Светлана Юдина
Союз музыки с другими образовательными областями
▼ Скачать + Заказать документы
Союз музыки с другими образовательными областями.
Реализация в ДОУ образовательной области «Музыка» неразрывно связано с другими областями. Творческий союз музыкально грамотного воспитателя и музыкального руководителя является гарантом хорошего результативность педагогического процесса. Ведь именно музыкальный вкус педагога, его представления об искусстве на основе накопленного опыта восприятия музыки, реализующегося в творческой деятельности, являются примером для личностного развития ребенка. Аристотель высказал замечательную мысль: "музыка способна оказывать воздействие на нравственную сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи" (11, с. 730).
Публикация «Союз музыки с другими образовательными областями» размещена в разделах
Музыка гармонично сочетается с любым видом образовательных областей. Гармония – одно из тех понятий, которое имеет математическое выражение ("золотое сечение”) и одновременно применимо к описанию эстетических явлений, а также человеческих отношений.
Интеграция музыки и математики улучшает качество в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Знакомство детей с элементами математики происходит очень рано. "Кто это у нас в углу сидит?” - спрашивает мама малыша, что является первоначальным знакомством с темой "Углы”. Детские потешки и заклички со счё том: "Не плачь, куплю калач. Не реви, куплю целых три” – знакомят малыша с названия чисел и цифр. Колыбельные песенки с пересчетом элементов разных множеств, сказки, где есть ситуации с математическим смыслом. Общаясь со сверстниками, ребёнок играет с ними в различные игры с применением считалок – это счет. Считалки плюс музыка, рождается песенка. Вольно или невольно с усвоением последовательности натурального ряда дошкольник получает математические знания. Всё происходит через игру, что приносит знания и удовольствие малышу. Математическими понятиями изобилуют тексты и формы построения хороводов: круг, шар, квадрат, площадь, точка, длина, ширина, угол, прямая, кривая. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высокими и низкими, играя в музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма. Эти термины входят в детский обиход, из года в год у дошкольников накапливается некоторый "багаж” элементарных математических представлений. Педагоги ДОУ используют методические средства, которые развивают мышление дошкольника через привлекательные и интересные для ребенка художественные образы.
Интеграция музыки и физического воспитания- это обучение на основе интеграции двигательной, математической и речевой деятельности. Механизм управления является связующим звеном между этими областями. Взаимосвязь моторики общей и речевой подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Развитие двигательной активности ребенка влияет на развитие речи. Формировании правильного произношения связанно с точным выполнением упражнений для туловища, головы, рук, ног, что подготавливает и совершенствует движения артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти). Музыкальное сопровождение двигательной активности развивает чувства ритма, различные типы памяти (двигательной, речевой, слуховой, зрительной, улучшает выразительность движений, что в свою очередь отражается на интонационной окрашенности речи. А тексты считалок, загадок, песен, сказок, развивают функции слушания и запоминания правильной речи, в том числе и математической.
Фоновая музыка - звучащая «вторым планом». Педагог, включая музыку в занятия, полагается на возможности активного и пассивного ее восприятия дошкольниками. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). Это спортивные праздники, где музыкальный фон способствует поднятия настроения, физической активности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане. Для активизации интеллектуальной деятельности, концентрации внимания, для повышения сосредоточенности используют звучание музыки фоном.
Проводя с детьми музыкальные занятия, мы берём в поле зрения не столько их голос, который начинает лишь оформляться, сколько их речь, музыкальный слух, музыкальную память и внимание. Поэтому в песне слово, звучащее без интонационной выразительности, может равняться нулю, а именно оно несёт в себе вложенное в него содержания. Музыкальное образование неотделимо от общего образовательного процесса в ДОУ, от музыкальной культуры педагогов.
Список использованных источников.
1. Буренина А. И. Музыка и математика в развлечениях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста //Музыкальная палитра. 2003, №2. С. 3
2. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников. –М., 1958г.
3. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности - М. : Таланты-XXI век, 2004
4. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей /Б. М. Теплов; Рос. акад. наук; Ин-т психологии. - М. : Наука, 2003. - 377 с. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей /Б. М. Теплов; Рос. акад. наук; Ин-т психологии. - М. : Наука, 2003. - 377 с.