Татьяна СОКОЛЬНИКОВА
Программа «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Дети по своей природе исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие факторы познавательного развития детей. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, становятся важнейшей задачей современного образования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Детская поисково-исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования. Как поддержать любознательность дошкольника? Как развивать пытливость детского ума? Как продуктивно использовать неудержимую энергию? Этими вопросами задалась в начале года. Ответ был найден: «Нужно создать детскую лабораторию».
Публикация «Программа „Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
Цель создания мини-лаборатории «Маленький экспериментатор»
-сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции,
-способность к исследовательскому типу мышления.
Индивидуальная программа саморазвития и дополнительная программа «Маленький Экспериментатор»
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Срок реализации программы : 2022-2023 учебный год
• Изучение проблемы в научно-методической работе.
• Создание предметно- пространственной развивающей среды.
• Использование методики «Выбор деятельности»
• Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители, анализ состояния воспитательно- образовательной работы в группе.
• Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области развития детского экспериментирования
• Использование опыта на практике (методы, приёмы, технологии)
• Консультации, участие в проектах, папки-передвижки, фото - выставки,
рекомендации.
• Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе.
• Создание «копилки опытов и экспериментов».
• Папка-передвижка для родителей и детей.
(поиск интересной информации о явлениях природы).
• Создание мини-музея камней
• Внедрение опыта работы в ДОУ
При проектировании лаборатории предусмотрено 4 сектора:
1. Природный (живая и неживая природа) : вода, песок, камни, семена, желуди, крупы и т. д.
2. Рукотворный (созданное человеком) : бумага, ткань, магнит, стекло, химические жидкости и т. д.
3. Методический: картотека экспериментов, опытов, инструкции по технике безопасности, алгоритмы проведения опытнической деятельности, дидактические игры с элементами познавательной деятельности.
4. Материалы и оборудование: колбы, микроскоп, мензурки, шпатели, лупы, ложечки, пипетки и т. д.
Оснащение лаборатории «Маленький экспериментатор»
Интерактивная песочница.
Кинетический песок.
Макет солнечной системы.
Большой географический глобус.
Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, компасы и магниты.
Сосуды: прозрачные и непрозрачные, разной конфигурации и разного объема (пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки).
Природные материалы: всевозможные камни, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть.
Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока; деревянные, пластмассовые, металлические предметы.
Бумага: альбомная, тетрадная, калька, наждачная.
Красители: ягодный сироп, акварельные краски.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, нитки.
Комплекты и схемы для проведения опытов.
Наборы для экспериментирования.
Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Как
показала практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Мероприятия, направленные на организацию сотрудничества между родителями, детьми и воспитателем.
Конспекты занятий, проекты, фотовыставки и открытые занятия.
Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
Разработка конспектов с элементами экспериментирования.
Составление серии опытов для дошкольников.
Организовать и обогащать предметно-пространственную развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей.
Мероприятия, которые проводят в лаборатории:
образовательная деятельность в рамках заданной темы;
опыты, эксперименты;
исследовательская деятельность;
За время существования лаборатории реализовали следующие проекты: групповой проект «Газированные напитки вред и польза»
«Водица царица», при участии родителей группы «Мир камней», «Мой питомец», проект дня «Доктор лимон», «Индивидуальные исследования детей», «Царство снега и льда», «Африканские мотивы», «Путешествие капельки», текущий проект «Мы вырастим арбуз», «Огород на окне»
И другие.
Успешность педагогической идеи в использовании мини-лаборатории
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно, что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
Важно, чтобы была атмосфера лаборатория.
Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в мини-лаборатории, способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательно-исследовательского опыта.
Диаграмма по результатам педагогической диагностики по парциальной программе «Маленький Экспериментатор» в группе «Ягодка» за период с 2022 – 2023 гг.
Вывод: Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. Подводя итог, хочется отметить: детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов. То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Китайская мудрость