Лилия Димова
Использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педагогическом совете.
Воспитатель: Димова Л. И.
Тема: «Использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
1 слайд
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.
2 слайд
Публикация «Использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности. Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
3 слайд
При планировании образовательной деятельности по ФЭМП необходимо учитывать:
- Индивидуальные особенности ребенка. Ж. Ж. Руссо писал: «… чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро».
- Возрастные особенности детей. В младших группах программный материал усваивается, в основном, в разнообразной деятельности ребёнка и взрослого. В старших группах программный материал усложняется и требует целенаправленной, спланированной работы по ФЭМП.
- Эмоциональную готовность к обучению. Необходимо поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое и научится новому. Всегда есть за что похвалить ребенка. Одного – за то, что решил сложнейшую задачу, другого – за хорошее усвоение материала, третьего – за то, что был внимателен, активен на занятии.
4 слайд
Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей происходит через решение следующих познавательных задач: (см слайд)
Для решения данных познавательных задач необходима игра. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка:
• Игра - является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста
• Игра - является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств
• Все психологические новообразования берут начало в игре
• Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике
• Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов
5 слайд
1. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Предметные и словесные игры проводятся в совместной деятельности детей и взрослых: на занятиях по математике и вне их; настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения - образовательную, воспитательную и развивающую. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами;
2. Игры путешествие во времени;
3. Игры на ориентировки в пространстве;
4. Игры с геометрическими фигурами;
5. Игры на логическое мышление.
2. Сюжетно-ролевые игры являются одной из разновидностей сюжетно-дидактических игр. Сюжетно-ролевым, творческим играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Накапливается познавательный опыт, в том числе формируются и элементарные математические представления. Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение - дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности. В связи с этим решаются следующие задачи математического развития детей :
•
развитие эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием;
•
формирование системы математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы;
•
формирование приемов логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
•
развитие самостоятельности познания, поощрение проявлений творческой инициативы;
•
развитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации.
3. Широко используются в совместной деятельности художественное слово (стихи, потешки, загадки, сказки, задачи в стихах, задачи - шутки. Они не только вызывают интерес своим содержанием, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ, тренируют память, а также способствуют формированию у детей творческой активности, инициативы.
4. Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей мультимедийные презентации математических и логико-математических игр, электронные детские книги и энциклопедии.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:
• Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал по математике как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
• Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Отмечается, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.
• Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
• Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счет высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.
5. В подвижных играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. А обучает их этому воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в подвижных играх.
6 слайд
Огромное значение имеет создание развивающей среды. Свободно манипулируя предметами познавательного уголка, дети выбирают игры и игрушки, повторяя задания полученные во время образовательной деятельности.
Ребенок в любое время может самостоятельно, что-то измерить, взвесить, поиграть в любимую игру. (см фото слайд 7-8)
Слайд 9
Таким образом, можно сделать вывод, что игры, упражнения имеют огромный потенциал для развития у детей способностей математических, творческих и др. Такие игры не требуют много времени, в них можно играть где угодно и когда угодно. Используя различные дидактические игры, физкультминутки, подвижные игры, сюжетно – ролевой игры, игры-сказки, загадок (логических, математических, стихотворных, информационно-коммуникационные технологии (презентация, смарт-доска, музыкально-игровая книга, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным!
Поэтому я рекомендую воспитателям использовать игры в процессе обучения детей.