Елена Рощупкина
Современные технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современные технологии
в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Основная цель каждой дошкольной образовательной организации направлена на поиск форм и методов организации образовательной процесса, позволяющих реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности». Одним из способов решения поставленной цели в образовательной модели нашего ДОУ «Кругосветка» является применение современной технологии «Детский совет».
Темочки:
«Детский совет» - это технология организации жизни детей, которая в корне меняет устройство жизнедеятельности детей. С уверенность можно сказать, что такая форма работы является недостающим звеном современного дошкольного образования, ориентированного на ключевые компетентности как цель и результат развития детей.
Основной образовательной программой нашего ДОУ является программа «Вдохновение», под редакцией И. Е. Федосовой, В. К. Загвоздкина, где неотъемлемым атрибутом является Детский совет. В своей работе мы используем рекомендации Л. В. Свирской по организации «Детского совета» в ДОУ.
Детский совет проводит воспитатель, в нашей образовательной модели он называется гидом. Детский совет проходит во второй половине дня, что обозначено в конструкторе режима дня. Воспитатели предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных замыслов, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. Педагогами совместно с другими участниками образовательного процесса были созданы в группах необходимые условия для организации и проведения «Детского совета».
Реализуя образовательную модель «Кругосветка», наш детский сад выступает как туристическое агентство «Юный путешественник». Наша игровая стратегия – это большая маршрутная игра «Вокруг света», поэтому «Детский совет» имеет свои особенности. «Детскому совету» предшествует работа турагентства «Юный путешественник» - это организация общего сбора, на котором собираются дети трех возрастных групп – средняя, старшая и подготовительная. Для этого в ДОУ имеются физкультурный и музыкальные залы. Взрослые и дети обсуждают выбор темы – страну, в которую отправятся путешествовать. Для всех участников организуется просмотр киножурнала: «География для малышей», "Занимательная география для дошкольников", "Уроки тётушки Совы", "Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей", которые позволяют узнать наиболее интересные и важные факты, о том или ином географическом объекте.
После встречи участников в турагентстве «Юный путешественник» и выбора темы предстоящего путешествия (страны, дети возвращаются в свои группы, где осуществляется неформальный опрос детей, для выявления инициативы и образовательных запросов. В целом «Детский совет» длиться до 20 минут. Жесткого регламента нет. Все зависит от того, насколько педагогу и детям хорошо вместе, насколько обсуждаемая тема интересна, насколько живо и весело ведется коммуникация. Детский совет должен быть сродни «производственной летучке» – проводиться быстро, легко и по-деловому полезно. Нашими педагогами на «Детском совете» используют игры, не требующие большой подвижности. Например, пальчиковые, словесные, творческие игры, игры-цепочки.
Детский совет имеет некоторые смысловые части, при желании их можно свободно варьировать.
Нами были выделены следующие части «Детского совета» :
Первое это - ритуал. Введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей на совместную деятельность. «Детский совет» проходит в групповой комнате, специально отведенном для этого месте, где можно доверительно общаться. Используется билингвальный компонент - звучит музыка, характерная для изучаемой страны, воспитатель и дети собираются и рассаживаются в круг на мягкие подушки или коврики. Вместе с детьми для проведения «Детского совета» были определены правила, которые помогают избежать многочисленных замечаний. Придуманные правила имеют позитивный характер, например: «Мы говорим по одному», «Будь внимателен» и т. д.
Следующее, выделенное нами смысловое значение – это выявление инициатив и образовательных запросов детей. Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о новой стране. Чтобы привлечь детей к совместному проектированию мы используем модель «трех вопросов» Лидии Васильевны Свирской «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Что сделать, чтобы узнать?». Выявленные инициативы фиксируются и являются основой для дальнейшей работы.
Совместное планирование дает возможность учитывать детские запросы, раскрывать содержание образовательной работы, индивидуализировать работу.
Так технология «Детский совет» позволяет нам эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Она предоставляет возможность строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом.