Лучший педагог года

Современные проблемы методологии исторической науки и преподавания истории

Арби Магомадов
Современные проблемы методологии исторической науки и преподавания истории
▼ Скачать + Заказать документы

Современные проблемы методологии исторической науки и преподавания истории

Даже сегодня, как и в 20-е годы XX века, наше общество столкнулось с выбором новых образовательных путей, включая изучение истории и развитие исторических знаний студентов. Анализ содержания государственного образовательного стандарта в истории и его соотношения с выделенным академическим временем позволяет выявить опасность утраты не только темы истории, но и эффективности ее преподавания (на протяжении всего периода российской истории). - изучить особенности проблемы этногенеза восточных славян до настоящего времени - выделено 36 часов). Программа включает в себя методологические и теоретические проблемы исторической науки, классификацию исторических источников и историографии, а также характеристику российской истории как части мировой истории. Это практически невозможно или включает только поверхностное освещение всех проблем, которые явно не соответствуют требованиям компетентного обучения. Поэтому задача фундаментальной перестройки существующей системы университетского исторического образования остается актуальной для студентов неисторических дисциплин и по сей день. Однако решение этой проблемы отвечает только потребностям переходного периода в отечественной системе высшего образования. Когда переход к Болонской системе будет завершен - двухступенчатый (бакалавриат / магистратура, курс российской истории не будет иметь места в учебной программе [3, с. 73].

Публикация «Современные проблемы методологии исторической науки и преподавания истории» размещена в разделах

На этом историческом этапе преподавание истории претерпевает значительные изменения в соответствии с растущими современными потребностями общественного развития. Поскольку в настоящее время формирование новой национальной идентичности четко наблюдается в контексте глобализации, можно проследить вполне понятное и каким-то образом оправданное стремление российской политической власти влиять на этот процесс. Это накладывает отпечаток на деятельность историков, на развитие национальной истории [4, c. 59].

Политика, как всегда, приспосабливается к пониманию исторического процесса, стремится влиять на развитие исторической науки, подтверждая свою зависимость от общества. Вот почему дискуссии о содержании учебников истории не прекращаются. На этом этапе все более и более ясно звучит идея воспитания национальной гордости. Это в определенной степени определяется предыдущим историческим периодом - последними пятнадцатью годами двадцатого века, в течение которых история должна была оказать существенное влияние на развитие общества. Возможности истории в этот исторический период сильно преувеличены. Однако «истина» о советском прошлом, раскрытая в трудах историков, в конечном итоге не привела к активизации российского общества, как ожидалось, а лишь к укреплению сомнений этого общества, к возможностям познания прошло. Это вновь оставило след недоверия к российской исторической науке и привело к некоторому отказу изучать историю в университетах, как среди студентов, так и среди преподавателей специальных предметов. Однако важно подчеркнуть не только негативные, но и позитивные аспекты, которые характеризуют развитие исторических наук на данном этапе. После преодоления высоких исторических ожиданий начался тщательный поиск нового контента, методов и технологий для уроков истории для студентов неисторических дисциплин. Многие университетские историки начали поднимать сложные теоретические научные проблемы. Определена новая концепция исторического образования, которая предполагает переход к интенсивной начальной школе, когда логика истории как учебной дисциплины соответствует логике исторической науки, логике движения научного знания [1, с. 38].

Процесс трансформации мира, представляющий собой исторический опыт человечества, подталкивает к формированию более новых методов изучения истории. Наряду с сохранившимися «традиционными» методами происходит преобладание появившихся ныне методологических инноваций, которые непосредственно отражаются на изучении истории современности. Состояние современной, на сегодняшний день, методологии изучения истории представляет собой процесс непосредственного взаимодействия с другими вспомогательными или научными дисциплинами. Каждая наука (дисциплина) из года в год проходит различные этапы совершенствования, что характерно и для методологии истории. Основными методами современного подхода к изучению истории являются : хронологический, ретроспективный, конкретно – исторический, сравнительно – исторический, историко – генетический, историко – типологический [2, c. 98].

Особо важную роль в изучении истории играет, так называемый, методологический плюрализм, получивший практическое применение во всех странах. Суть данного подхода методологии заключается в целенаправленном получении достоверного знания, путем сравнения полученных результатов, выявлении повторяющихся закономерностей, избегании однобокости получаемых знаний. Так же весомое значение в методологии имеет герменевтический подход, то есть метод, при котором происходит выявление скрытых, неявных смыслов авторского текста за счет попытки «погрузить» предмет исследования в контекст времени и места действия, а также обращения к ментальности, структуре мышления, к стереотипам сознания [5, c. 103].

Список литературы

1. Андреев И. Л. Остерегайтесь «часов» истории (методологические проблемы цивилизационного процесса) // Вопросы философии, 1998.

2. Василенко И. А. Диалог Цивилизаций. М., 1999.

3. Каменский А. Б. Уроки для запоминания // Улисс: Человек в истории. 2004.M. 2004.

4. Коваль Б. И. К вопросу о методологии цивилизационного анализа//Цивилизационные исследования. М., 1996.

5. Ортега-и-Гассет. История как система//Вопросы философии, 1996.

List of references

1. Andreev I. L. Beware of the "hours" of history (methodological problems of the civilizational process) / / Questions of philosophy, 1998.

2. Vasilenko I. A. Dialog Of Civilizations. Moscow, 1999.

3. Kamensky A. B. Lessons for memorizing / / Ulysses : a Man in history. 2004.M. 2004.

4. Koval B. I. On the issue of methodology of civilizational analysis / / Civilizational research. Moscow, 1996.

5. Ortega y Gasset. History as a system / / Questions of philosophy, 1996.

(© И. А. Магомадов, 2020).

Публикации по теме:

Фоторепортаж ко Дню науки из Артека о втором Всероссийском фестивале науки «АртСайнс»Фоторепортаж ко Дню науки из Артека о втором Всероссийском фестивале науки «АртСайнс» Ежегодно 8 февраля российские учёные отмечает свой профессиональный праздник - День науки! Сейчас в «Артеке» проходит второй Всероссийский.

Фотоотчет «Месячник науки»Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» В рамках месячника.

Фотоотчет о проведенном мероприятии «Чудеса науки»Фотоотчет о проведенном мероприятии «Чудеса науки» В нашем детском саду в течение года для детей разного возраста проводится очень много интересных мероприятий. Для детей старших и подготовительных.

Фотоотчет ко Дню российской науки о работе детского объединения дополнительного образования «Юные экобиологи»Фотоотчет ко Дню российской науки о работе детского объединения дополнительного образования «Юные экобиологи» Фотоотчет о работе детского объединения дополнительного образования "Юные ЭКОбиологи" (ко Дню российской науки). Автор: Седова Наталья Владимировна,.

Конспект презентации центра кулинарии в рамках Фестиваля свободы, науки и искусства для старших и подготовительных группКонспект презентации центра кулинарии в рамках Фестиваля свободы, науки и искусства для старших и подготовительных групп Конспект для детей старших и подготовительных групп, для фестиваля «Cвободы, науки и искусства», с привлечением родителей. Подготовили:.

Квест-игра «Науки откроют секреты планеты»Квест-игра «Науки откроют секреты планеты» Квест - игра «Науки откроют секреты планеты»Участники игры – дети старшего дошкольного возраста Авторы: М. В. Веселкова воспитатель, Л. М.

Открытие «Дня науки» в школе Праздник «День науки в школе» Открытие "Дня науки" В1: Добрый день, уважаемые педагоги, гости и учащиеся! В2: Здравствуйте! В1: Сегодня.

Предметно-пространственная среда ДОУ. Наполнение центра «Науки» (уголка природы и опытно-экспериментальной деятельности) Предметно-пространственная среда ДОУ, наполнение центра «Науки» (уголка природы и опытно-экспериментальной деятельности во 2-й младшей и.

Проблемы социально-личностного воспитания в ДОУПроблемы социально-личностного воспитания в ДОУ Социально-личностное воспитание - это один из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Театрализация на уроках иностранного языка как незаменимый ресурс преподавания «Театрализация как незаменимый ресурс преподавания иностранных языков» «Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, – это уже.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные проблемы методологии исторической науки и преподавания истории
Опубликовано: 15 августа 2020 в 11:32
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные проблемы методологии исторической науки и преподавания истории» (включая файлы) размещена пользователем Арби Магомадов в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД