Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Современный воспитатель, какой он?»

МАРГАРИТА МАРТЫНОВА
Консультация для педагогов «Современный воспитатель, какой он?»
▼ Скачать + Заказать документы

«Современный воспитатель, какой он

Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться. Важно понять какому воспитателю общество в целом и семья в частности готово доверить воспитание самого ценного «стратегического ресурса страны» - ребенка.

Публикация «Консультация для педагогов „Современный воспитатель, какой он?“» размещена в разделах

В жизнь системы образования страны прочно вошёл Федеральный образовательный стандарт. ФГОС ДО устанавливает ряд требований к условиям реализации основной программы ДОО: психолого-педагогические, кадровые, материально- технические, финансовые и к предметно - развивающей среде. Кадровые условия являются главными. В связи с этим разработан и утвержден профессиональный стандарт педагога, который вступил в силу с 1 января 2015 года.

Согласно этому стандарту педагог дошкольного образования должен:

• знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

• знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;

уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно – манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей, организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;

• владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;

• уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

• уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

• реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями;

• участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации;

• владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе;

• владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач;

• владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

• специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленность, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень. Воспитатель должен уметь сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель знающий возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях. Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности. Воспитатель, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, педагог помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять жизнерадостностью, чувством юмора. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Педагог дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения как с детьми и родителями, так и с коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса. Воспитатель должен показывать своим воспитанникам пример поведения. Ведь в первую очередь дети подражают поведению воспитателю. Так же воспитатель должен стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. С уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным и профессиональным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, дана только воспитателю, преданному своему делу. От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Ведь рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.

Имидж воспитателя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Современный дошкольный воспитатель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя.

Выделим основные составляющие имиджа воспитателя :

- визуальная привлекательность;

- вербальное поведение;

- невербальное поведение;

- манеры, этикет;

- обаяние.

Воспитатель своим внешним обликом располагает к себе детей и взрослых. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимого воспитателя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. В ДОУ существуют следующие требования, предъявляемые к внешнему виду педагогов :

1) Волосы должны быть чистыми, аккуратно уложенными.

2) Макияж должен быть сдержанным.

3) Особое внимание уделяется рукам. Ногти должны быть чистыми, ухоженными.

4) Обувь должна соответствовать правилам по технике безопасности, классической формы. Хождение в шлепках не допускается.

5) Не допускается использование приторных запахов парфюмерии, короткие юбки, обтягивающие брюки, шорты - слишком вызывающе для сотрудников ДОУ.

6) В младших группах не допускается длинная бижутерия, кольца с камнями (в целях безопасности).

7) Спортивная форма используется воспитателями только при проведении занятий по физической культуре и утренней гимнастики Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают воспитателю улучшить свой профессиональный имидж, добиться успеха.

Исследования А. И. Григорьевой (кандидата педагогических наук, доцента) показали, что в группах, где воспитатели одеваются ярко, проявляют себя эмоционально, адаптация детей сокращается в разы.

Ученый предполагает, какие воспитательные задачи может решитьвоспитатель только через свой образ:

• Крупные бусы или яркий цветок на блузке соберёт, сконцентрирует и активизирует непроизвольное внимание детей. У детей развивается интерес к обследованию и желание общаться.

• Подтверждающих влияние цвета и формы на психику человека, и, бесспорно, их следует учитывать при организации психолого-педагогического пространства детского сада.

• Яркие красные цвета в одежде воспитателя повышают скорость мыслительных операций у ребёнка, а фиолетовые и синие - зарождают сомнение, неуверенность в своих силах.

• Преобладание в одежде чёрного цвета для воспитателя не желательно, так как тёмные цвета побуждаю к собранности, активизации произвольности, а ребёнок нейрофизиологически к этому не готов. Дети испытывают внутреннее напряжение и быстро утомляются, становятся рассеянными, могут проявляться гиперактивность и агрессия.

• Белые и очень светлые тоны одежды вызываю у ребёнка некоторую рассеянность, растерянность, ожидание инструкций, указаний, способствуют снижению инициативы, самостоятельности.

• Блестящие, сверкающие элементы в одежде вызывают у ребёнка восторг, восхищение, доверие, притягивают ребёнка к воспитателю. У ребёнка улучшается настроение, он испытывает состояние радости. В такой одежде воспитателю легко расположить к себе ребёнка, вызвать доверие и управлять его действиями, добиться послушания и признания.

Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают воспитателю улучшить свой профессиональный имидж, добиться успеха.

В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. "Говорите с ребёнком как можно больше и чаще", - такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного дела. Эмпирические открытия, сделанные в начале 20 века доктором медицины и педагогом Марией Монтессори, подтверждены в конце века известнейшими психологами и педагогами. Все они доказывают, как и создательница "молчаливой педагогики", что ребёнок - существо невербальное. Утверждают, что всякая информация воспринимается дошкольниками через отношения, а не через слова. Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста".

Доказано, что существуют два вида общения:

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относятся человеческая речь.

К невербальным средствам общения относятся:

• Жестика;

• Мимика;

• Пантомимика;

• Такесика.

Жестика. Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов.

Мимика – это движение мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Пантомимика – это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Такесика – роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т. п.

Второй вид общения появляется очень рано и позволяет ребенку "считывать" информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции. Поэтому воспитателю необходимо уделять большое внимание своей невербальной деятельности (мимике, жестам, позе и прочее).

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки. А для этого нужно серьезно работать над повышением компетентности педагога, которая позволит им работать по стандарту. Компетенция педагога – это одно из главных требований стандарта.

На основании этих требований будет строиться система подготовки педагогов, которая будет включать в себя: изучение тематической литературы, проведение обучающих семинаров, освоение педагогами новых подходов, методов и технологий обучения и воспитания. Проведение педсоветов и открытых просмотров и мастер – классов. Институты повышения квалификации будут перестраивать свою учебные программы для того, чтобы система дошкольного образования могла работать в соответствии с современными требованиями.

Каким быть должен воспитатель?

Конечно, добрым должен быть!

Любить детей, любить ученье,

Свою профессию любить!

Каким быть должен воспитатель?

Конечно, щедрым должен быть.

Всего себя без сожаленья

Он должен детям подарить!

Памятка воспитателю :

1. Воспитатель не тот кто учит, а тот у кого учатся: совершенствуйтесь в профессиональном плане и расширяйте свой кругозор

2. Придерживайтесь принципа трех НЕ: не вредить, не спешить, не винить детей в собственных ошибках

3. Делайте акцент на сильных сторонах ребенка

4. Смотрите на происходящее вокруг с оптимизмом

5. Верьте в успех своей деятельности

6. Найдите время, чтобы побыть наедине с собой

7. Будьте искренни по отношению к другим и к самому себе

8. Следите за своим физическим и психическим здоровьем

9. Позволяйте себе «маленькие женские радости»

10. Помните! Чтобы быть интересным детям, нужно быть интересным самому себе

Список литературы:

1. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание). URL : https:www.минобрнауки. рф/документы/3071

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

3. Делюрман О. В. Консультация «Модель современного воспитателя, которого ждут дети, родители, общество» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.maam.ru/detskijsad/model-sovremenogo-vospitatelja-kotorogo-zhdutdeti-roditeli-obschestvo.html

4. Старцев, Б. О дошкольном образовании и его нестандартном стандарте // Вестник образования. 2014. № 19. С. 57-65.

5. Григорьева А. И. Педагог как профессиональный воспитатель : теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школы. Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999. 144с.

6. Сластенин В. А. Педагогика. М. : Академ. книга, 2002. 284 с.

Публикации по теме:

Современный воспитатель — личность и профессионал Уважаемые педагоги! Одна из главных задач современной системы дошкольного образования повышение качества воспитательно-образовательной работы,.

Деловая игра «Современный воспитатель» Цель игры: Повысить творческую активность начинающих педагогов, содействовать творческому поиску, а так же созданию благоприятного психологического.

Фотоотчет «Воспитатель — он какой?»Фотоотчет «Воспитатель — он какой?» Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему.

Консультация для родителей «Какой у вас стиль воспитания?» КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ? Нельзя сказать, что стереотипы - вещь совершенно бесполезная или вредная. Они помогают нам оставаться самими.

КВН для педагогов «Современный педсовет» КВН для педагогов «СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДСОВЕТ» Ведущий: Мы рады приветствовать Вас в этом уютном зале. Добрый день, уважаемые любители КВНа. А.

Педагогический совет «Современный воспитатель. Какой он?» Предварительная работа 1. Домашнее задание для воспитателей - мини-сочинение «Современный воспитатель» 2. Анкетирование педагогов. Каким.

Консультация для родителей «Какой труд доступен детям» Консультация для родителей «Какой труд доступен детям» Что значит подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь.

Эссе «Какой он, современный дошкольник» Эссе на тему «Какой он, современный дошкольник» Я думаю, каждый человек понимает, что лестница, которая ведет нас в будущее, начинается.

Эссе «Современный воспитатель — это призвание» ЭССЕ «Современный воспитатель – это…»Слово педагог возникло в древней Греции и значение его - детоводитель. Затем это слово утратило своё.

Эссе «Современный воспитатель-это…» Эссе на тему «Современный воспитатель-это…» Как трудно быть «дневною» мамой Для двух десятков малышей Дневная мама!- как ни странно, Но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Современный воспитатель, какой он?»
Опубликовано: 14 октября 2018 в 00:12
+62Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Современный воспитатель, какой он?»» (включая файлы) размещена пользователем МАРГАРИТА МАРТЫНОВА (УИ 617986) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД