Зульфия Курбанова
Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Проблема здоровья в любом обществе и при любых социально-экономических и политически ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна.
В дошкольном возрасте у ребенка воспитывается привычка к здоровому образу жизни как необходимость для дальнейшего формирования гармонически развитой личности.
Публикация «Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования также одна из приоритетных задач – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в системе дошкольного образования необходимо развивать здоровьесберегающие педагогические технологии, способствующие сохранению здоровья и профилактике заболеваний детей.
По определению Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся», который включает в себя «психолого-педагогические технологии, программы, методы, направленные на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образажизни».
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду-технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель – становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личности ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов, родителей.
Цель здоровьесберегающей технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры здоровья, т. е. совокупность осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, сохранять и поддерживать его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные соказанием элементарной медицинской, психической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ, и валеологическому просвещению родителей.
Задачи данных технологий :
Обеспечивать возможность сохранения здоровья детей;
Формировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
Учить использовать полученные знания в повседневной жизни;
Объединить усилия сотрудников ДОУ и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы.
Медико-профилактические технологии в детском саду
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинским средств. Компоненты данной деятельности: - организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; - организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания; - организация профилактических мероприятий; - контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов; - здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии в детском саду
Цель: развитие физических качеств, двигательной активности, становление физической культуры, укрепление здоровья дошкольников. К данному виду относятся следующие технологии :
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия;
- ритмопластика;
- фитбол;
- оздоровительный бег;
-подвижные и спортивные игры;
- динамические паузы (физкультминутки) : гимнастика для глаз, пальчиковая, бодрящая после сна, артикуляционная; игры и упражнения для развития органов дыхания; упражнения для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Форма взаимодействия всех участников образовательного процесса :
- спортивные праздники;
- физкультурные досуги и развлечения;
- недели и дни здоровья;
- беседы и игры;
- прогулки – походы.
Технология обеспечения социально-психологического
благополучия ребенка в детском саду
Цель: обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
К данному виду технологий относятся :
- технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ;
- психогимнастика;
- релаксация;
- коммуникативные игры;
- арттерапия, сказкотерапия, песочная терапия, бумажная пластика, куклотерапия и т. д.
Технология здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
Цель: развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Педагог дошкольного образовательного учреждения должен :
- уметь анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
- владеть основами здорового образа жизни;
- устанавливать контакт с детьми и их родителями;
- наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
- прогнозировать развитие своих воспитанников;
- моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
- личным примером учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Формы организации деятельности:
- интерактивные формы деятельности (деловые игры, тренинги и т. д.);
- семинары-практикумы;
- мастер-классы;
- консультации для педагогов;
- проведение и посещение занятий, направленных на здоровьесбережение;
- посещение научно-практических конференций;
- массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Технология валеологического просвещения родителей
Цель: привлечение родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Форма организации деятельности:
- беседы;
- личный пример педагога;
- информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе;
- папки-передвижки;
- консультации;
- дискуссии;
- тематические встречи с участием специалистов, а также родителей с опытом семейного воспитания;
- семинары-практикумы, мастер-классы;
- интерактивные формы сотрудничества: деловые игры, тренинги;
- «дни открытых дверей» для родителей с просмотром разнообразных занятий;
- совместные физкультурные досуги и праздники;
- анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка;
- родительские клубы;
- информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ.