Ольга Полозова
Современные технологии речевого обучения с детьми дошкольного возраста, включая детей-инвалидов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов, творческих способностей в организации коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками с ОВЗ посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
-изучение и внедрение в коррекционно-образовательный процесс элементов современных инновационных технологий
-развитие творческой инициативы, индивидуальной самообразовательной деятельности;
Публикация «Современные технологии речевого обучения с детьми дошкольного возраста, включая детей-инвалидов» размещена в разделах
- расширение практических навыков развития речи в образовательной деятельности педагогов в общении с ребенком-инвалидом.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Если область внешних стимулов (звуки, зрительные образы) правильно перерабатываются в речь (область речевого механизма, и проводники (белые волокна, между областями мозга функционирует правильно, то формируются речевые навыки. Если же проводящие пути повреждены, то речь не приобретается, если частично – нарушения речи менее грубые.
В ходе своей жизнедеятельности человеку необходимо осмысливать любую проблему, для этого ему нужны оба полушария и левое, и правое.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое - отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Конечно, коррекционную помощь детям с тяжелыми нарушениями речи должны оказывать профильные квалифицированные кадры (дефектолог, логопед, психолог, невролог, однако современная ситуация такова, что ребенок с серьезным речевым дефектом все чаще оказывается в среде обычных сверстников: растет число дошколят с тяжелой патологией речи; закрепляются и находят поддержку инклюзивные тенденции.
Так как организовать работу простому педагогу – воспитателю, в чью группу пришел (и остался) «логопедический» малыш?
Итак, в сложившейся ситуации можно создать условия, максимально благоприятные для «особенного» ребенка, если:
1. Убедиться, что ребенок понимает ваши слова, инструкции, просьбы.
Старайтесь говорить простыми предложениями, многоступенчатые задания, инструкции разбивайте на части. Будьте готовы повторить сказанное несколько раз.
2. Помнить: малыш с нарушениями речи обязательно должен видеть ваше лицо. Артикуляция и мимика легче воспринимаются и считываются. Они расскажут ребенку намного больше, чем скупые слова. Чаще наклоняйтесь, присаживайтесь рядом с дошкольником, смотрите ему в глаза. Не стесняйтесь попросить: «Посмотри на меня. Посмотри на мои губы».
3. Использовать метод сопряженной речи. Пусть ребенок вместе с вами проговаривает слова, стихотворные строки, короткие детские рассказы (как получится).
4. Не запрещать жесты! Они свидетельствуют о желании общаться. Лучше «некрасивый» тычок указательным пальцем («Ты хочешь машину? Да? Возьми. Хорошая машина!», «Пить? Сейчас: я налью воду в кружку, а ты держи крепко», «Это лужи. Лужи на дорожке. Дождик прошел: как, кап, кап, - а лужи остались», чем взгляд, опущенный в пол, и незаметное присутствие малыша в группе (Вы за Колей? Он в «строительном уголке». Весь день перекладывает кубики. Не оттащишь).
5. Поощрять речевую активность ребенка. Несмотря на очевидные трудности, он очень старается. Попытки преодолеть нарушение речи заслуживают самой горячей и искренней похвалы. А усилия и мужество «логопедического» ребенка сравнимы с подвигом А. Маресьева.
6. Не подчеркивать и не высмеивать грамматические ошибки:
- Ой, там воробеи.
- Не воробеи, а воробьи. Повтори.
Достаточно двух-трех подобных реакций, чтобы дошкольник понял : иногда лучше держать язык за зубами.
Возьмите за правило дублировать фразу, ненавязчиво давать верный образец:
- Ой, там воробеи.
- И правда. ТАМ ВОРОБЬИ. Воробьи прилетели.
7. Как можно чаще оречевлять свои действия и действия ребенка. Столь насыщенная речевая среда будет полезна и обычным детям.
- Сегодня мы делаем аппликацию. Я беру лист бумаги и кладу его перед собой. Синий квадрат с обратной стороны намазываю клеем. Прикладываю, прижимаю. Это стены дома…
- Мы собираемся на прогулку. Ребята подошли к своим шкафчикам, посмотрели: удобно ли открыть дверцу, не заденет ли дверца соседа? Открыли шкафчики…
- Садимся обедать. За первым столом сидят Маша, Антон, Даня и Коля. Спинки у ребят прямые, локти прижаты к туловищу, ножки вместе… Ах, какой замечательный борщ! Повар сварил его из мяса, капусты, моркови, свёклы. Борщ горячий, ароматный, вкусный. Ребята, берите ложки. Будем кушать. Не торопитесь, дуйте на ложку. Горячий борщ может обжечь язык…
8. Попробовать заменить динамические паузы речевыми физкультминутками (когда движение сочетается с речью, припомнить забытые пальчиковые игры, разучить новые.
9. Обязательно вовлекать ребенка в общение со сверстниками, общие игры, коллективные мероприятия. Да-да, неумение ребенка спеть песню или прочитать стих, сбивчивый ритм, который он отстукивает на ложках – не повод вычеркивать его из жизни группы. Сидеть на стульчике, пока все репетируют, он, конечно, не должен.
10. Соблюдать речевой режим. Ваша речь обязана быть четкой, тщательно артикулируемой, разборчивой. Она – образец, на который ориентируется ребенок.
Важно понимать, что данные правила – не панацея. Придерживаясь их, воспитатель помогает ребенку с особенностями речевого развития адаптироваться, почувствовать себя комфортно в садовской среде, в какой-то мере способствует развитию его речи. И все же адресная, результативная коррекционная работа остается задачей специалиста. Проинформируйте родителей о необходимости занятий с логопедом, уточните и разъясните, что общеобразовательный детский сад не имеет коррекционного направления. Тогда ваши совместные усилия и желание помочь малышу обязательно увенчаются успехом.
Какие же современные технологии нам помогают сделать речь детей лучше.
Здоровьесберегающие технологии :
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Основная цель кинезиологии:
Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи развития межполушарной специализации: синхронизировать работу полушарий; развивать мелкую моторику; память, внимание, речь; развивать мышление. Данные упражнения проводятся утром, ежедневно, без пропусков, в доброжелательной обстановке.
Кинезиологические упражнения могут касаться любого движения от общей моторики к мелкой (пальчиковой, артикуляционной) «Колено – локоть»
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упр. 8-10 раз.
(См. Презентацию «Лесные истории» Лапиной Елены Алексеевны)
• Зайчик: 2 пальца (указательный и средний вверх)
• Дом: мл. возраст : Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Ст. дошк. возраст : Руки направлены вверх. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням. Основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются. Мизинец правой руки встает вертикально — «труба».
• Лес: Руки вверх, пальцы широко разведены.
• Колечки: Поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Для зайчика- отрывисто, для мишки-с нажимом на подушечки, для лисички-легкие прикосновения.
• Окошко: (большими и указательными пальцами правой и левой руки составляем прямоугольник-оконце, младшие дети составляют большой палец с большим, указательный с указательным. Дети ст. дошк. возраста : большой палец правой с указательным левой, а указательный правой соединяют с большим левой, попеременно меняют положение рук)
• Бутон: руки вместе, локти соединены, согнутые пальцы соеденены.
• Солнышко: пальцы расставлены от себя.
• Цветок: Руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу. Пальцы разведены в сторону — «лепестки».)
• Дождик Встряхивание руками. Кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз.
• Улитка с домиком: исходная позиция – «зайчик» и наклон вперед, + кулачок сзади.
• Олень: подготовка к щелбану (1 и 3 пальцы соединены в кольцо, другие – выпрямлены).
• Ежик: Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.
• Ухо-нос: Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
• Шипы: Руки - горизонтально, пальцы широко разведены в стороны.
Самомассаж и точечный массаж рекомендуется проводить в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы в образовательной деятельности. Из своей практики работы с детьми в этом направлении, предложу, например, массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков. Также рекомендую такие упражнения, как катание грецкого ореха, массажного мяча или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения будут способствовать привитию навыков самомассажа и применение их в самостоятельной деятельности.
Нейропсихологические игры и упражнения
«Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно - поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.
«Рисунки и буквы на спине и на ладонях» «Нарисуйте» пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т. д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, «рисуя» на обеих сторонах кисти. При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «написание» букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.
«Запрещенный звук» Поставьте ребенку условие, что в своих ответах на вопросы взрослого он не должен употреблять слова с определенным звуком, например, «м». Тогда на вопрос «Какую ягоду ты любишь?» ему нельзя назвать малину и землянику. Другой вариант — вместо запрещенного звука он хлопает в ладоши.
«Условные сигналы» Перед занятием детям задаются условные сигналы. Один хлопок — произнести гласный звук. Два хлопка – произнести твердый согласный звук; три хлопка — произнести мягкий согласный и т. п. Услышав условный сигнал, дети выполняют соответствующее задание (10—15 сек.).
«Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре участвуют не сколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица.» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель и т. д. Это разновидность всем известной старой игра, «Я знаю пять.» в ходе которой ребенок, одновременно с ударом по мячу, называет пять слов: это могут быть имена мальчиков, девочек, названия растений, животных, предметов красного цвета, цветов и т. д.
«Ритм по кругу» Дети садятся полукругом. Педагог отбивает какую-то ритмическую серию. Дети внимательно слушают ее и повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, они получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм так: каждый по очереди — слева направо — отбивает по одному отрывку из всего заданного ритма. Когда ритмический рисунок завершен, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до моей команды "Стоп". Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко или выбывает из игры».
«Ладошки» Отстучать ладонями ритмический рисунок со слогами (СА-САСА-СА…
«Кузовок»
Цель игры: развивать умение анализировать слоговую структуру слова, развивать внимание и словесно-логическое мышление.
Ход игры:
Детям предлагается два «кузовочка» и набор предметных картинок. Рассмотрев картинки, дети складывают в первый кузовок все картинки, на которых все изображенные предметы оканчиваются на –ок.
В другой «кузовок» на –ка.
Примечание: игра может использоваться и в других вариантах, в зависимости от дидактических задач.
Например: выбрать слова, начинающиеся или оканчивающиеся на определенные звуки; слова, в которых есть заданные звуки. Для этого стоит лишь заменить вставки в «кузовочках».