Юлия Уразбахтина
Современные концепции воспитания личности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений. В воспитании идет своего рода "воспроизводство" себе подобных людей.
Воспитание — это процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека.
Публикация «Современные концепции воспитания личности» размещена в разделах
Соотношение обучения и воспитания - фундаментальная педагогическая проблема. Воспитание выступает как сознательная специально организованная деятельность воспитателя, обеспечивающая формирование определенных качеств развивающейся личности.
Воспитание — это уже исторически сложившаяся педагогическая категория. С ее помощью наука и практика объясняют, каким образом внешняя среда влияет на развитие человека.
Концепцией воспитания называют более или менее цельное представление об основных компонентах воспитания : целях, содержании, методах, средствах, формах.
1) Концепции, ориентированные на коллективное воспитание (И. А. Зимняя, В. А. Караковский, З. А. Малькова, Л. И. Новикова и др.). Основаны на общественных ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования систем воспитания. Воспитание здесь рассматривается как управление развитием личности в социуме, коллективе. При этом смысл изменений заключается в создании системы воспитания, обеспечивающей единство социализации, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития.
2) Концепции социального воспитания (Б. П. Битинас, В. А. Бочарова, А. В. Мудрик, Г. Н. Филонов, М. И. Шилова и др.). Основаны на идеях системно-социального проектирования. Воспитание при этом рассматривается как социальный процесс, складывающийся из целенаправленных влияний на деятельность и поведение человека и всех воспитательных институтов общества. Цель воспитания заключается в социализации, усвоении личностного социального опыта, а смысл изменений состоит в создании эффективной воспитательной среды, в обеспечении единства воспитательного влияния различных социальных субъектов воспитания.
3) Личностно-ориентированные культурологические концепции (Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, В. В. Сериков, Е. Ш. Ямбург и др.). Осонованы на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, а также идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации воспитания. Сущность воспитания в этих концепциях заключается в воспитании человека культуры и нравственной личности. Предполагаемые изменения состоят в переориентации воспитания на жизненные проблемы учащихся, ценностно-смысловое развитие личности, педагогическую поддержку индивидуальности, создание культуросообразной среды воспитания, проектирование вариативных личностно-ориентированных стратегий воспитания.
4) Личностно-ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания (С. В. Кульневич, Н. М. Таланчук и др.). Основаны на идеях синергетического подхода. В этих концепциях воспитание рассматривается как процесс творческого решения жизненных проблем на основе их понимания учащимися и педагогами, осознанного выбора и ответственности. Сущность предполагаемых изменений связывается с переориентацией педагогов на работу с личностными структурами сознания учащихся, педагогическую поддержку способностей к ответственному выбору и самоорганизации.
5. Системное построение процесса воспитания (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова). Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем – создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности.
6. Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка (М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, М. А. Ковальчук, С. Л. Паладьев, В. Б. Успенский и др.). Воспитание – педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека (через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении и практической деятельности).
7. Формирование образа жизни, достойной Человека (Н. Е. Щуркова). Воспитание – целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
8. Воспитание на основе потребностей человека (В. П. Созонов).
Воспитание трактуется как деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: 1) в творческой деятельности; 2) быть здоровым; 3) в защищенности, безопасности; 4) в уважении, признании, необходимом социальном статусе; 5) в смысле жизни; 6) в самореализации (самоосуществлении); 7) в удовольствии, наслаждении.
9. Воспитание ребенка как человека культуры (Е. В. Бондаревская).
Воспитание – процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъективности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.
10. Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития (О. С. Газман, Т. В. Анохина, В. П. Бедерханова, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова, С. Д. Поляков, С. М. Юсфин, В. М. Лизинский). Воспитание – специально организованный процесс предъявления социально-одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Обучение – передача и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Педагогическая поддержка – превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
11. Самовоспитание школьников (Г. К. Селевко). Самовоспитание – процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.
4. Список использованной литературы
1. Безрукова, В. С. Педагогика: Учебное пособие / В. С. Безрукова. - Рн/ Д: Феникс, 2013. - 381 c
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
4. О воспитании. В. А. Сухомлинский. Москва, 1973 г.
5. Мандель, Б. Р. Педагогика: Учебное пособие / Б. Р. Мандель. - М. : Флинта, 2014. - 288 c.