Елена Алифанова
Современный ребенок и образование
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества возникли определенные проблемы в воспитании и обучении современных детей, социальной защите детства. Педагогические работники должны адаптироваться к новым ситуациям, к изменени-ям в области развития современных детей. При работе в детском коллективе важно учитывать психологические возрастные и индивидуальные качества и свойства личности ребнка. Данные выводы актуальны и в наше время. Простая подача информации неэффек-тивна. Мышление современных детей развивается более эффективно в проектной дея-тельности, участия в конкурсах, днях города. Более эффективно в таких случаях проис-ходит адаптация детей к реалиям современной жизни.
Публикация «Современный ребенок и образование» размещена в разделах
Педагогическая практика подтверждает, что к воспитанию детей должны подклю-чаться также родители. Дебора Таннен отмечает, что «мир, в котором живут дети, рази-тельно отличается от мира, знакомого родителям. Родители воспринимают как должное 124
то, что их жизненный опыт позволяет им видеть и понимать то, чего их дети не видят и не понимают» [1]. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ) нацеливает педагогическое сообщество на учет потребностей и интересов детей и их родителей. Государством уделяется большое внимание воспитанию и развитию детей. Извест-ный педагог-ученый Асмолов Александр Григорьевич постоянно напоминает о необхо-димости свободного развития личности ребенка, о самостоятельном выборе ребенком определенного объединения Образовательные организации в своей работе применяют современные педагогиче-ские и психологические направления всестороннего развития современного ребенка, индивидуального подхода в образовательной и воспитательной деятельности. Педагоги-ческое и научное сообщество призывают всех участников образовательного и воспита-тельного процессов видеть в ребенке личность, прилагать все усилия для развития конкретных качеств и умений современного ребенка. По мнению большинства педагогов, в последние 20–30 лет дети очень резко изме-нились. Причина изменений – в современном мире, в развитии высоких технологий, в больших темпах информатизации общества, в современных тенденциях экономического развития. Современный мир меняется постоянно, и без учета этих изменений педагог не смо-жет добиться позитивных результатов в области образования и воспитания современных детей. Бутенко И. А. отмечает о потере интереса у подростков к чтению литературы. Для решения этой проблемы вводится обязательное сочинение в рамках ЕГЭ [2]. В сфере образования началось время перемен. Информационные технологии ока-зывают значительное действие на детей. Их жизнь меняется по сравнению с предыду-щими поколениями детей. В современных детях доминирует смысловая среда (зачем, для чего). Современные дети редко хотят копировать взрослых, все чаще ориентируются на результаты своей деятельности. У них сильно развита потребность в доступе к Интер-нет-ресурсам. В реальной жизни у детей нет собеседников, поэтому в Интернете ищут собеседника, друга. Вырастает так называемое «цифровое поколение». У детей изменяется высшие психологические функции (память, внимание, мышле-ние, восприятие, меняется речь. Изменяется также механизм формирования личности. Появляются новые психологические контексты (социальные сетиблогосфера, вирту-альные миры. Педагоги отмечают новые качества, новые феномены (интернет-зависимость, фейс-бук-депрессия, эффект гугл программы). В отношении памяти у современных детей в первую очередь запоминается не ин-формация, а место, где находится информация, как до нее добраться. Это другое запо-минание, другая память. В области восприятия дети ограничены в получении сенсорных сигналов, связанных с окружающим миром (запахи и другое). В вопросе мышления современного ребенка следует отметить клиповое мышление, которое связано не с Интернетом, а с большим количеством каналов телевидения. 125
Известный психолог Выготский Л. С. пришл к выводу, что нельзя развивать мышле-ние путм заучивания понятий без учта ассоциативных связей. По мнению Выготского, «педагог не может достичь ничего, кроме пустого усвоения слов» [3]. Пока недостаточно изучен феномен способности обрабатывать информацию. Существуют определенные проблемы в области социализации детей. В Интернете формируется своя идентичность, дети там находят друзей. На современном этапе развития общества возникла проблема информационной безопасности. Дети не могут в большинстве случаев отсортировывать информацию, находить в ней негативные моменты. Государство уделяет этим вопросам большое вни-мание. Для педагогов наступило время перемен, перестройки педагогической деятельности. Современный педагог в своей работе должен: – постоянно изучать передовой педагогический опыт; – использовать сетевое взаимодействие с другими учреждениями; – активно применять электронные пособия; – подбирать необходимые презентации; – создавать развивающую образовательную среду; – обеспечивать занятия учебно-методическими ресурсами; – использовать учебные фильмы, видеофильмы; – создавать электронную базу данных, сделанную обучающимися; – создавать сборники дидактических карт; – изготавливать наглядные пособия; – использовать в своей работе современные игры. Миссия педагога по развитию современных детей трудна, но, как во все времена, по-четна. Дорогу осилит идущий.