Наталья Жук
Современные образовательные ресурсы в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Изографическое моделирование - образовательный ресурс в работе с детьми с ОВЗ.
Всё большее количество детей с различными нарушениями приходят в самые обычные группы самых неспециальных детских садов. Эти нарушения проявляются у них в несформированности когнитивной и/или в эмоциональной сфере, в недоразвитии речевых функций, а так же в проблемах двигательных функций. Поэтому перед педагогами стоит задача в выборе и подборе таких образовательных технологий, методов, которые позволят ребенку освоить основную общеобразовательную программу дошкольного образования, обеспечат процесс коррекции имеющихся у детей недостатков.
Темочки:
К числу важнейших задач работы с нормативно развивающимися детьми и детьми с ОВЗ относится формирование у них связной монологической речи. Характерными особенностями речи многих детей являются нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, у детей нарушена фонетическая и грамматическая сторона речи, они затрудняются рассказывать о событиях окружающей жизни. И здесь педагогу придет на помощь технология изографического моделирования.
Под изографическим моделированием понимается использование графических моделей—рисунков в заданном коррекционном контексте. По мнению ряда специалистов, использование предметно—схематичных моделей облегчает процесс освоения связной речи. Создаваемые модели передают строение рассказа, последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов.
Изографические модели (изографы) ребенок выполняет самостоятельно после пояснений (подсказок) педагога. Рисунки ребенка схематичны, недетализированы, могут выглядеть условно и символично, могут включать стилизованные изображения реальных предметов, ключевых слов, основных частей рассказа, сказки, фразеологических оборотов. Графика ребенка не претендует на качество и техничность исполнения. Предлагаемое направление интересно тем, что не требует как такового подготовительного обучения ребенка. Моторная неловкость, ограниченные возможности в изображении простых предметов у дошкольников с ОВЗ при правильном руководстве не влияют на качество изложения. И даже совершенно неразборчивый на первый взгляд рисунок хорошо «читаем» ребенком.
Наглядность и образность, а часто и красочность собственного произведения влияют на эмоциональную сферу ребенка: возникновение под карандашом изображения доставляет ему удовольствие, что повышает тонус мозга и облегчает протекание ассоциативных процессов. Мышечные ощущения усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое. Взаимодействие изографических рисунков самого ребенка и речевого сопровождения способствует формированию наглядно-образного мышления и его последующей взаимосвязи с вербально-логическим.
На психофизиологическом уровне это способствует развитию и координации работы двух полушарий головного мозга: левого, преимущественно вербального, и правого, преимущественно образного.
Использование метода изографического моделирования способствует устойчивому сохранению в памяти ребенка содержания текста, схематизм изображения позволяет выдержать логическую последовательность повествования, рассуждения, умозаключения.