Елена Михалкина
Современные образовательные Интернет-технологии как инструмент самообразования музыкальных руководителей ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный руководитель ДОО – профессия, включающая многие умения: музыканта, педагога, организатора, сценариста, режиссера.
Карьерный рост музыкального руководителя зависит от его профессиональных целей, планов, индивидуальных особенностей.
Публикация «Современные образовательные Интернет-технологии как инструмент самообразования музыкальных руководителей ДОО» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
К музыкальному руководителю дошкольного учреждения предъявляются повышенные требования, поскольку применяемые им педагогические технологии, методы, коммуникативные способности должны быть эталоном для детей, коллег, родителей, окружающих. Поэтому непрерывное образование, включающее и самообразование, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня музыкального руководителя.
Источники самообразования :
• Телевидение.
• Газеты, журналы.
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
• Интернет.
• Видео, аудио информация на различных носителях.
• Платные курсы.
• Семинары и конференции.
• Мастер-классы.
• Мероприятия по обмену опытом.
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.
• Курсы повышения квалификации.
• Путешествия.
Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?
• Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации.
• Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами.
• Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести педагогическую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой.
• Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых педагогу в работе.
• Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы педагога в процессе самообразования.
Имидж современного музыкального руководителя немыслим без знания им информационных компьютерных технологий.
А когда педагогом приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
Таким образом, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует музыкальный руководитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
1. Медиасредства как инструмент самообразования педагога.
Термин «медиа» происходит от латинского «medium» (средство, посредник, «media» (средства, посредники) - обозначают технические средства создания, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между автором сообщения и массовой аудиторией, и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК - средства массовой коммуникации.
Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления (способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты, навыков самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, и т. д.
Некоторые особенности применения этих технических средств в образовательной среде можно вывести уже на основе самого понимания сущности электронных медиа, которую составляют следующие качества:
• интерактивность, или диалог – это взаимодействие (от англ.);
• мультимедийность – представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных формах;
• способность к моделированию – прежде всего это моделирование реальных объектов и процессов с целью их исследования;
• коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль за состоянием процесса; все это достигается путем объединения компьютеров в глобальные и локальные сети;
• производительность, то есть автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени.
Медиа технологии являются исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных видов наглядной учебной информации.
Отсюда понятна важность интенсивного развития медиаобразования в нашем медиатизированном мире, которое сегодня уже никем не оспаривается.
В социально-педагогическом плане медиа можно классифицировать по следующим критериям:
• месту использования (индивидуальные, групповые, массовые, домашние, рабочие и др.);
• содержанию информации (идеологические, политические, нравственно-воспитательные, познавательно-обучающие, эстетические, экологические, экономические);
• функциям и целям использования (получение информации, образование, общение, решение бытовых проблем, развлечение, социальное управление);
• результату воздействия на личность (развитие кругозора, самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, регуляция состояния, социализация).
«Медиаобразование – процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» (А. В. Федоров).
Человек, владеющий медиакультурной грамотностью, медиасредствами, получает неограниченный доступ к мировым информационным ресурсам.
Информационная компетентность определяется как способность педагогов использовать информационные технологии для доступа к информации, ее идентификации, организации, обработки, оценки, а также ее создания и передачи.
Медиасредства как инструмент самообразования педагога представляют высшую форму индивидуализированного обучения.
В соответствии с обновлённой должностной инструкцией музыкального руководителя ДОО музыкальный руководитель должен знать :
• современные образовательные музыкальные технологии;
• основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами.
В практике работы музыкального руководителя ДОО использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством повышения качества его самообразования.
2. Виды современных образовательных Интернет-технологий.
На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение.
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещё проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.
Новые перспективы информатизации образования :
*Системы мобильного обучения (m-learning) и мобильного тестирования.
*Телеконференции и видеоконференции.
*Дистанционное, интерактивное обучение в сети.
*Цифровые образовательные ресурсы.
Система дистанционного обучения – это комплекс методов и технических средств, который предлагается для проведения дистанционного обучения.
Заключение
Конечно, использование медиа - технологий в образовании не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого мероприятия, характер материала, возможности педагогов. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
С нашей точки зрения, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом мы советуем получать только в том случае, если по каким-то причинам (пространственным, временным или денежным) вам недоступен традиционный вариант обучения. А вот в дальнейшем предпочтение вполне можно отдать дистанционным формам. Они очень эффективны в сфере дополнительного образования или повышения квалификации, потому что обучаемый уже получил азы профессии и многое знает из очной формы обучения.
Дистанционное обучение актуально. Число потенциальных обучаемых составляет 3-4 млн. в год, которые проходят курсы дистанционного обучения, повышает свою квалификацию, получает второе или дополнительное образование за небольшой промежуток времени.
По критериям формирования знаний, умений и навыков технология дистанционного обучения значительно превосходит по качественным параметрам заочную форму обучения. К тому же программы дистанционного обучения гораздо дешевле, чем традиционное образование.
Библиографический список
Аствацатуров Г. О. Дизайн мультимедийного урока. Волгоград. Издательство «Учитель», 2009.
Волков В. Современные мультимедиа. Компьютер-инфо. 9-99, стр. 21-27.
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для высш. учеб. заведений, М. «Академия», 2008.
Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании : аналитический обзор / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М., 2011.
Кейс-технология в современном образовании. И. А. Шабанова, С. В. Ковалёва. Томский государственный педагогический университет.
Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова — М., 2011. С. 128
Лобашев В. Д. Case-технологии в профессиональном образовании // Методист. – 2005. – № 2. – С. 57–60.
Михайлова Е. А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса // Маркетинг. – 1999. –№ 5. – С. 113–120.