Татьяна Иванова
Современные образовательные технологии на уроках изобразительного искусства. Правополушарное рисование
▼ Скачать + Заказать документы
История свидетельствует, что на протяжении тысячелетий художественное образование являлось двигателем в развитии общества, его образованности, духовного и культурного потенциала.
Сегодня многие дети занимаются творчеством, интересуются изобразительным искусством, любят рисовать. Ими движет страстное желание познать окружающий мир и передать его красоту в своих рисунках. Умение рисовать – это такая способность, которую трудно переоценить.
Публикация «Современные образовательные технологии на уроках изобразительного искусства, Правополушарное рисование» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Правополушарное рисование
- Рисование. Все материалы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
«Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат писать, превзошла бы скоро все остальные страны во всех искусствах», - утверждал французский философ Д. Дидро.
Приходя на урок изобразительного искусства, который по учебному плану реализуется в школе 1 час в неделю, я понимаю, что за это отведенное мне время в классе из 25-30 человек я вряд ли выращу и воспитаю плеяду художников. Но я и не ставлю перед собой такой задачи. В первую очередь я серьезно задумываюсь над тем, как развить заложенные в ребенке творческие, художественные способности.
Цель уроков ИЗО и занятий художественно-эстетического направления - раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. Для реализации поставленной цели на уроках и внеурочных занятиях используются различные художественные материалы и техники, внедряются в образовательный процесс новые технологии, такие как:
- личностно-ориентированное обучение
- игровые технологии
- метод проектов
- обучение в сотрудничестве
- индивидуальное и дифференцированное обучение и др.
Все большей популярностью в современном мире пользуются нетрадиционные методики по развитию творческих талантов. Сегодня мне хотелось бы остановиться более подробно на инновационной методике - методике правополушарного рисования, которое позволяет научиться рисовать за короткое время.
Что же это за методика?
Как известно, наш мозг имеет два полушария, каждое из которых выполняет свои функции.
Левое полушарие отвечает за логику, разумный подход, критичный взгляд на вещи. Именно здесь «хранятся» все наши правила, стереотипное восприятие и рациональная оценка.
Правое же полушарие – это наше творческое восприятие жизни, когда мы мыслим не только фактами, но и образами. Здесь все, что помогает мыслить креативно. Развитие именно правого полушария открывает для юного художника новые возможности, ведь оно отвечает за все то, что делает жизнь яркой, неповторимой и насыщенной.
Целью правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Ведь, что получается? Ребенок, приходя на урок рисования, хочет получить результат от своей работы. Результат в виде качественного рисунка. И очень часто он этот результат не получает. Если нет результата, пропадает вдохновение, ребенок зажимается, появляется неуверенность. И чем старше ребенок становится, тем больше становятся комплексы, и теряется интерес к творческой деятельности.
Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы.
Оно спонтанное, построенное на непосредственном восприятии натуры в целом. Рисование ведется от детали к целому.
Основоположницей метода правополушарного рисования считается американская художница Бетти Эдвардс. Именно она разработала специальные упражнения, которые помогают переходить в так называемый «П-режим». Во время такого режима работа левого полушария на время подавляется, благодаря чему человек может, не анализируя, сразу переносить свое видение объекта на лист бумаги. Отключается оценка, вы не думаете, а как это должно выглядеть, вы просто рисуете.
Данная методика получили широкую известность во всем мире, и сегодня каждый художник уже имеет свои наработки в технике правополушарного рисования. К таким упражнениям относятся, например, рисование пальцами или рисование с игнорированием границ листа, преобразование кляксы в какой-то образ.
Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменение восприятия мира, ломаются стереотипы. Формируется отношение к жизни как к творчеству, и развивается интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария и ребенок, не обращая внимания на логику, переносит на бумагу свое видение предмета. Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно.
Они рисуют спонтанно, следуя своему представлению, как должен выглядеть объект.
Нередко это очень красиво, художественно, эмоционально. Этот подход имеет право быть, как и академический.
Обучение рисованию проводится не для того, чтобы стать выдающимся художником (хотя это тоже не исключается, а для того, чтобы быть гармоничной личностью, чтобы раскрыть весь потенциал, заложенный в человеке природой.
Что дает правополушарное рисование?
• Убирают барьеры «я не смогу», «у меня не получиться».
• Полностью раскрывает "спящие" творческие способности.
Если ребенок будет учиться рисовать по данному методу, то гарантирована гармонизация работы обоих полушарий.
Еще один замечательный плюс правополушарного рисования в воспитании детей – это отличный способ отвлечения ребенка от телевизора и компьютера.
Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает эффективную работу мозга.
Применение методов по правополушарному рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, что помогает раскрытию творческого потенциала ребенка.