Джульета Байкулова
Опыт работы «Современные формы работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные формы работы с родителями.
Доминирующую роль среди форм общения педагог – родитель по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого–педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Публикация «Опыт работы „Современные формы работы с родителями“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
По-прежнему лидируют такие формы общения как :
- Общее родительское собрание ДОУ;
- Тематические консультации;
- Групповые собрания родителей;
- Круглые столы в нетрадиционной обстановке, с обязательным участием специалистов;
- Родительский комитет группы, который регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ;
- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
- Дни открытых дверей. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании имеют возможность свободно посетить ДОУ, могут сами поучаствовать в играх и занятиях.
- Презентация ДОУ, благодаря которой родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.
- Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ – ремонт игрушек, мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
Также существуют и индивидуальные формы взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
Такую форму работы я использую каждый день. Как правило, беседу я начинаю с общих вопросов, привожу факты, положительно характерезующие ребенка. При проведении беседы я подбираю рекомендации, подходящие для данного ребенка.
Следующая форма индивидуальной работы с родителями – это посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.
Индивидуальные консультации, где отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный ответ.
Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
При приеме детей в группу раннего возраста, я являюсь сторонником того, чтобы родители прошли в группу, ознакомились с игровой зоной, спальней, туалетом.
Существуют также досуговые формы работы с родителями. Я заметила, что досуговые формы общения устанавливают теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают создать эмоциональный комфорт в группе. В дальнейшем мне проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Праздники, утренники, мероприятия. Родители могут участвовать в утренниках, читать стихотворения, играть роли.
Мною проводились мероприятия, подготовка которых не обошлась без помощи родителей :
- Выставка «Дары осени», были выставлены поделки, приготовленные родителями на осеннюю тему.
- Новый год, в котором принимали участие сами родители. А также украсили группу к этому празднику, сами принесли елку, игрушки, шарики и гирдянды.
- День защиты детей, на котором родители организовали сладкий стол для детей.
Следующая форма работы - анкетирование. Оно помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Также у нас существует доска объявлений, на котором мы размещаем важную для родителей информацию.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Я считаю, что проделанная работа, использование различных форм и методов общения с родителями, способствуют повышению психолого-педагогической грамотности родителей; повышению культуры межличностного взаимодействия детей в группе; у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к педагогам, рост их педагогических интересов и знаний; родители более активно участвуют в конкурсах, досугах, праздниках и т. д.
Родители стали более понимающе относиться к практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
Семья и детский сад – два феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
И если описанная выше работа с родителями и ее анализ будут проводиться в системе, то это постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения.