Ольга Киреева
Современные подходы к оптимизации партнерских отношений ДОУ и школы как открытой модели в успешной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
(2 СЛАЙД)
Я представляю Детский сад общеразвивающего вида № 27 и хочу поделиться нашим опытом взаимодействия со школой.
Но вначале хотелось бы немного познакомить с нашим учреждением. Детский сад находится в уютном и экологичном поселке Абрау-Дюрсо. Учреждение у нас небольшое, шестигрупповое, но несмотря на это наш замечательный коллектив работает в инновационном режиме уже более 12 лет. В прошлом учебном году нами была закончена реализация муниципальной инновационной деятельности по теме: «Современные подходы к оптимизации партнерских отношений ДОУ и школы как открытой модели в успешной социализации дошкольников и старших школьников».
Публикация «Современные подходы к оптимизации партнерских отношений ДОУ и школы как открытой модели в успешной социализации дошкольников» размещена в разделах
Проект был нацелен на создание модели сотрудничества детского сада и школы в контексте успешной социализации дошкольников и формирования мотивации к выбору педагогической деятельности у обучающихся школы. На сегодняшний день закончен, но работу по данному направлению продолжаем, планируя расширить его, включив еще новые формы. И вот нашим положительным опытом сегодня я хотела бы поделиться с вами.
3 СЛАЙД В связи с разработкой концепции непрерывного образования слово «преемственность» приобрело новую актуальность. И мы также задумались о новых формах и подходах в организации преемственности с нашей школой.
Проект, который мы разработали, был направлен на решение двух проблем: помочь дошкольникам быстрее социализироваться к будущей взрослой жизни (обучение в школе) и помочь учащимся старших классов, решить проблему преодоления страхов перед профессией «педагог», адаптировать их к образовательной деятельности в ДОО.
СЛАЙД 4
Основная идея проекта заключается в современном подходе к взаимодействию учреждений;
во включении в образовательный процесс детского сада учащихся старшего звена школы; во внедрение новых инновационных форм работы
СЛАЙД 5
В процессе моего рассказа, я буду очень часто обращаться к технологии эффективной социализации Н. П. Гришаевой. Это те технологии, которые используются в рамках реализации нашей комплексной программы и помогают решить большое количество задач по формированию социально-коммуникативных навыков воспитанников.
На слайде представлены те технологии, которые мы использовали при взаимодействии всех участников проекта.
СЛАЙД 6
Целевыми группами нашего проекта являются педагоги начального звена школы, учащиеся старших классов школы № 30 и педагоги и воспитанники нашего детского сада. В начале нашей деятельности мы познакомили учителей начальных классов с целевыми ориентирами, т. е., социально-нормативными возрастными характеристиками возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, с содержанием работы педагогов-дошкольников, а также с технологиями, применяемыми воспитателями с детьми в образовательном процессе.
На слайде Вам представлен мастер-класс по знакомству с технологиями эффективной социализации, где происходил обмен опытом педагогов-дошкольников с учителями. В конце мероприятия была проведена дискуссия о возможности использования данных технологий в школе.
СЛАЙД 7-8
Следующим в нашей работе стало взаимодействие с старшеклассниками.
Мы провели встречу с учащимися 8-10 классов в школе, и познакомили с содержанием нашей работы, пригласив к сотрудничеству желающих.
Прежде чем включить старших ребят в образовательный процесс, с ними были проведены мероприятия по знакомству с особенностями педагогической работы с дошкольниками, основными правилами, методами и приемами взаимодействия).
Введение старших школьников в профессию «педагог» происходило на семинарах-практикумах, мастер-классах, которые организовывали воспитатели и узкие специалисты ДОУ. Организация и проведение педагогами детского сада обучающих мастер-классов для учеников происходило в ДОУ раз в месяц.
На мастер-классах педагоги детского сада знакомили ребят с новыми современными образовательными и игровыми технологиями, используемыми в работе с детьми, чтобы впоследствии школьники могли их использовать в играх с дошкольниками.
СЛАЙД 9
«Клубные часы»
Участие старшеклассников в образовательной деятельности с детьми происходило еженедельно, по пятницам. Учащиеся организовывали деятельность с дошкольниками, используя технологии эффективной социализации Н. П Гришаевой (Клубный час, проблемная педагогическая ситуация, квест -игра, итоговые праздники т. д.).
Педагоги детского сада оказывали учащимся школы помощь в подготовке мероприятий, сценариев, материала, они включались в образовательный процесс в качестве участников. Старшие ребята, в свою очередь старались, чтобы каждый ребенок ушел с работой, изготовленной самостоятельно и продумывают организацию детей так, чтобы и дети среднего возраста справились и старшие не заскучали.
СЛАЙД 10
На слайдах представлены разнообразные виды деятельности с детьми, включая и музыкальное и физическое развитие.
Ребята продумывали спортивные эстафеты, игры, девочки танцевальные флешмобы и музыкальные разминки.
СЛАЙД 11-12
Во время свободных клубных часов, ребята организовывали и включались в свободные игры детей
Во время тематических Клубных часах ребята продумывали содержание Коллективных игр на одну тему. Например, Вы видите коллективную игру «Путешествие по морю» во всех группах
СЛАЙД 13
Тематические «Клубные часы» включены в ситуацию месяца. Виды деятельности также определяются педагогами и учениками совместно. Например, ко Дню Земли в детском саду был организован Клубный час с проведением опытов и экспериментов. Школьники (при помощи педагогов) продумывали содержание этих опытов и сами организовывали с детьми данную деятельность. Ученики организовывают деятельность с детьми, предварительно договариваясь между собой, кто и что будет проводить, готовить к мероприятию.
СЛАЙД 14
Ежегодно в мае старшие дети организуют совместно с педагогами ДОУ Квест -игру на территории детского сада. Игра проходит очень ярко, с включением героев, музыки и подвижных игр, которые организуют старшие дети. При проведении квеста, школьники разбиваются по двое и отвечают каждый за свой участок, на котором дети должны пройти определенное испытание. Также школьники являются и героями этого квеста.
При общении с детьми они поддерживают их во всех начинаниях, вселяют в них уверенность в своих силах, помогают стеснительным и неуверенным в себе детям раскрыться, включают их в деятельность, оказывая поддержку и помощь при необходимости. Дошкольники не чувствуют с ними возрастной барьер и с удовольствием включаются во все мероприятия. Ребята вместе с детьми, играют, превращаются в разнообразных героев, танцуют, экспериментируют.
И очень приятно услышать на рефлексии от школьников благодарность о том, что наши дети воспитанные и уважительно относятся к старшим товарищам, что они выполняют правила, принятые в группе, убирают за собой игрушки. Чего старшие ребята почему-то не ожидали.
В школе старшеклассники делились впечатлениями об участии в проекте
Отчеты о проведенных мероприятиях, реализованных проектах, освещались в школе на заседаниях детской организации Next («следующий», в которую входят ученики 5-11 классов. Ученики работают в разнообразных направлениях, одним из которых является профориентация. Также волонтеры отчитывались, о своей работе 1 раз в месяц, на тематических вечерах.
СЛАЙД 16 Транслирование опыта работы
Видеоролики с материалами совместных мероприятий дошкольников и учеников школы
Видеофильм «Виртуальная экскурсия в школу» (Экскурсоводами стали старшие школьники).
Для городского методического объединения снят видеофильм совместного семинара-практикума педагогов детского сада и школы по знакомству с технологиями эффективной социализации детей;
Сборники материалов встреч
Выступление на городском методическом объединении для старших воспитателей г. Новороссийска
Публикация статьи по теме: в городском практическом журнале для педагогов
Победа на муниципальном этапе краевого конкурса «Инновационный поиск-2018», участие к краевой этапе конкурса;
Выступление в краевом семинаре с мастер-классом
Наиболее значимые результаты, которых мы добились в результате реализации нашего проекта:
У воспитанников ДОУ:
- повысился уровень социально-коммуникативных навыков, а также уровень умений бесконфликтного взаимодействия со сверстниками и старшими детьми;
- повысился уровень развития способностей к принятию собственных решений, самостоятельности. Навыки саморегуляции заметно улучшились.
У школьников :
- появилась заинтересованность к профессии «педагог»;
- изменилось отношение к детям дошкольного возраста и изменился стиль общения с детьми с учетом уважения к личности дошкольников;.
Трое выпускников выбрали профессию «педагог».
У педагогов:
- повысился уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ и СОШ;
Хочется сказать и об обратной связи с школьниками :
Старшие ребята организовали экскурсии для дошкольников в школе : экскурсия в Музей «Патриот», экскурсия в школу. Подготовили и сняли виртуальную экскурсию по школе. И на этом наши планы не заканчиваются. Мы надеемся на другие виртуальные экскурсии в рамках ранней профориентации. На данный момент мы не можем осуществлять тесное взаимодействие с ребятами, но у нас есть идеи по поводу нашего нового проекта: «Походы с детьми», где ребята школьники могут к нам присоединиться и принять участие в его реализации.