Папки-передвижки

Современные педагогические технологии ИКТ как фактор достижения успешного обучения

Оксана Логвиновская
Современные педагогические технологии ИКТ как фактор достижения успешного обучения
▼ Скачать + Заказать документы

Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Публикация «Современные педагогические технологии ИКТ как фактор достижения успешного обучения» размещена в разделах

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Каковы же основные направления развития ИКТ?

1. Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры – «игрушки» : развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».

Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Основные фирмы производители развивающих и обучающих компьютерных игр – компания «Новый диск», «Медиа Хауз», а также «Alisa Studio» и фирма «1С».

2. ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.

3. Разработка технологии с включением ИКТ которая базируется на комплексных (интегрированных) занятиях (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание). Занятия включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе ФГТ.

4. ИКТ как средство АСУ. Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов, медиков. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению границ образовательного пространства за счет активного включения родителей и детей, не посещающих детский сад.

Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования.

• При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.

• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.

• Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов : необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.

В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л. Н., Волосовец Т. В., Веракса Н. Е., Дорофеева Э. М., Комарова Т. С., Алиева Т. И., Комарова И. И., Белая К. Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Учеными отмечается развивающая роль компьютерно-игрового комплекса в детском саду в работе с детьми начиная с пяти лет. Подчеркивается, что как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка». Мы придерживаемся как раз этой позиции. Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников. Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г. А. Репина, Л. А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ – это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента воспитательно-образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГТ. Преимущества данных образовательных комплексов в том, что они включают в себя средства для образования, воспитания и развития детей, позволяют эффективно проводить мониторинг усвоения образовательной программы.

Использования образовательных комплексов в ДОУ возможно при соответствующем техническом оснащении :

1. В ДОУ создан компьютерно-игровой комплекс (КИК). В этом случае каждый ребенок играет один на один с компьютерным персонажем. Педагог только сторонний наблюдатель и помощник. Взаимодействие между детьми возможно лишь при имеющейся локальной сети и подсоединению к скоростному Интернету. Этот вариант представляет оптимальные возможности для проведения мониторинговых срезов, индивидуальной диагностики. При наличии принтера, либо в виде электронного портфолио ребенок может представить другим детям и родителям свои достижения.

2. Использование ноутбука с подгруппой детей. Анимация, видео, аудиоряд помогают педагогу мотивировать детей к деятельности. Дети высказывают предположения и проверяют их, используя мышку, в порядке очереди, либо согласно принятого в группе правила. Таким образом, дошкольники привыкают соблюдать правила, ошибаться и проверять различные варианты. Педагог выступает полноправным партнером детей по игре, не оценивает детей (действия детей направляет и оценивает компьютерный персонаж).

3. Использование компьютера и монитора большого размера, либо ноутбука и ЖК- телевизора. В этом случае возможна демонстрация на экране монитора тематической презентации, либо игрового средства. Во втором случае дети старшего возраста могут поочередно, с помощью мышки, участвовать в игре. Детям младшего и среднего возраста в игре предлагается выбор из нескольких вариантов. Правильность ответа проверяет сам воспитатель, нажимая мышкой на картинку (объект).

4. Использование ноутбука (компьютера, проектора и экрана. Действие аналогично варианту предложенному выше. В случае если проектор не имеет потолочного крепления, то может представлять неудобства и опасность для свободного передвижения детей. В случае потолочного крепления такой вариант удобен и эффектен для использования в музыкальном зале для демонстрации картинного ряда, но следует учесть, что качество изображения на экране гораздо ниже, чем на экране ЖК - телевизора.

5. Наличие в ДОУ виртуальной студии (й). Под виртуальной студией мы понимаем помещение, оснащенное аудиовизуальной техникой : ноутбуком (компьютером, проектором, интерактивной доской (для дошкольников необходима доска, действующая по нажатию пальцем, а не маркером). В настоящее время разработаны доски, реагирующие одновременно не на одно, а на два или три нажатия. Благодаря этому у доски могут работать одновременно три ребенка. В виртуальной студии предусмотрено потолочное крепление проектора, т. е. провода от технических средств недоступны детям, в помещении можно не только действовать на интерактивной доске, но и сочетать с продуктивной, двигательной деятельностью. Интерактивная доска в ДОУ открывает новые возможности для организации совместной деятельности детей и педагога. Коллективное участие детей в игре способствует развитию коммуникативных и социальных навыков: помогает детям преодолеть свой эгоцентризм, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, принимать собственные самостоятельные решения, делать осознанный выбор. Интерактивная доска по своему прямому назначению может использоваться только с подгруппой детей, как визуальное средство – со всей группой дошкольников. Современные проекторы позволяют поддерживать очень хорошее качество изображения. Благодаря красочной анимации, динамичности сюжета, интересным заданиям игра позволяет включить в мыслительную деятельность всю подгруппу детей, действовать же на доске дети выходят по очереди или согласно другому принятому в группе правилу.

6. Наличие в ДОУ единого информационно-развивающего пространства. Другими словами, в этом случае все компьютеры ДОУ, предназначенные для работы с детьми, соединены в локальную сеть. Таким образом, все электронные образовательные средства доступны любому педагогу ДОУ и систематически могут им использоваться в повседневной работе.

Решение проблемы технического оснащения ДОУ позволяет не только оптимально решать воспитательно-образовательные задачи, но и отработать систему мониторинга за развитием ребенка и освоением им образовательной программы, осуществить индивидуальный маршрут развития.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.

Представляем вниманию педагогов детских садов конспекты открытых занятий по рассматриваемой проблеме. Надеемся, что они будут полезны воспитателям при подготовке к аттестации. Каждый конспект включает варианты использования ЭОР ( электронных образовательных ресурсов: лицензионных и авторских)

Современные педагогические технологии, используемые учителем для обучения детей дошкольного возраста по УМК «Предшкола нового поколения».

Современный этап предшкольной подготовки требует поиска новых образовательных технологий, обеспечивающих дифференциацию, гибкость и вариативность содержания образования. Необходимость их использования в условиях реформирования системы образования объясняется тем, что технологии могут способствовать совершенствованию учебного процесса и достижению результатов в кратчайшие сроки.

Программа «Предшкола нового поколения» разработана на основе комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста» и нацеливает педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе. Эта программа полностью соответствует новым образовательным стандартам. Программа состоит из двух разделов «Здоровье и физическая культура»и «Развитие».

Содержание УМК, реализующее идеи парциональных программ, адекватно возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста предусматривает разные виды деятельности ребенка (различные игры, рисование, конструирование, экспериментирование, спортивные мероприятия и т. д.).

Одной из важных особенностей этого комплекта является то, что учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. Развитие личности ребенка, его творческих способностей, интереса к учению, формированию и умению учиться - вот основные задачи курса.

Наиболее важное значение имеет игра для развития личности ребенка, так как именно в игре происходят важнейшие изменения в психики ребенка, закладывается основа его отношений с окружающим миром.

Итак, одной из самой современной педагогической технологии является – игровая технология. В современной системе образования игровая деятельность используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы, в качестве урока или в его части. Так, например в УМК Предшкола нового поколения начальные представления ребенка о математике и родном языке, об окружающем мире и художественной культуре будут складываться но основе интегрированных знаний, в единой коммуникативной – игровой среде. Учиться с удовольствием ребенку помогают сквозные герои волшебной сказки - белый барсучонок- Кронтик и его друзья. УМК. Предшкола нового поколения для использования игровых педагогических технологий включает достаточно обширную группу методов и приемов организации процесса обучения. Весь процесс обучения складывается не на «Я УЧУ», а на «Я СОПРОВОЖДАЮ И НАПРАВЛЯЮ».Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ребенку быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях. Так, например при обучении сенсорных эталонов и математических представлений по учебнику «Кронтик учится считать»Р. Г. Чураковой через занятия с такими темами, как «Болит и игра в прятки», «Загадки», «Загадки про пуговицы» ребята через игровые технологии усваивают такие понятия, как коллективизм, умение договариваться друг с другом в игре, радоваться успехам.

Так например, по теме «Кронтик приглашает друзей в гости» выбор игры зависит от того какие ребята и что им необходимо, т. к. присутствует коллективная игра, а тема урока учит правилам коллективной игре.

- Чур, гоночный велосипед мой! И шлем! И кроссовки! И наколенники! И налокотники! И пара перчаток тоже моя! – закричал Миша.

- Хорошо, - грустно вздохнул Кронтик, – бери гоночный велосипед, шлем, наколенники, две перчатки, пару кроссовок и налокотники. Я возьму детский велосипед. Но на следующей странице я выбираю первым! – решительно заявил Кронтик.

Типология педагогических игр обширна. Существует три большие группы:

1. группы с «готовыми «жесткими правилами;

2. игры «вольные»,правила которые устанавливаются по ходу игровых действий;

3. игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Большинству игр присущи четыре главные черты, о которых забывать нельзя:

- свободно развивающая деятельность, предпринимая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата;

-творческий в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности;

-эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;

Так на занятия по окружающему миру ребята сталкиваются с нормами общения со сверстниками и взрослыми. Это просматривается, например, на шестом занятии тема: «Почему Маша обиделась на Мишу?» Оказывается, младший брат играл не по-честному, а обманул сестру, спрятав конфету. Дети рассуждают и приходят к выводу, что так делать нельзя. А вопрос: «А вы, ребята, умеете честно играть?» заставляет их рефлексировать, оценить самих себя. Главным компонентом в воспитательном –образовательном процессе форма реализации педагогических воздействий являются занятия, где происходит непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Использование игровых технологий активизирует воспитанников, повышает познавательный интерес,вызывает эмоциональный подъем, способствующий возникновению творчеству. Так, например, по учебнику «Кронтик учится рисовать фигуры» по теме: «Про все вокруг» дети знакомятся с новыми понятиями: гербарий, ботанический сад. С помощью творчества и игровых технологий происходит осознание этих понятий и, проявляя творчество как соревнование создают общий гербарий, а самое главное находят сами отличительные особенности формы листа подорожника. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Внедрение новых форм работы с родителями — фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Игровые технологии в ДОУ. Педагогические игры по виду деятельности Педагогические игры по виду деятельности"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. " В. А. Сухомлинский Игра - одна.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Наглядные пособия для успешного обучения дошкольников чувству ритма и игре на металлофонеНаглядные пособия для успешного обучения дошкольников чувству ритма и игре на металлофоне Наглядные пособия для успешного обучения дошкольников чувству ритма и игре на металлофоне Цель: развитие чувства ритма и понимания ритмической.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Современные технологии обучения детей с ОВЗ Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Современные технологии обучения детей с ОВЗ». Актуальность проблемы применения.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые мной в ДОУ 1. Физминутки (во время образовательной деятельности, в течении 2-5 минут, по мере утомляемости детей). Рекомендуются в качестве профилактики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные педагогические технологии ИКТ как фактор достижения успешного обучения
Опубликовано: 18 марта 2023 в 09:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные педагогические технологии ИКТ как фактор достижения успешного обучения» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Логвиновская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД