Марина Челышева
Создание игровых ситуаций при работе с ребенком с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Челышева М. П. учитель- дефектолог МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 127»
г. Иваново
Создание игровых ситуаций при работе с ребенком с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию и обучению. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход к каждому ребенку. Немало важным является создание ситуаций, предотвращающих наступление утомления во время занятий с таким ребенком. И здесь педагог прибегает к различным приемам, а именно: чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала. Но эффективным приемом коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии является создание «игровых мотивационных ситуаций». Игровая мотивация необходима для такого ребенка, т. к. только в игре ребенок реализует свои желания и потребности. Следует отметить, что при выборе той или иной «игровой ситуации» следует учитывать следующие критерии:
Публикация «Создание игровых ситуаций при работе с ребенком с ОВЗ» размещена в разделах
интерес и потребности ребенка;
соответствие возрастным возможностям ребенка;
актуальность применения;
выход из «игровой ситуации» в свободную деятельность
(продуктивную, конструктивную, игровую и т. д.)
Рассмотрим различные виды игровых мотиваций :
1. Появление игрушки-персонажа. (например, Вороны Каркуши)
Учитель-дефектолог: - Здравствуйте, дети! Какие вы веселые, улыбаетесь, сразу видно, что вы получили подарки от нашего друга Лунтика?
Дети: Мы никаких подарков не получали!
Учитель-дефектолог: - Как же так! Пакет с конфетами лежал вот здесь на подоконнике, я его видела с утра. Куда же он подевался? Давайте посмотрим. (дети ищут, в это время в раздевалке раздается карканье и смех). Кто так каркает? (дети отвечают, предполагают, что это она утащила подарки). Надо ее найти. Интересно где она прячется? (выходят в раздевалку и видят «следы» вороны).
Дети: Мы пойдем по следам и найдем ее!
Следует отметить, что не менее важен и «выход» детей в свободную деятельность, предположим, что дети отыскав конфетки из слоеного теста, раскрашивают их и раскладывают в вазочки по форме, цвету и размеру соответственно.
2. Появление «волшебного предмета». (слышен стук в дверь, звон колокольчика).
Учитель-дефектолог: - Дети, давайте посмотрим, кто это стучится в дверь? Ой, что это? (открывает дверь, видит сундучок). Какой он большой и красивый! Хотите узнать, что в нем лежит? (пытаются открыть, но не получается).
Учитель-дефектолог: - Наверное мы забыли сказать волшебные слова. А какие волшебные слова вы знаете? (после ответов детей сундучок открывается). Ребята, а из какой сказки все эти герои? (лиса, заяц, петух, медведь, собака, дети отгадывают сказку). Для выхода в свободную деятельность, дети были подведены к выводу о необходимости построить избушку для лисы, пожалеть ее, тем самым подвести к конструктивной деятельности.
3. Обучение правилам столового этикета. ( столовые приборы: нож, вилка, ложка спрятаны в красивой коробке, в группе). Дети ее находят.
Учитель-дефектолог: - Интересно, что в этой коробочке? Как вы думаете? (можно потрясти и послушать, дети высказываются). Давайте откроем и посмотрим. (появляется нож и «оживает» у детей на глазах, используется театральная ширма).
Нож: - Здравствуйте! Я так хотел попасть к вам в гости!
Учитель-дефектолог: - А вы знаете, кто это? Хотите познакомиться? Давайте присядем и послушаем этого господина.
Нож: - Я- столовый нож. вы уже знакомы с моими сестрицами: вилкой и ложкой? (дети отвечают). А для чего они вам нужны (ответы). Правильно вилка и ложка помогают вам кушать. Я тоже буду вам помогать. Посмотрим, похож ли я на своих сестренок и что я умею делать! (демонстрация умений совместно с детьми). В процессе занятия дети знакомятся со столовым ножом, учатся безопасным приемам пользования им, учатся самостоятельно делать бутерброды. По окончании занятия можно устроить чаепитие с бутербродами, сделанными своими руками.
4. Игра-путешествие куда-либо, и с какой целью.
Учитель-дефектолог: Дети, хотите отправиться в путешествие на поезде? (ответы детей). Тогда приобретайте билеты в кассе и занимайте места в вагонах. ( билеты приобретаются в соответствии следующих параметров: цвет, форма, величина, кассир проверяет купленные билеты). Поезд отправляется. Ту-ту-у-у! (звучит музыка «Мы едем, едем, едем…»). Занятие плавно переходит в сюжетно-ролевую игру, где педагог и дети выступают как равные партнеры.
5. Появление сказочного героя взрослого.
Сказочная Фея: - Здравствуйте ребята! Я –сказочная Фея! Сегодня мы будем играть в сказку, а в сказке происходят разные волшебные превращения. Хотите стать маленькими гномиками? (ответы детей). Слышите звон, это волшебные колпачки, надевайте их скорее. (дети одевают).
- Глазками моргнули, рот в улыбке растянули,
Брови вверх подняли, на носик пальчиком нажали,
И тихонечко сказали: «Под горушкой в тиши, живут гномы-малыши». На этом занятии дети знакомятся с русскими народными потешками, загадками, учатся быть добрыми, доброжелательными, умеющими приходить на помощь в трудную минуту. При этом необходимо учитывать, какой сказочный персонаж-герой придет в гости. Детям младшего возраста ближе Смешарики, Лунтики, а старшего- Буратино, Незнайка.
6. Получение письма-послания, телеграммы.
Учитель-дефектолог: - Ребята, сегодня в нашем почтовом ящике я обнаружила большой конверт, на нем написан адрес. (зачитывается адрес детского сада). Вам интересно узнать, что в нем? (ответы). Давайте тогда откроем его. Здесь нарисован план с непонятными значками. (дети разгадывают). Далее занятие переходит в конструктивную деятельность с элементами режиссерской игры, дети обыгрывают построенные по плану постройки, привлекая фигурки из киндерсюрпризов.
В заключении хочется сказать, что поставленная игровая ситуация обязательно должна проходить через все занятие, помогая детям решать поставленные перед ними задачи, вовлекать их в решение поставленных проблемных ситуаций, помогая при этом еще и взаимодействовать ребенку с ОВЗ с обычно развивающимися детьми.