Светлана Погнерыбко
Современные исследования использования коррекционных занятий в формировании произвольного внимания
▼ Скачать + Заказать документы
Современные исследования А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой показывают, что нет необучаемых детей, даже с сильнейшими отклонениями дошкольники способны к обучению при помощи специальных методов, приемов и средств обучения.
По убеждению А. М. Гольберга «Ни один, даже самый совершенный прием не даст желаемых результатов, если он не отвечает возможностям именно тех детей, к которым он применяется»
Публикация «Современные исследования использования коррекционных занятий в формировании произвольного внимания» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
При проведении коррекционных занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать их психические особенности развития, но это не значит подчиняться им. Занятия должны рассчитываться на преодоление особенностей развития, которые изначально резко проявляются, но в ходе организованного обучения сглаживаются.
Л. В. Кузнецова отмечает, что дети с нарушенным интеллектом способны к развитию, которое осуществляется замедленно, с резкими отклонениями от нормы, но представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность.
Внимание ребенка всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: он всматривается, вслушивается, отгадывает загадку, рисует, играет и т. д.
Один из первых отечественных психологов Л. С. Выготский исследовал внимание у детей. Каждый человек в процессе своего развития с помощью общения с другими людьми овладевает исторически сложившимися способами организации своего собственного внимания. Первые этапы такого овладения приходится на 4-5ти летний возраст.
Л. С. Выготский описал в опыте с детьми, как это происходит. Детям в игровой форме, предлагалась найти орехи в чашках. Чашки были одинаковыми по форме, но накрывались разными картонками. Те чашки, в которых были орехи накрывались темно-серыми крышками, в которых не было орехов – светло-серыми. Если ребенок находил орехи, то забирал их себе, если нет – платил «штраф». Опыт продолжался 45 раз, при этом ребенок пользовался методом проб и ошибок, не замечая, что орехи только в чашках с темно-серыми крышками. При очередной неудаче, ребенок отказывался играть далее, отвечал, что орех, как ему кажется, переходит из одной чашки в другую. Тогда взрослый на его глазах кладет орех и накрывает темно-серой картонкой, при этом указывая на цвет крышки. Этого оказывается достаточно, чтобы привлечь внимание ребенка к нужному признаку. Руководствуясь этим признаком, ребенок говорит, что тут темнее крышка – значит орех здесь.
В организации произвольного внимания дошкольнику с нарушением интеллекта помогает речь. Детей младшего возраста 5-6 лет организует взрослый при помощи словесных инструкций, направляет внимание на предстоящую деятельность. Затем ребенок сам может использовать эти приемы для организации своего внимания.
Л. С. Выготский говорил, что детское внимание направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому «С этой точки зрения, - писал Л. С. Выготский, – всякое обучение возможно только поскольку, постольку оно опирается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует»
У дошкольников с нарушением интеллекта с раннего возраста не возникает активный познавательный интерес к предметам и явлениям окружающего мира, ориентировочно-исследовательская деятельность не развивается без специально организованных условий воспитания. Вот почему так важна роль занятий познавательного цикла считает М. Р. Хайдарпашич. Дошкольника с нарушением интеллекта следует учить играть, формировать интерес к окружающему миру и предметам, без обучения это приводит к возникновению у детей безразличного отношения к окружающему миру, отсутствию познавательной активности, формированию пассивной позиции к восприятию всего окружающего. С целью развития элементов произвольного внимания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью необходимо включать в занятия познавательного цикла упражнения и игры на развитие свойств внимания
По программе Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» в разделе познавательное развитие выделены направления коррекционно-педагогической работы, среди которых сенсорное воспитание и развитие внимания служат основой для развития у детей поисковых способов ориентировки: методов проб и примеривания. Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов – внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой – оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности – предметной, игровой, продуктивной, трудовой.
Работая с дошкольниками с нарушением интеллекта, применяют самые различные средства для того, чтобы привлечь и удержать их внимание на том объекте, который в данный момент является предметом рассмотрения. Постоянно используются яркие предметы и их изображения, краткие эмоционально-выразительные пояснения или вопросы, разыгрывание простейших ситуаций с привлечением игрушек и т. п. Продолжительность занятий весьма ограничена.
Психологические исследования, посвященные использованию различных средств наглядности, проведенными Л. В. Занковым, И. М. Соловьевым, Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой и другими показали, что использование наглядных пособий в коррекционном саду 8 вида имеет свою специфику, значительно отличающую его от массовых садов. Дети с нарушением интеллектуального развития больше, чем кто бы то ни было, нуждаются в том, чтобы объяснения педагога сочетались наглядным материалом.
При формировании познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта используется рациональное сочетание наглядных, словесных и практических методов, способствующих формированию общих интеллектуальных умений. В целом словесные методы не являются ведущими в ходе коррекционно-педагогической работы, поскольку требуют от ребенка достаточно высокого уровня речевой подготовки (речь как средство приема и передачи информации имеет недостаточность у большинства дошкольников с нарушением интеллекта).
При использовании словесных методов, следует соблюдать пошаговое предъявление инструкции. Для систематизации знаний и контроля над выполненной работой целесообразно в конце занятия проводить беседу. В беседе при опоре на побуждающие и направляющие вопросы дошкольники отслеживают последовательность произведенных на занятии действий, осознают и констатируют результат их выполнения в виде краткого самоотчета. Педагогическая оценка применяется в сочетании с итоговой беседой. Задействуется индивидуальная оценка, способствующая формированию умения осуществлять самоконтроль. Основными методами работы с дошкольниками с нарушением интеллекта являются наглядные и практические.
Все занятия по сенсорному воспитанию на первых годах обучения, по мнению Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой должны проводиться не просто в игровой форме, а игровым методом. Исходя из этого, для педагога цель занятия - научить детей сличать парные предметы в пределах двух. У дошкольников еще не сформированы ни познавательные интересы, ни учебная деятельность, им должна быть поставлена совсем другая задача - игровая. При этом деятельность детей должна быть организована так, чтобы в ходе ее выполнения ребенок обязательно научился сличать парные предметы. Для достижения этой цели можно провести игру «Найди свое место», детям раздать игрушки и точно такие же, парные, положить на стульчики. Дети «гуляют» со своими игрушками по комнате, маршируют под бубен. Дошкольникам сказать: «Ребята, сядьте на стульчик, на котором лежит такая же игрушка, как у вас в руках». Каждый ребенок ищет парную игрушку и находит по ней свой стульчик. Таким образом, для ребенка задача - найти свое место, а парная игрушка служит средством для достижения цели. Детям необходимо предложить игровую задачу, в которой достижение игрового результата ведет к усвоению программного материала
Занятия проходят в виде игры с дидактическими игрушками (матрешками, пирамидками, кубами-вкладками и др., дидактической игры, подвижной игры, игры с правилами, которая обеспечивает выделение свойств и отношений предметов. Ценность этих игр в том, по мнению Е. А. Стребелевой, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию предметов. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дошкольники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.). В занятиях могут быть использованы приемы, характерные для кукольного театра. Наряду с этим могут проводиться занятия с раздаточным материалом типа настольных игр, например, лото.
Таким образом, формы работы весьма многообразны и позволяют педагогу, опираясь на непроизвольное внимание детей, создавать у них положительное эмоциональное отношение к самим занятиям и к предметам, развивать элементы произвольного внимания