Людмила Горбунова
Современный подход к формированию речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Людмила Николаевна Горбунова,
воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №3»
г. о. Саранск
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Публикация «Современный подход к формированию речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Речь сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками в детском сообществе.
Мы с вами живем в 21 веке – веке компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть всё для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему – то всё больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чём же дело? Что влияет на развитие речи детей? Опыт работы показывает, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им зачастую некогда общаться с детьми и поэтому возрастает роль детского сада.
Согласно ФГОС ДО: «речевое развитие дошкольника включает : владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».(ФГОС, с. 5)
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования, не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий речевого развития дошкольников.
Рассмотрим некоторые современные технологии речевого развития дошкольников, применяемые в нашем детском саду.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).
Технологии речевого развития:
• проектная деятельность
• технология портфолио
• игровые технологии
Метод проектов
В младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серии образовательных ситуаций: «Прогулка куклы Маши» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними) и др. Проекты в средней группе предполагают обязательное использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами. Примерные темы проектов для детей средней группы : «Зачем людям транспорт?», «Камень, ножницы, бумага», «Как человек узнает время?» и др. Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики: «Если с другом вышел в путь.», «Добрые слова в день рождения», «Жалобная книга природы». Результатом проектной деятельности может быть коллективный продукт, полученный в результате сотрудничества детей всей группы : альбом рисунков, рассказов, коллаж «Наш детский сад» и т. д.
Технология портфолио
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности. Данный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить положительные эмоции, творческие успехи, впечатления, награды, забавные высказывания.
Основные разделы портфолио дошкольника могут быть следующие: «Я расту» (антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни); «Моя семья» (рисунки, записанные со слов ребенка рассказы, фотографии); «Мое творчество» (рисунки и творческие работы); «Награды» (дипломы, грамоты, сертификаты ребенка в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях) и др.)
Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных задач разными путями, один из которых – применение интерактивного оборудование и интерактивных игр.
Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это работа со всей группой детей, подгруппой и индивидуально.
Игровые технологии
Ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её следует использовать как один из основных приёмов в формировании речи дошкольников. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:
• настольно-печатные;
• дидактические;
• подвижные игры;
• сюжетно – ролевые;
• компьютерные игры.
Существуют настольно-печатные игры, способствующих формированию грамматических категорий:
«Один - много» – закрепление формы множественного числа имён существительных;
«Что без чего?» – формирование навыка образования существительных родительного падежа;
«Скажи какой, какая, какое?» – формирование навыка словообразования ( относительных прилагательных: сок из яблок - яблочный);
«Весёлый счёт» – закрепление умения согласования числительных с существительными;
«Назови ласково» – формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных существительных.
На одной настольно-печатной игре можно отработать несколько задач по формированию грамматического строя речи.
Рассмотрим, всем известную настольно-печатную игру «Лото».
На материале данной игры можно отрабатывать:
- согласование существительных с местоимениями, с прилагательными, с числительными: Чья белка? Чей крот? Какая белка?
- падежные формы имён существительных.
У кого пушистый хвост? У кого длинные уши? (Р. п.)
Кем была белка? Кем был медведь? (Т. п.)
Кому дадим орехи? Кому дадим мёд? (Д. п.)
О ком скажем: рыжая? О ком скажем колючий? (П. п.);
- образование уменьшительно- ласкательные существительные белка-белочка, заяц-зайчик.
- образование прилагательных от существительных: чьи у белки лапы? – беличьи, чей у медведя хвост? – медвежий, чьи у льва уши? - львиные.
Следующий вид игр – это словесные дидактические игры. Это самые известные и широко применяемые игры, например: «Жадина», «Кому что нужно», «Волшебные очки», «Один-много», «Хвастунишки», «Чего много?» и т. д. На самом деле почти каждую настольно-печатную игру можно использовать, как словесно-дидактическую.
В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики - усищи; кот - котик – котище.
Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи :
Как уже подчеркивалось, овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…". Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?", "Размытое письмо" и др.
Предлагаем еще один вид игр – подвижные игры. Подвижные игры освобождают детей от утомительной неестественной неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, нормализуют эмоционально-волевую сферу. И, конечно, побуждают детей к общению. Этим можно воспользоваться, работая над формированием грамматического строя речи. Подвижные игры многообразны: игры с предметами, хороводные, игры на координацию движений и речи, игры с правилами, сюжетные, бессюжетные, игры соревновательного характера, игры-аттракционы.
Игры с мячом:
«Лови и бросай, и цвета называй» (согласование существительных с прилагательными).
Ход игры. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Примеры:
красный – мак, огонь, флаг;
оранжевый – апельсин, мяч;
желтый – цыплёнок, одуванчик.
«Чья голова?» (образование притяжательных прилагательных от существительных).
Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У коровы
голова …», а ребёнок, бросая мяч обратно педагогу, заканчивает: «… коровья».
Примеры:
у кошки голова – кошачья;
у зайца голова – заячья;
у лошади голова – лошадиная;
у медведя голова – медвежья;
у собаки голова – собачья.
«Кто кем был?» (закрепление падежных окончаний)
Мы конечно, не забыли,
Кем ещё вчера мы были.
Ход игры. Педагог, бросая мяч кому-либо из педагогов, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
цыплёнок – яйцом;
лошадь – жеребёнком;
корова – дуб – жёлудем;
рыба – икринкой.
«Кто кем будет?» (закрепление падежных окончаний)
яйцо – цыплёнком, змеёй, крокодилом, черепахой;
мальчик – мужчиной;
гусеница – бабочкой;
головастик – лягушкой.
Очень хочется отметить и сюжетно-ролевые игры, так любимы нашими детьми. Сюжетно-ролевых игр существует великое множество. Это «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская» и многие другие. В ходе сюжетно-ролевых игр, также можно отрабатывать все грамматические категории.
Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.
Большую помощь педагогам в развитии речи детей оказывают интерактивные игры. Интерактивные игры вызывают у детей : познавательный интерес; способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления; могут служить средствами развития речи и двигательных качеств; развивают мелкую моторику, координацию; развивают двигательную память; повышают работоспособность головного мозга; готовят руку к письму.
В целях повышения интереса детей к речевой активности хорошо использовать многофункциональные пособия для работы с подгруппой детей, индивидуально, совместно и затем в самостоятельной деятельности с детьми.
В соответствии с ФГОС родители являются первыми учителями ребенка, поэтому они так же обеспечивают реализацию речевого развития детей. Воспитатель призван создать такие условия в ДОУ, чтобы обеспечить родителям возможность участвовать в образовательном процессе. С этой целью используются активные формы взаимодействия с родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс через подготовку к праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок стимулируют речевую активность детей. Также мы знакомим родителей с основными положениями программы, организовываем «Круглый стол», где родители делятся своими наблюдениями. Проведение собраний, индивидуальных бесед, консультаций, тренингов помогают сформировать у родителей знание о необходимости развития и формирования правильной речи детей.
Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с правильно организованной предметно- развивающей средой познавательное и речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.
Литература
1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 2000. - 159 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. -- М. : Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
3. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.
4. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М. : Просвещение, 2002.
5. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.
6. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М. : Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
7. Двинянинова Ю. А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47.
8. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 105-112.
9. Нищева Н. В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 c.
10. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М. : АРКТИ, 2003. - 240 с.
11. Пичугина Е. А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.
12. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2001.