Александра Депутатова
Современные подходы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе культурно-исторического наследия
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является духовно-нравственное развитие и воспитание, которое и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Воспитание патриотизма, трудолюбия, семейных ценностей, творческого начала – основа национальных ценностей любого народа. Следовательно, патриотическое воспитание, как одна из важных составляющих современного воспитания подрастающего поколения, представляет актуальность начиная с дошкольного возраста.
Публикация «Современные подходы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе культурно-исторического наследия» размещена в разделах
Вопросы патриотического воспитания детей являются важнейшими задачами, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями. Среди основных направлений в образовательных программах дошкольного воспитания определяются задачи социально-личностного и нравственно-патриотического развития дошкольников. Сформулированы они следующим образом: формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства, воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти своего народа.
Союз «воспитатель-ребенок-семья»представляется основным механизмом, обеспечивающим активную позицию ребенка на всех этапах формирования патриотических чувств, национальной культуры, семейных ценностей.
Перед нами стоит вполне определенная цель – воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе представлений о культуре мордовского народа.
Для создания условий по активизации патриотического воспитания дошкольников посредством изучения национальной культуры мордовского народа в группе был организован развивающий центр.
В своей работе мы использовали разнообразные формы и методы, чтобы как можно доступнее для детей 5-7 лет рассказать о событиях различных исторических эпох, рассказать так, чтобы не только не допустить искажения истины, но и донести информацию с учетом еще формирующейся психики детей старшего дошкольного возраста.
Воспитанию патриотических чувств способствует и художественное слово. В работе по патриотическому воспитанию на основе культуры мордовского народа огромную роль сыграло тесное взаимодействие ДОУ с библиотеками.
При организации работы с дошкольниками важно помнить, что они нуждаются в особенном внимании. Задача воспитателей и других специалистов заключается в том, чтобы предоставить детям широкий спектр книжной и медиапродукции, отвечающей их интересам. Исходя из особенностей дошкольного возраста, совместные задачи библиотечных специалистов и дошкольныхпедагогов заключаются в следующем:
показать библиотеку как место, в котором интересно находиться, где можно узнать много нового;
организовать пространство, окруженное книгами и ресурсами мультимедиа, созданными специально для детей этого возраста;
предоставлять родителям материалы, которые могут помочь в дальнейшем развитии ребенка и др.
Задачу привлечения детей к чтению детские библиотеки Мордовии решают по-разному, исходя из объективных реалий. В основе успеха всегда находятся многочисленные варианты оптимальной организации работы с читателями. В ряде библиотек это решается путем проведения публичных акций.
Во втором десятилетии XXI в. возрастает роль детских библиотек Мордовии в духовно-нравственном и патриотическом становлении детей, в том числе при помощи чтения финно-угорской детской литературы. Возрождение интереса детей к древним пластам культуры финно-угорских народов, познание культурного многообразия финно-угорского мира является важной составляющей библиотечно-информационной деятельности детских библиотек республики. Мордовский народ является частью большой финно-угорской языковой семьи. Финно-угорская тематика в практике деятельности детских библиотек региона на протяжении последних лет занимает одну из ведущих позиций. Многие детские библиотеки, совместно с воспитателями детских дошкольных учреждений и родителями творчески подходят к работе по данному направлению, обращаясь к театрализованным формам, видеопрезентациям, групповым формам прочтения того или иного литературного произведения.
Главная задача Мордовской республиканской детской библиотеки – через книгу и чтение донести до детей национальные особенности культуры финно-угорских народов, создать условия для обеспечения доступности библиотечных фондов, формировать информационное пространство финно-угорских народов в рамках патриотического воспитания. Знакомство детейс финно-угорской литературой проходит под общим девизом: «Россия – дом финно-угорских народов». Под этой рубрикой проходит цикл мероприятий, на которых дети знакомятся с творчеством финно-угорских писателей в рисунках, иллюстрациях, видят героев известных эпосов «Калевала», «Масторава», народных сказок, легенд, мифов, совершают видеопутешествие по сказкам народов Поволжья.
Особенность работы детских библиотек Республики Мордовия заключается и в том, что они взяли на себя благородную миссию по возрождению национальных и семейных обычаев и традиций, в том числе и чтения литературы на родных языках. Приобщение к чтению на родных языках – важный шаг к формированию у дошкольников национального самосознания и интереса к духовной культуре народов, населяющих республику. В большинстве детских библиотек Мордовии созданы уголки и мини-музеи традиционного народного творчества, где экспонируются предметы национального быта, местные варианты мокшанского, эрзянского, русского костюмов, вышитые изделия, резьба, плетение и другие предметы народного декоративно-прикладного творчества. Здесь же концентрируются и другие материалы: альбомы, накопительные папки, фотодокументы, рассказывающие о семейных и национальных традициях. Организуются книжные выставки, вечера семейного отдыха, обсуждения и презентации книг мордовских писателей, вечера-встречи с литераторами, пишущими на мордовских языках.
Библиотечно-информационное обслуживание в детских библиотеках Мордовии становится все более динамичным и разнообразным. Проанализировав их работу, можем сделать вывод, что за последние годы здесь произошло расширение форм и методов программно-целевой и проектной деятельности, созданы объективные предпосылки для участия детских библиотек в качестве одного из полноценных партнеров социально-культурного сотрудничества. В качестве примера рассмотрим проекты «ЦГБС для детей» Саранска, направленные на развитие и качественное обеспечение муниципальными информационно- библиотечными услугами детского населения города.
В рамках Года российской истории был реализован проект «Растить гражданина и патриота», популяризирующий издания по истории Отечества для детей и подростков и способствующий формированию личности гражданина и патриота с самого раннего возраста. Участие в данном проекте активизировало работу с литературой исторического содержания.
С целью эффективного участия в целевой программе «Развитие национальных культур финно-угорских народов в городском округе Саранск» разработан проект «В Финно-Угрию – на книжных парусах!». Он направлен на формирование межэтнической толерантности, расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о культуре народов, входящих в состав финно-угорской языковой семьи, в том числе мордвы, и привлечение детского населения городского округа к чтению лучших образцов финно-угорской литературы. Основная задача проекта – создание единого информационного пространства, доступно, оперативно и качественно популяризирующего знания о культуре финно-угорских народов среди юных читателей.
Работа над проектом была начата с изучения интересов дошкольников и их родителей по данной теме. Было проведено социологическое исследование «Мы – финно-угры! Наши корни едины!». Исследование включало в себя семь вопросов, среди которых, например, были такие: «Знаете ли Вы, какие народы, кроме мордовского, относятся к финно-угорской языковой группе? Попытайтесь их назвать», «Какая информация о родственных народностях финно-угорской группы Вам интересна?», «Кого из финно-угорских писателей (поэтов, кроме мордовских, Вы знаете (читали их произведения, слышали о них?» и др. И, как показал опрос, большое количество респондентов проявляет интерес к информации о финно-угорских народах, таким образом, представив благодатную почву сотрудникам детских учреждений для фантазии, творчества, инициативы в этом направлении.
Большое значение в реализации проекта играла компетентность воспитателей в данном вопросе. Именно поэтому значительная роль была отведена участию воспитателей ДОУ в общегородском семинаре «Детская библиотека – информационный центр финно-угорских культур и межэтнической толерантности», где состоялся круглый стол «Возможности детской библиотеки в развитии и продвижении культуры финно-угорских народов». На семинаре поднимались актуальные проблемы патриотического воспитания посредством изучения финно-угорской культуры и литературы, рассматривались перспективы развития детских учреждений как информационных центров по воспитанию межэтнической толерантности и популяризации знаний о народах финноугорской языковой семьи, выработаны рекомендации по активизации деятельности в данном направлении на ближайшее время.
Своё выступление я хочу начать с крылатой фразы «Всё начинается с детства». Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребёнка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Система духовно-нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.
Цели воспитания – развитие интереса у детей изучения мордовской культуры; развитие нравственных качеств личности ребёнка.
Задачи воспитания :
образовательные: познакомить детей с материальной и духовной культурой мордовского народа; показать характерные изменения в культуре мордвы; научить различать характерные черты мордовской национальной одежды;
развивающие: развивать слуховую и зрительную память детей; развивать непроизвольное запоминание; развивать логическое мышление;
воспитательные : способствовать формированию понимания детьми целостности русской и мордовской культуры; воспитывать толерантность, уважение к другой культуре; формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей.
Поставленные задачи реализуются через следующие формы воспитательно-образовательного процесса : непосредственно организованной деятельности, кружковой деятельности, досугов и развлечений, экскурсий, конкурсов и выставок, познавательных бесед.
Содержание воспитания. Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединённых совместными действиями и общими переживаниями.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Золотая осень», «День матери»; зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной – «Международный женский день», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто»; летом - «Троица».
Дети с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в игровой, продуктивной деятельности. Знакомство ребёнка с мордовской культурой развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданными предшествующими поколениями.
На посиделках дети знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.
Каждую первую неделю месяца педагоги организуют прогулки по улицам города. Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребёнок, не перегружаясь излишней информацией, получают яркие представления о достопримечательностях города Саранска. В дальнейшем дети сравнивают современные и старые здания, отмечают своеобразие лепнины, резьбы, находят в современных украшениях домов те элементы, которые были у предков. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.
Посещение музеев - одно из основных средств развития эмоционально- чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются. Посещение музея – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка, его познавательной активности.
На протяжении всего года воспитатели знакомят детей с русским народным костюмом, а также с народным костюмом людей мордовской национальности. На посиделках и праздниках дети совместно с взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определённую роль. По окончании праздничного периода педагоги с детьми организуют итоговые беседы. Познавательные беседы развивают мышление ребёнка. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.
Своё выступление хотелось бы закончить словами В. А. Сухомлинского: «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».