Людмила Рубан
Современные технологии сенсорного развития в работе с детьми раннего возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка.
2 слайд
Публикация «Современные технологии сенсорного развития в работе с детьми раннего возраста в детском саду» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания
3 слайд
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста представлены на данном слайде
4 слайд
Сенсорные эталоны используются в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения, как, например, при восприятии формы эталонами служат представления о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике и др., при восприятии цвета — представления о семи цветах спектра, белом и черном цветах и т. д.
Усвоение сенсорных эталонов, так же, как и формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов.
Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил те основные разновидности свойств, которые применяют в качестве эталонов, из всех остальных, начал бы сравнивать с ними свойства разнообразных предметов. Все это составляет сенсорное развитие ребенка.
5 слайд
Важно выстраивать работу по сенсорному воспитанию поэтапно.
На первом этапе воспитатели учат детей обследовать предметы, например, беря в руки шар, учат накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета.
На втором этапе более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза. Положение руки при обследовании предметов, фиксирующее их форму, осуществляется на основе зрительно-тактильно кинестетических связей. При этом возникает как бы снятие «слепка» : глаз учит руку – рука учит глаз.
На третьем этапе происходит развитие процессов обобщения, на основе которого формируются понятия. Дети начинают выделять и обобщать качества, свойства предметов. Яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные.
На четвёртом этапе у детей изменяется отношение к своим действиям – они настойчиво добиваются результата, стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Производя эти действия, малыши исследуют предметы и их свойства. Действия носят характер экспериментирования.
И на пятом этапе дети не только воспроизводят показанные действия и сооружают постройки, но и пытаются сами строить знакомые предметы. Они начинают рисовать, лепить.
6 слайд
В последнее время сделано много для развития педагогики раннего детства : создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.
Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.
7 слайд
Лев Семёнович Выготский полагал, что игра - это прекрасный метод развивающего обучения.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличии от игры вообще, игровая технология обладает существенным признаком – четко обучение, и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
8 слайд
Посредством игровой деятельности у детей развивается познавательная активность, пробуждается интерес к обучению.
Одним из пособий для сенсорного развития дошкольников является сенсорная дидактическая юбка. Она имеет для детей эффект новой игрушки – дети инстинктивно тянутся к юбке, не обращая внимания на того, на ком она надета. Любопытство заставляет манипулировать с деталями юбки, двигаясь от одной к другой. Действуя с предметами, малыш приобретает навыки, необходимые для самообслуживания:
-умение застегнуть и расстегнуть пуговицу, замок, липучку,
-достать предмет из определенного кармана, прикрепить его, снять, убрать на место.
Когда не получается справиться самому, ребёнок вынужден обратиться к воспитателю. Между взрослым и малышом устанавливается зрительный и вербальный контакт, так необходимый для создания теплых и доверительных отношений.
Юбка помогает собирать вокруг себя детей и увлечь их интересной игрой. Особенно это актуально в период адаптации детей к детском саду.
9 слайд
В последнее время очень сильно выросла популярность бизибордов.
Эта игрушка имеет несколько названий - бизиборд, развивающая доска для детей, доска Монтессори, доска с замочками и кнопочками. Самым распространенным вариантом, конечно же, является “бизиборд” (от английского basy и board) –«занимательная доска».
В классическом варианте бизиборд — это доска прямоугольной формы, которая содержит много различных кнопочек, замочков, щеколд, прищепок и прочих предметов различные развивающие элементы, с которыми взаимодействует ребенок.
На слайде представлены различные виды бизибордов.
Цели и задачи бизиборда
Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движения, внимания, фантазии, усидчивости, творческого и логического мышления, самостоятельности; помогать в освоении бытовой деятельности; способствовать формированию умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек, молний, щеколд.
Задачи:
развивать мелкую моторику рук, логику и мышление;
способствовать изучению различных цветов;
формировать причинно-следственные связи;
развивать самостоятельность и познавательную активность;
способствовать развитию произвольности (умение играть по правилам и выполнять инструкции).
10 слайд
Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.
Всем известно, что мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, восприятием, вниманием и памятью, а также с развитием речи ребенка. Сенсорные коробки как нельзя лучше выполняют функцию её развития.
Основой для подобной коробки может стать:
таз для белья;
большой пластиковый контейнер, в котором обычно в кладовках хранятся всякие ненужные вещи;
картонные коробки;
деревянный ящик и т. д.
В наполнители тоже может идти все, что угодно: разные крупы - рис (белый и покрашенный пищевыми красителями, манка, овсянка, крупная соль, всевозможные макароны, фасоль, горох.
Зимой: снег или песок, ведь это так здорово, когда песком можно играть не только летом, но и дома зимой, галька, аквагрунт.
Также это природные материалы: желуди, каштаны, шишки, трава, листья, шиповник, земля, камни, ракушки, мох. Далее это нарезанная бумага, ватные шарики, бумажные шарики, бумажные салфетки.
Тематика сенсорных коробок также может быть самой разнообразной, например, всё зависит от вашей фантазии.
Самая простая сенсорная коробка, наполненная, например, горохом, даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, закапывать, откапывать и просто играть.
11 слайд
Большинство нетрадиционных техник рисования относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.
Такой способ нетрадиционного изображения называется «хэппенинг» (в переводе с английского "случаться").
Хэппенинг включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности
12 слайд
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами.
Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.
Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.
Освоив живопись пальцами, можно рисовать ладошками или ногами на листе.
Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По - разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.
В раннем возрасте также доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2 - 3 миллиметра на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д.
Польза от данного вида рисования:
Хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи.
Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.
Осознание ребёнком собственного тела.
Раннее развитие творческих способностей.
Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.
Развитие представлений о цвете.
Развитие воображения и образного мышления.
13 слайд
Таким образом, целенаправленное применение современных игровых технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста, способствует повышению эффективности развивающих процессов, совершенствованию деятельности органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире.