Наталья Чернышева
Современные интерактивные технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Современные интерактивные технологии.
Целевые ориентации.
• Активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся.
• Возбуждение внутреннего диалога у воспитанника.
• Обеспечение понимания при обмене информации.
• Индивидуализация педагогического взаимодействия.
• Достижение двусторонней связи (обмена информацией) воспитанника и воспитанника.
• Самой общей задачей учителя-ведущего в интерактивной технологии является поддержка, облегчение — направление и помощь процессу обмена информацией:
— выявление многообразия точек зрения;
— обращение к личному опыту участников;
Темочки:
— поддержка активности участников;
— соединение теории и практики;
— взаимообогащение опыта участников;
— облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
— поощрение творчества, фантазии участников.
Усвоение информации.
• Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
• Интерактивное общение способствует умственному развитию.
• При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю.
• Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной).
• Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений
Особенности интерактивных технологий обучения и воспитания.
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии обучаемых с учебным окружением.
Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта, причём речь идёт не просто о подключении наблюдений, жизненных впечатлений учащегося в качестве вспомогательного материала или иллюстративного дополнения.
Опыт учащегося — это центральный активатор учебного познания.
В традиционном обучении ведущий (учитель, тренер) играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном — роль помощника в работе, одного из факторов, активизирующих взаимо направленные потоки информации.
По сравнению с традиционным, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, задача ведущего — создать условия для их инициативы.
В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт ведущего, который не столько даёт готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Учитель (ведущий, тренер) выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях.
В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды.
В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т. д.
В роли организатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий.
В роли консультанта воспитатель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т. д.
В некоторых интерактивных технологиях ведущему не обязательно быть специалистом по данному предмету (более того, собственное мнение может даже помешать нейтральности обмена информацией).
Организация занятия.
Технология «Развитие критического мышления»
отличаются от занятий в традиционном обучении.
Воспитанники не сидят пассивно, слушая взрослого, а становятся главными действующими лицами занятия. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, обсуждают.
Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения
А. Г. Ривина — В. К. Дьяченко, так как основой её является работа воспитанников в динамических парах и микрогруппах.
Материал осваивается, повторяется, импровизируется, наконец, сочиняется.
При работе по модели «Зигзаг» группа делится на четвёрки, тройки, шестерки и т. д.
Каждый член подгруппы должен разобраться в задании, проявив фантазию, если не получается, тогда сверстники ему помогают.
Таким образом, каждая подгруппа работает наз своим заданием, а затем демонстрирует по-очереди.
Воспитаннику надо освоить свой материал, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно.
Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.
Роль учителя — в основном координирующая. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала.
Модели, рисунки, игры и т. п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей воспитанников.
Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовки к исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями.
Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.
Рекомендации руководителю занятия:
• постоянное движение к цели, без отклонения и отступления с одновременным использованием элемента внезапности, экспромта;
• соблюдение психологического равновесия между чрезмерно активными, разговорчивыми и пассивными, молчаливыми участниками дискуссии.
Общие принципы дискуссии: • равноправные субъект-субъектные отношения;
• позиция «Я — хороший, ты — хороший» (Э. Берн);
• позиция «Поймите меня правильно»;
• истина превыше всего;
• краткость — сестра таланта;
• уважение и дружелюбие при высказываниях.
Правила поведения в дискуссии:
— Я критикую идеи, а не людей.
— Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
— Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
— Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
— Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
— Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему
— Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов