нас ожидает еще одна гостья.
Здравствуйте, ребята, меня зовут Айгуль.
-Ребята, посмотрите, в каком красивом костюме пришла сегодня наша гостья. К какой же национальности относится этот костюм?
Кукла : Это татарский костюм.
Воспитатель:
- А как можно узнать, что эта одежда принадлежит татарскому народу?
Дети: (по узорам, пошиву)
Айгуль:
- женский комплект состоит из платья - кульмек, камзола, калфака. Материал использовали - бархат, шелк различных цветов и оттенков.
Воспитатель: На что похож татарский костюм?
(на цветок, на волшебную птицу, на цветущий куст)
Одежда какбы соткана из материи земли и красок природы, а в летучих рукавах закодирована возможность полета и грации.
Айгуль: костюм украшает орнамент, какой? (цветочно-растительный). «Вершина» костюма - головной убор - калфак у девушек, тюбитейка - у татарского юноши. Орнамент выражает душу татарского народа, своенравие, национальное мышление.
- Спасибо, тебе большое, Айгуль, за столь интересный рассказ. Ну, вот теперь ребята мы знаем, как выглядят костюмы жителей Сибири. Надеюсь, их мы путать больше не будем.
Итог:
Что нового мы сегодня узнали?
Кто приходил к нам на занятие?
Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?