Лучший педагог года

Современные подходы к организации психолого-педагогической и методической работы в системе дошкольного образования

Вероника Игнатьева
Современные подходы к организации психолого-педагогической и методической работы в системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Глава 1. Развивающая экологическая среда в дошкольной образовательной

организации.

Глава 2. Проектирование развивающей экологической среды в

дошкольной образовательной организации.

1.2. Организация зеленой зоны в дошкольной образовательной

организации

1.3. Выводы по главе 1

В рамках изучения особенностей развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации как метода экологического воспитания детей дошкольного возраста были сделаны выводы:

Публикация «Современные подходы к организации психолого-педагогической и методической работы в системе дошкольного образования» размещена в разделах

1. Основные цели и задачи современной методики экологического

образования направлены на формирование у детей дошкольного

возраста основ экологической культуры, которая включает в себя

осознанное и разумное отношение к природе и ее объектам, к людям,

охраняющим и созидающим ее.

2. Одним из важных методов экологического воспитания детей дошкольного

возраста в условиях дошкольной образовательной организации

является развивающая экологическая среда.

3. Развивающая экологическая среда – это специальные места в

дошкольной образовательной организации, где природные объекты

сгруппированы определенным образом, и которые можно

использовать в процессе экологического воспитания детей

дошкольного возраста.

4. Развивающая экологическая среда в детском саду должна способствовать

познавательному развитию ребенка, эколого- эстетическому развитию,

оздоровлению ребенка, экологизации различных видов детской

деятельности.

ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Принципы организации развивающей экологической

среды в дошкольной образовательной организации

При организации и проектировании развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации необходимо учитывать следующие принципы:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества

3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и

эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

6. Принцип открытости – закрытости.

7. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Развивающая экологическая среда - это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Развивающая экологическая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач [14; 24-25].

В настоящее время экологические комплексы созданы во многих дошкольных учреждениях страны. Все они отличаются друг от друга, однако выполняют одну и ту же роль - повышают эффективность экологического образования.

2.2. Нормативно-правовое обеспечение организации и

проектирования развивающей экологической среды дошкольной

образовательной организации

Развивающая экологическая среда в дошкольной образовательной организации должна быть построена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность детского сада.

В рамках проведения исследования с целью изучения нормативно-правового обеспечения организации развивающей экологической среды был проведен анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность дошкольной образовательной организации :

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН

2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных организаций.

- Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября

2013 года.

По итогам проведенного анализа установлено, что в перечисленных выше нормативно-правовых документах прописана необходимость организации развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации :

1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных организаций :

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

(далее –санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей

при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию

и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных

организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей

(развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от

вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

3.1. Территорию дошкольной образовательной организации по периметру

рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений.

Озеленение деревьями и кустарниками проводят с учетом

климатических условий. Территорию рекомендуется озеленять из

расчета 50% площади территории, свободной от застройки. Зеленые

насаждения используются для разделения групповых площадок друг от

друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны.

При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих

деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений [19].

2. Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября

2013 г. :

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в

том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого

ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства,

пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других

особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности,

мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области) : - познавательное развитие.

Познавательное развитие предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего

мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,

многообразии стран и народов мира.

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей через: помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна

обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Таким образом, создается развивающее пространство, которое позволяет стимулировать у детей познавательные способности.

По итогам проведенного анализа сделан вывод:

В соответствии с нормативно-правовыми документами (Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных организаций, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября 2013 г) каждой дошкольной образовательной организации необходимо проводить работу по организации экологической среды как одного из методов экологического воспитания детей дошкольного возраста [20].

2.3. Анализ деятельности МБДОУ «Осинский детский сад №3»

МО «Осинский район» Иркутской области

по проектированию экологической среды как метода

воспитания детей дошкольного возраста

С целью изучения опыта дошкольной образовательной организации по проектированию экологической среды как метода воспитания детей дошкольного возраста был проведен анализ деятельности МДОУ «Осинский детский сад №3» МО «Осинский район» Иркутской области за 2015-2016 учебный год.

Данные исследования проводились через следующие формы работы : - беседу с заведующей МБДОУ «Осинский детский сад №3» Инкеевой

Раисой Романовной;

- беседу с воспитателем старшей группы МБДОУ «Осинский детский сад

№3» Алексеевой Анной Степановной;

- изучение анализа работы МБДОУ «Осинский детский сад№3» за 2015-

2016 учебный год [18].

По итогам проведенных исследований было установлено:

Работа по созданию экологической среды в детском саду проводится согласно плану работы дошкольной образовательной организации на 2015-2016 учебный год.

Создание экологической развивающей среды в детском саду является одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольной образовательной организации.

Главными задачами проведения данной работы являются :

- создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;

- формирование экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребёнка;

- создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайшего окружения. С развивающей экологической среды в детском саду направлено на познавательное развитие ребёнка;

-эколого-эстетическое развитие;

-формирование нравственных качеств;

-формирование экологически грамотного поведения;

- экологизацию различных видов детской деятельности.

Экологическая развивающая среда в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Осинский детский сад №3» МО «Осинский район» Иркутской области организована через создание уголка природы, который предназначен для проведения экологических занятий, самостоятельных наблюдений, знакомства с коллекциями природного материала (семенами, плодами, ухода за живыми объектами (комнатными растениями). В уголке природы с детьми проводятся занятия по экологии (Правила поведения в природе, Откуда что растет, Огород на окне, Домашние питомцы, направленные на ознакомление с миром природы и формирование бережного отношения к окружающему миру.

По итогам проведенного исследования сделан выводы:

- В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном

учреждении Осинский детский сад №3» МО «Осинский район»

Иркутской области проводится работа по созданию развивающей

экологической среды через организацию уголка природы.

- В дошкольной образовательной организации нет единого плана или

программы по созданию развивающей экологической среды.

Работа в данном направлении проводится в форме отдельных

мероприятий в уголке природы.

2.4. Проведение исследований по изучению затруднений у

педагогов и родителей воспитанников МБДОУ «Осинский

детский сад №3» МО «Осинский район» Иркутской

области в формировании экологической культуры

детей дошкольного возраста

С целью эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, направленного на формирование экологической культуры дошкольников через проектирование развивающей экологической среды необходимо проводить исследования по выявлению затруднений педагогов, родителей в организации данной деятельности.

Данные исследования можно провести через организацию бесед, педагогические наблюдения, проведение анкетирования и интервьюирования.

В помощь педагогам детского сада в проведении исследований по изучению затруднений в организации и проектировании развивающей экологической среды автором выпускной квалификационной работы были разработаны вопросы для родителей и педагогов детского сада (Приложение 1).

По разработанным анкетам 4,8 апреля 2016 года было проведено анкетирование воспитателей и родителей МБДОУ «Осинский детский сад». В анкетировании приняли участие 6 педагогов и 18 родителей детей старшей группы. (Приложение 2).

По итогам проведения анкетирования были сделаны выводы:

1. Родители детей старшей группы и воспитатели МБДОУ «Осинский

детский сад №3» осознают необходимость проведения

целенаправленной работы с детьми по формированию экологической

культуры у детей дошкольного возраста.

2. На момент проведения анкетирования данная работа проводилась на

уровне отдельных мероприятий (занятия по экологии, экскурсии в

уголок природы). В детском саду отсутствует единая программа по

проектированию развивающей экологической среды.

3. Родители и воспитатели отмечают, что эффективность организации

воспитательно-образовательного процесса, направленного на

формирование экологической культуры детей дошкольного возрасте в детском саду возрастет при условии совместной деятельности и сотрудничества детского сада и семьи.

2.5. Разработка информационно-аналитических и

методических материалов по организации развивающей экологической среды в дошкольной образовательной

организации

В рамках проведения исследования по организации развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации автором выпускной квалификационной работы совместно с научным руководителем разработаны учебно-справочные пособия, которые помогут педагогам в организации развивающей экологической среды:

- Комнатные растения как составляющая развивающей экологической

среды дошкольной образовательной организации (Приложение 3)

- Сценарии мероприятий, направленных на воспитание экологической

культуры детей дошкольного возраста в условиях дошкольной

образовательной организации, которые проводились автором выпускной квалификационной работы реализации программы «Экология малышам» базе МБДОУ «Осинский детский сад №3» (Приложение 4).

2.6. Выводы по главе 2

Организация работы дошкольной образовательной организации по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста должна осуществляться при соблюдении следующих условий:

1. При организации и проектировании развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации необходимо учитывать основные принципы организации данной деятельности : принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности - динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип открытости – закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей.

2. Организация и проектирование развивающей экологической среды должны соответствовать нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность дошкольной образовательной организации.

3. При организации развивающей экологической среды необходимо

проводить исследование среди участников образовательного процесса с целью выявления затруднений в данной направлении деятельности.

4. При планировании экологической среды целесообразно использовать

разные учебно-справочные и методические пособия и имеющийся опыт работы в данном направлении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развивающая экологическая среда в дошкольной образовательной организации должна способствовать познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения, экологизации различных видов детской деятельности.

Проведенные в рамках выполнения выпускной квалификационной работы исследования теоретического и практического характера позволяют раскрыть особенности развивающей экологической среды как одного из методов экологического воспитания детей дошкольного возраста и изучить условия организации данной деятельности в дошкольной образовательной организации.

Проведенные в рамках выполнения выпускной квалификационной работы исследования доказали гипотезу: эффективность процесса создания в современной дошкольной образовательной организации развивающей экологической среды может быть достигнута, если будут соблюдены следующие условия:

- знание педагогами теоретических основ организации развивающей

экологической среды;

- педагоги опираются на основные принципы организации и

проектировании развивающей экологической среды;

- организация экологической среды проводится на основе исследований

среди участников образовательного процесса с целью выявления

затруднений в данной направлении деятельности

- при организации развивающей экологической среды используются

учебно-справочные и методические пособия.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях организации развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации.

Практическая значимость исследования состоит в разработке информационно-диагностических материалов и методического пособия, которые могут быть использованы педагогическими работниками при организации и проектировании развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации.

.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные подходы к организации психолого-педагогической и методической работы в системе дошкольного образования
Опубликовано: 22 марта 2020 в 19:48
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные подходы к организации психолого-педагогической и методической работы в системе дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Игнатьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД