Получи документы

Современные технологии как инструмент управления качеством образования

Гладилина Татьяна
Современные технологии как инструмент управления качеством образования

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий,

позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.

Сегодня мы поговорим о современных технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

Теперь приступим к рассмотрению отдельных, самых значимых и продуктивных технологий, используемых в нашем ДОУ:

• здоровьесберегающие технологии;

• технологии проектной деятельности

• технология исследовательской деятельности

• информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии;

• игровая технология

Особое внимание мы уделяем здоровьесберегающим технологиям, так как они являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Сохранение и укрепление здоровья детей - важнейшая задача современного образования и нашего ДОУ.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В своей работе мы применяем следующие виды здоровьесберегающих технологий:

медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и

приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое

развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики, занятия по ОЗОЖ, самомассаж, игровой массаж и др.);

обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

(обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

(направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

образовательные (воспитания культуры здоровья дошколь-ников,

личностно-ориентированного воспитания и обучения);

обучения здоровому образу жизни (технологии использования

физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воз-действия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

В построении образовательного процесса в ДОУ наши педагоги, активно используют проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников. Они единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.

Целью проектной технологии является развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Технология проектной деятельности предполагает:

• наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

• самостоятельную деятельность воспитанника;

• структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

• использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Последовательность работы педагога над проектом:

• педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

• вовлекает дошкольников в решение проблемы;

• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

• обсуждает план с семьями на родительском собрании;

• обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

• вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;

• собирает информацию, материал;

• проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта,

• даёт домашние задания родителям и детям;

• поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

• организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;

• подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Внедрение технологии проектной деятельности в нашем ДОУ позволяет сделать следующие выводы:

1. Технология проектной деятельности успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.

2. Технология проектной деятельности как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, на самостоятельную активность воспитанников детского сада.

3. Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

4. Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в МАДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

5. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции МАДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.

6. Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы МАДОУ, привлечение внебюджетных средств.

7. Дети легче усваивают и запоминают материал НОД.

8. Дети получают удовольствие от проектной деятельности, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.

9. В процессе проектной деятельности дети приобретают специальные знания, умения навыки, повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

В процессе успешной реализации технологии проектной деятельности в ДОУ педагогами были разработаны и реализованы проекты, которые неоднократно становились победителями в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах разной направленности. Так например в 2020 - 2021 учебном году наш детский сад принял участие в социально-значимом проекте для детей старшего дошкольного возраста «Шедевры живописи детям», реализуемого при поддержке Фонда грантов Президента РФ. Данный проект был нацелен на развитие художественно-творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эмоционального восприятия высококачественных репродукций шедевров мировой живописи.

Наш небольшой опыт показал, что данная форма работы очень интересна. Наиболее действенным был путь общения по следующей схеме: ребёнок – искусство - педагог. Работа по ознакомлению воспитанников с живописью проводилась не только на специально организованных занятиях, но и на экскурсиях, во время наблюдений, которые так же помогали детям понимать замысел художника.

Все мы старались строить свою работу в сотрудничестве не только с другими педагогами детсадов, но и с родителями. В родительских чатах выставлялась информация о текущей работе с воспитанниками по данному направлению, и родители создавали вместе с детьми свои рисунки, получали удовольствие от бесед с детьми по увиденному и услышанному на «музейных» выставках. Так же родители задавали интересующие их вопросы по тематике художественных экскурсий.

Результатом данной практики стали, произошедшие изменения в формировании у детей устойчивого интереса к произведениям живописи, у кого то расширились, а у кого-то закрепились знания о жанрах живописи, появилось желание рассматривать репродукции картин выражать своё отношение к изображённому, активная речь детей обогащалась художественными терминами.

Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе нашего ДОУ:

• способствует гармонизации отношений с воспитанниками и их

родителями,

• сплочению педагогического коллектива,

• даёт педагогам возможность саморазвиваться и самовыражаться, что

обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту.

Следующая не менее интересная технология, которая используется в образовательном процессе нашего ДОУ – это технология исследовательской деятельности.

В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

В организации экспериментально – исследовательской деятельности мы прибегаем к таким методам и приёмам как:

эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.

При организации экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду созданы все условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности, а именно организованы мини-лаборатории, центры науки, уголки природы и т. д., в соответствии с их возрастными особенностями. Дети с огромным удовольствием занимаются в таких центрах, где размещают различные материалы (природные, бросовые) проводят опыты, коллекционируют различные экспонаты, выращивают и ухаживают за растениями.

Таким образом, используя в образовательном процессе технологию исследовательской деятельности, педагоги способствуют: обогащению памяти воспитанников, активизируют его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулируют развитию речи. Следствием является не только ознакомление детей с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это личностно-ориентированные технологии, способствующие реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Это мир с использованием информационных технологий. Современные малыши – это дети «нового времени», которые довольно быстро осваивают разнообразные «технические штучки». Мы, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

ИКТ технологии - это новый способ получения знаний, которые позволяют ребенку с интересом познавать и изучать окружающий мир. Опыт ДОУ в данном направлении заключается в разработке игровых и познавательных презентаций для детей разного возраста, нацеленных на активизацию и развитию познавательных способностей дошкольников. Создание презентаций для родителей и педагогов. Создание видеороликов для детей, родителей, которые рассказывают о достижениях детей в группе и в детском саду, а также видеоролики для педагогов. В работе с детьми и семьями воспитанников мы скорректировали требования к использованию мультимедиа в образовательном процессе. Это презентации, слайд–шоу, аудиокниги, фотоальбомы, видеоролики, видеофильмы.

Для работы по использованию ИКТ созданы все необходимые условия, а именно в детском саду имеются в свободном доступе ноутбуки, мультимедийный проектор, экран, магнитофоны с коллекцией компакт – CD дисков, портативные колонки. Для работы с видеоматериалами использую компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат. При использовании данных технологий воспитатели, прежде всего, руководствуются санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений (СанПин 2.4.1.2660-10).

В условиях развития современного общества используются разнообразные формы работы с родителями ДОУ с использованием ИКТ (сотовая связь, сайты ДОУ, общение с родителями по электронной почте). Для родителей создана группа в Vaiber. Преимущества для родителей от группы: имеют возможность следить за жизнью группы; получают информацию в форме педагогических советов; лучше узнают друг друга (их увлечения, интересы, педагогические взгляды).

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с семьями дошкольников:

• минимизация времени доступа родителей к информации;

• возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;

• рост объема информации;

• оперативное получение информации родителями;

• обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;

• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.

Это очень актуально в настоящее время: не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, забирают детей обычно с прогулки, часто родители торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. А дома вместе с ребенком всегда интересно заглянуть в группу в Vaiber, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребенка о прошедших событиях. Родители знакомятся с информационным материалом не только в детском саду, но и дома. Родителям предоставляется возможность наблюдать за развитием детей в ДОУ через фотоальбомы, видеозаписи, личные сайты педагогов, а так же в социальной сети Контакт, где воспитатели отображают самые интересные моменты из жизни их групп (прогулки, занятия, выставки, праздники, развлечения и т. д).

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

• гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

• Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса. Дети свободно владеют подвижными, словесно - речевыми, театрализованными играми. У большинства детей приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, коммуникативность. Педагоги используют игровую технологию в НОД и повседневной деятельности, утренней гимнастики, развлечениях, труде, прогулке. Рассматривают игру, как любое соревнование между играющими, действия, которых ограничены правилами и направлены на достижения определенной цели. Воспитатели ДОУ считают феномен игры в том, что являясь развлечением, отдыхом она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. В своей деятельности они особое внимание уделяют дидактическим, подвижным, словесно- речевым, театрализованным играм.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса:

«Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим»

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Современные технологии обучения детей с ОВЗ «Современные технологии обучения детей с ОВЗ» Актуальность проблемы применения современных технологий в образовательном процессе вызвана.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные технологии как инструмент управления качеством образования
Опубликовано: 9 августа 2024 в 10:24
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные технологии как инструмент управления качеством образования» (включая файлы) размещена пользователем Гладилина Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 августа. День безопасности. Передвижка «Безопасность на железной дороге»

В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают работники железной дороги. Железнодорожный транспорт является одним из самых популярных. Поздравляем железнодорожников с их...

8 августа. Международный день кошек. Передвижка «Без кота и жизнь не та»

8 августа мы отмечаем Международный День кошек. Кошки с незапамятных времен живут рядом с нами, приносят пользу и украшают нашу жизнь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД