Елецкова Яна
Современные формы работы по формированию познавательной компетентности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная компетентность дошкольника формируется в процессе обучения и воспитания, представляет собой системное проявление наиболее широких, углубленных знаний и представлений, умений оперировать ими (рассуждать, анализировать, обобщать, классифицировать и прочее, желания расширять интересующую познавательную область. Компетентность проявляется в ситуации, где необходимо применить знания и умения при решении задач, направленных на познавательный поиск, дошкольник проявляет умение действовать в ситуации неопределённости.
Публикация «Современные формы работы по формированию познавательной компетентности дошкольников» размещена в разделах
Познавательная компетентность включает в себя взаимосвязанные понятия: познавательная активность, познавательная мотивация, любознательность, самостоятельность и креативность; основывается на тесной связи с познавательными психическими процессами (вниманием, памятью, восприятием, единстве эмоционального и интеллектуального мышления.
Для формирования познавательной компетентности очень важны современные технологии организации учебно воспитательного процесса и направления работы : технологии проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; применение компьютерных технологий.
Кроме того, большую роль в развитии познавательной компетенции дошкольников играет организация и функциональность развивающей предметно-пространственной среды детского сада и его территории. В групповых помещениях используется модульная система мебели, ящики на колесиках, которые позволяют грамотно задействовать пространство при проведении познавательных занятий и встреч, экспериментальной деятельности, самостоятельной деятельности.
Оригинальная мебель, яркое, красочное, современное оборудование, материалы и пособия привлекают внимание детей, активизируют их на поисковую деятельность, изучение новых фактов, формирование познавательной активности.
Развитие познавательной компетентности детей осуществляется через разные формы работы и виды деятельности, к эффективным направлениям работы относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно применять свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Педагоги организуют и проводят мероприятия для детей, совместно с родителями:
– образовательная деятельность по познавательному развитию, совместные мероприятия и индивидуальные увлечения детей;
– реализация познавательных проектов;
– самостоятельная и индивидуальная деятельность по познавательному развитию;
– опыты и эксперименты с «Наурашей»;
– дидактические, познавательно-интеллектуальные, логические, сюжетно-ролевые игры;
– чтение художественной и познавательной литературы.
Для современного дошкольника очень привлекательным стало такое техническое средство, как компьютер. Любая игровая или познавательная деятельность дошкольников с применением компьютера способствует эмоциональному подъему, желанию добиться успеха, выполнить задание до конца. Наиболее широко в настоящее время используются компьютер-ные дидактические игры, которые имеют ряд преимуществ для развития дошкольников :
– привлекательное интересное оформление;
– информация представлена в игровой форме;
– явления и объекты демонстрируются в динамике— через использование анимации, аудио- и видеозаписей;
– за правильное решение игровой познавательной задачи — поощрение от героев сказок и мультфильмов;
– вариативность выполнения заданий (ребенок получает возможность успешного выполнения заданий, доводит решение задачи до конца).
Включение дидактических компьютерных игр в воспитательно-образовательный процесс способствует формированию устойчивого интереса к познавательной и развивающей деятельности.
Применение интерактивных методов обучения, использование электронных образовательных ресурсов позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к детям с учетом разного уровня подготовленности, с учетом возрастных особенностей.
Еще одно из современных направлений познавательного характера — это виртуальная экскурсия, которая представляет организационную форму обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.
Виртуальная экскурсия познавательного характера в работе с дошкольниками позволяет получить новые визуальные сведения о местах, которые не можем посетить, сэкономить время и средства, а также осуществить экскурсию независимо от погодных условий.
Большую роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ребята не просто знакомятся с предлагаемыми объектами архитектуры, искусством родного города, народной культурой, но и занимаются активным поиском информации вместе с родителями. Детям предлагаются проблемные вопросы, творческие задания, подготовка презентаций. Для осуществления необходима грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда и компьютерное, мультимедийное и аудио-оборудование.
Таким образом, включение современных направлений работы позволяет организовать воспитательно - образовательный процесс в детском саду
более интересным, качественным, результативным. Формы работы с использованием информационных технологий не изолированы от педагогического процесса, они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Такие виды работы не просто интересны детям и родителям, но и повышают профессионализм педагога, расширяют представления детей и взрослых об окружающей действительности, повышают познавательную активность.