Светлана Величко
Современный урок истории: проблемы и перспективы
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящий момент к системе школьного образования предъявляются новые требования. Ведь образование, которое является основополагающим компонентом социализации личности, должно идти в ногу со временем. Особенно остро стоит проблема существенного обновления исторического образования : изменение методики построения урока, использование новых форм урока, разработка новой линии учебников и т. д. Причина внимания к предмету «история» следующая. История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.
Публикация «Современный урок истории: проблемы и перспективы» размещена в разделах
Современный этап развития общества характеризуется переходом от постиндустриального к информационному типу, что вызывает необходимость постановки задач, решение которых позволит обеспечить в этих условиях поступательное развитие человека и человечества в целом.
Информационное общество предъявляет новые требования к человеку, которому надо научиться управлять информационным потоком, взаимодействовать в нем с разными носителями информации, уметь работать с информацией и бережно относиться к ней. В противном случае человек может стать заложником информационного поля, слепо подчиняясь его законам.
В настоящий момент существует несколько проблем, ставших результатом технологического и медиа прогресса. Согласно результатам Всероссийского опроса «Отношение российских детей и подростков к чтению», который ВЦИОМ провел по заказу Российской государственной детской библиотеки 29 сентября — 8 октября 2021 года, увеличилось количество подростков, которые вовсе не любят читать книги и считают чтение скучным занятием (20% из опрошенных, уменьшилось количество семей с подростками, в которых все читают. Идет смещение в сторону поверхностного чтения любых текстов, доступных подросткам в интернете. Для многих из них чтение книг становится все более сложным занятием.
В настоящее время средства массовой информации (печать, радио, кино, телевидение, компьютер, Интернет) охватывают своим воздействием около 70 % населения нашей планеты, являясь одним из самых мощных факторов социализации. [1] Резко возросла информированность детей через СМИ. В свободное от школьных занятий время дети реализуют различные возможности социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Дети узко мыслят, зачастую их выводы основываются на обывательских представлениях, а не на теоретическом знании. Использование средств массовой информации и технологий требует развития особых навыков, таких как критическое суждение и самостоятельное размышление, являющихся основой освоения и понимания истории.
Таким образом, исходя из требований времени, меняется подход и к современному уроку истории.
Зададимся вопросом: как проходил раньше обычный урок истории? Учитель вызывал ученика, который должен рассказать домашнее задание – пересказ параграфа. Затем ставил оценку, спрашивал следующего. Во второй части урока учитель рассказывал новую тему в форме лекции под запись и задавал домашнюю работу.
В связи с изменениями нашего общества учителям необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на разных ступенях основного общего образования, следуя новым требованиям к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы. Таким образом, каждый педагог должен переосмыслить свою учительскую деятельность, чтобы найти ответы на следующие вопросы:
Какие же они современные дети?
Каким должен быть идеальный урок истории в новых условиях?
Какую систему оценивания следует применять для распознавания способностей и знаний современных учащихся?
В соответствии с новыми стандартами, педагогу необходимо через предметную деятельность подготовить учащегося к решению практических вопросов, научить своевременно находить полезную информацию и грамотно применять ее в реальной жизни.
Вся учебная деятельность теперь должна строиться на основе системно – деятельностного подхода. Что он из себя представляет? Это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. [2] Так, учитель становится «дирижером», ученик – незаменимой частью «оркестра» под названием «урок».
На уроках истории педагог должен научить ученика:
самостоятельно добывать историческое знание;
отбирать и анализировать информацию, сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
уметь дискутировать с одноклассниками по проблемным историческим вопросам;
определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпох;
видеть проявления исторических коллизий прошлых лет/веков в современном мире;
предлагать варианты мотивов поступков исторических личностей итд. ;
Что же поможет сегодня учителю истории добиться планируемого уровня подготовки и реализовать поставленные цели?
Использование межпредметных связей (литература, обществознание, география)
Использование активных форм познания (мозговой штурм, круглые столы, дебаты, кейс-метод, диспут, дискуссия, портфолио, семинар, ролевые игры)
Использование проектной деятельности (исследовательская научная деятельность)
Использование ИКТ:
- запись на доске (тема урока, план, домашнее задание и т. д.);
- наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин);
- таблицы и схемы;
- тесты;
- игры;
- проектная деятельность учащихся
Использование рефлексии (оценка учеником своих учебных действий, соотнесение результата с целью)
Использование индивидуального подхода к учащимся
Использование дифференцированных домашних заданий
Использование инноваций (Realtime board)
Использование технологической карты урока (оптимальная форма проектирования современного урока, позволяет тщательно планировать каждый этап деятельности, максимально полно отражать последовательность всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату и координацию и синхронизацию действий всех субъектов педагогической деятельности, проект урока, составленный учителем с возможной корректировкой)
Каждый урок имеет свою структуру. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов (этапов, звеньев) урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.
Структура современного урока :
Требования к уроку
Урок современного типа
Постановка темы урока
Тему формулируют сами учащиеся
Знакомство с целями и задачами урока
Цели и задачи формулируют сами учащиеся
План работы на уроке
Учащиеся сами примерно очерчивают объем и методы работы для достижения поставленных цели и задач
Коррекция и контроль знаний
Учащиеся на основе самоанализа и взаимоанализа обращаются к учителю за помощью, испытывая затруднения
Оценивание учащихся
Самооценивание, осуществление сотрудничества с педагогом по результатам учебной деятельности
Подведение итогов урока
Рефлексия
Домашнее задание
Разноуровневые домашние задания с учётом личных возможностей учащихся
Таким образом, применяя данные формы, методы и структуру на уроках истории, Характер обучения становится поисковым: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.
Уроки истории не должны учить школьников исключительно пассивному запоминанию дат и фактов, они призваны погрузить ученика в ту или иную эпоху для того, чтобы воспитать в нем умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества. Уроки истории должны помочь развить личность учащихся и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой художественной культуры.
Вывод: в целом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура современного урока истории выстраивается из классической структуры любого урока в целом, но включает в себя те особенности и дополнения, которые необходимо включать в неё с учётом специфики данного предмета. Следует учитывать и те требования, которые предъявляются сегодня к преподаванию такого важнейшего, выстраивающего систему мировоззрения на себя и мир, школьного предмета, как урок истории. Поскольку с течением времени меняется не только наше общество, но и мир в целом, преподавание истории должно исходить из веяний и реалий современной ему эпохи, но ориентироваться на компромисс мнений и стремиться к объективизму.
Список используемой литературы:
Горлова Н. А. Дети нового типа сознания и современное образование. [электронный ресурс] https://www.pedagogika-cultura.ru/deti-novogo-soznaniya/gorlova-n-a-deti-novogo-tipa-soznaniya-i-sovremennoe-obrazovanie ( дата обращения: 22.12.2022).
Кирьянова Е. А. Новые подходы к планированию уроков в рамках введения ФГОС второго поколения
Кузива, А. П. Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи / А. П. Кузива. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 78-81. — URL : https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15393/ ( дата обращения: 22.12.2022).
Рыжикова А. М. Образовательные технологии обеспечивающие ФГОС. Системно-деятельностный подход – основа реализации стандарта второго поколения
Утякаева Ф. А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Хабарова В. В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Историко-культурный стандарт