Лучший педагог года

Программа «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Татьяна СОКОЛЬНИКОВА
Программа «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Дети по своей природе исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие факторы познавательного развития детей. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, становятся важнейшей задачей современного образования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Детская поисково-исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования. Как поддержать любознательность дошкольника? Как развивать пытливость детского ума? Как продуктивно использовать неудержимую энергию? Этими вопросами задалась в начале года. Ответ был найден: «Нужно создать детскую лабораторию».

Публикация «Программа „Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах

Цель создания мини-лаборатории «Маленький экспериментатор»

-сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции,

-способность к исследовательскому типу мышления.

Индивидуальная программа саморазвития и дополнительная программа «Маленький Экспериментатор»

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Срок реализации программы : 2022-2023 учебный год

• Изучение проблемы в научно-методической работе.

• Создание предметно- пространственной развивающей среды.

• Использование методики «Выбор деятельности»

• Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители, анализ состояния воспитательно- образовательной работы в группе.

• Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области развития детского экспериментирования

• Использование опыта на практике (методы, приёмы, технологии)

• Консультации, участие в проектах, папки-передвижки, фото - выставки,

рекомендации.

• Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе.

• Создание «копилки опытов и экспериментов».

• Папка-передвижка для родителей и детей.

(поиск интересной информации о явлениях природы).

• Создание мини-музея камней

• Внедрение опыта работы в ДОУ

При проектировании лаборатории предусмотрено 4 сектора:

1. Природный (живая и неживая природа) : вода, песок, камни, семена, желуди, крупы и т. д.

2. Рукотворный (созданное человеком) : бумага, ткань, магнит, стекло, химические жидкости и т. д.

3. Методический: картотека экспериментов, опытов, инструкции по технике безопасности, алгоритмы проведения опытнической деятельности, дидактические игры с элементами познавательной деятельности.

4. Материалы и оборудование: колбы, микроскоп, мензурки, шпатели, лупы, ложечки, пипетки и т. д.

Оснащение лаборатории «Маленький экспериментатор»

Интерактивная песочница.

Кинетический песок.

Макет солнечной системы.

Большой географический глобус.

Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, компасы и магниты.

Сосуды: прозрачные и непрозрачные, разной конфигурации и разного объема (пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки).

Природные материалы: всевозможные камни, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть.

Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока; деревянные, пластмассовые, металлические предметы.

Бумага: альбомная, тетрадная, калька, наждачная.

Красители: ягодный сироп, акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, нитки.

Комплекты и схемы для проведения опытов.

Наборы для экспериментирования.

Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Как

показала практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Мероприятия, направленные на организацию сотрудничества между родителями, детьми и воспитателем.

Конспекты занятий, проекты, фотовыставки и открытые занятия.

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

Составление серии опытов для дошкольников.

Организовать и обогащать предметно-пространственную развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей.

Мероприятия, которые проводят в лаборатории:

образовательная деятельность в рамках заданной темы;

опыты, эксперименты;

исследовательская деятельность;

За время существования лаборатории реализовали следующие проекты: групповой проект «Газированные напитки вред и польза»

«Водица царица», при участии родителей группы «Мир камней», «Мой питомец», проект дня «Доктор лимон», «Индивидуальные исследования детей», «Царство снега и льда», «Африканские мотивы», «Путешествие капельки», текущий проект «Мы вырастим арбуз», «Огород на окне»

И другие.

Успешность педагогической идеи в использовании мини-лаборатории

Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.

Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно, что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.

Важно, чтобы была атмосфера лаборатория.

Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в мини-лаборатории, способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательно-исследовательского опыта.

Диаграмма по результатам педагогической диагностики по парциальной программе «Маленький Экспериментатор» в группе «Ягодка» за период с 2022 – 2023 гг.

Вывод: Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. Подводя итог, хочется отметить: детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов. То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю.

Китайская мудрость

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Игровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольниковИгровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Аннотация Игровой обучающий модуль «Эко-остров» представляет собой набор игровых макетов, последовательно связанных.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 16 октября 2023 в 14:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна СОКОЛЬНИКОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД