Анна Ашихмина
Современные аспекты проведения творческих занятий в детском саду в контексте повышения профессионализма педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Молодая республика выдвигает новые требования к воспитательно-образовательной, творческой работе в дошкольных учреждениях, новому уровню обучения и воспитания подрастающего поколения. Повышенные требования предъявляются к личным и профессиональным качествам педагога-воспитателя, большое внимание уделяется повышению уровня его творческой работы и проявлениям этого творчества в педагогической деятельности. Таким образом, повышая образовательный уровень и качество работы современного воспитателя, вводя в практику работы принцип конкурентно способного педагога и всего учреждения, на первый план выступают индивидуальные, личностные, творческие особенности воспитателя в отдельности и всего педагогического коллектива в целом.
Публикация «Современные аспекты проведения творческих занятий в детском саду в контексте повышения профессионализма педагога» размещена в разделах
Проблеме педагогического творчества посвящали свои научные работы многие зарубежные ученые. Творчеству с психологической точки зрения посвятили свои работы К. Тейлор, Е. Торренс, Дж. Гилфорд и др. Методологические основы педагогики творчества освещены в трудах педагогов и психологов : Л. Выготского, А. Леонтьева, С. Рубинштейна, А. Макаренко, В. Сухомлинского и др. Проблемами формирования творческой личности занимались такие исследователи, как Я. Понамарев, А. Матюшкин, Д. Богоявленская и др. Творчество изучали как процесс деятельности человека ученые В. Кан-Калик, М. Поташник, В. Загвязинский, рассматривая творчество в рамках деятельностного подхода. Они раскрывали элементы творчества в педагогической деятельности, его структуру, цели, задачи и результат.
Педагог — это главный субъект модернизации современного образовательного процесса, он должен обладать способностью и готовностью к инновационной творческой деятельности, поскольку инновационная деятельность всегда оставалась важным компонентом профессионализма педагога.
Цель статьи – познакомить с результатами работы по проведению творческих занятий с использованием инновационных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста как показателя профессионального мастерства воспитателя детского сада, показать один из путей формирования у дошкольников способности выражать восприятие окружающего мира, совершенствования их интеллектуальных и творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования.
Неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является повседневное взаимодействие педагога с ребенком в различных формах и, в первую очередь, при проведении творческих занятий, поскольку развитие творческих способностей – это развитие индивидуальных особенностей качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность ребенка, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Воспитатель должен понимать, что творческие способности тесно связаны с понятием творчество. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в ребенке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Но педагог обязан осознавать и тот факт, что творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Таким образом, творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период. Педагог должен знать то, что «образы рождаются только в голове человека. Но для того, чтобы они зародились, нужно мыслить х у д о ж е с т в е н н о – о б р а з н о, то есть уметь оперировать впечатлениями жизни, которые бы ложились в ткань произведения» [4, с. 24].
Творческое развитие дошкольника невозможно без участия в ней мотивационно-потребностной сферы. В статье представлен опыт по организации занятий рисованием, поскольку задача воспитателя заключается в том, чтобы найти наиболее адекватные для дошкольника мотивы, способствующие творческому развитию личности. Для того чтобы дошкольник по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми, чтобы они приняли значимость и отклик, и опорную точку в его переживании. И именно рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях привели к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию и, именно, использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей. Перефразируя мысль В. Кузина, можно сделать вывод о том, что «каждый художник (ребенок) это личность с характерной только ему совокупностью чувств, темперамента, индивидуальной выразительностью изобразительного языка» [2, с. 176-177]
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.
Сущность использования нетрадиционных техник заключается в том, что на занятиях, у детей развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует: смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Хочется подчеркнуть и положительный психологический аспект использования таких техник, а именно: техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей; нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Проводя подобные творческие занятия, сам воспитатель должен владеть этими нетрадиционными техниками.
Приводим пример алгоритма организации действий педагога с воспитанниками : от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию; от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным; от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо изготовить самим; от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла; от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения; от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Термин «нетрадиционный» (от лат. tradition – привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
На практике мы используем такие техники, как: монотипия, рисование методом напыления, печатание листьями, рисование кляксами, рисование нитками, клеевая техника, печатание бумагой, рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами, рисование мыльной пеной, рисование ногами, рисование методом наката, рисование по кругу, рисование ребром картона, мятый рисунок, рисование с помощью соли, рисование по стеклу, рисование по клейстеру, рисование методом тычка, печатание спичечным коробком, оттиск поролоном, пуантилизм [1, 3, 5, 6, 7, 8].
Каждая из этих техник – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». По словам В. Кузина, «совершенствование техники в изобразительном искусстве обуславливает в дальнейшем высокие результаты в реалистическом изображении действительности» [2, c. 56]. На занятиях нетрадиционной техникой рисования растущий человечек учится думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Использование этих методик на практике показало, что наиболее привлекательными для детей являются «Кляксография», «Рисование руками».
При использовании техники «кляксография» мы используем капельный метод: требуется широкая, объемная кисть, которую следует тщательно напитать краской, и, затем, расположив ее над листком бумаги начать разбрызгивать акварель. Если нам нужно, чтобы капли оросили небольшой участок, стучим кисточкой о палец или руку. Если же мы кистью просто встряхиваем, то область разбрызгивания увеличивается. Для точечного нанесения красок используем пипетку. С ее помощью можно создать кляксу большого размера изобразив, таким образом, к примеру, солнце.
Техника «рисование руками». Гуашевую краску мы разводим водой до консистенции жидкой сметаны и наливаем в блюдца. Ладонь, с широко расставленными пальцами, опускаем в краску и оставляем отпечатки на листе.
Подводя итог, можно сказать, что условием успешного развития инновационных процессов в сфере образования становится инновационный потенциал педагога, его профессионализм. Без становления его самоопределения на нововведения как условие развития, все инновации будут носить внешний, формальный характер и не приведут к желаемому результату. Измениться должен, прежде всего, подход педагога к организации педагогического процесса в новых условиях, а соответственно и вся методическая работа МДОУ. На основе проделанной работы мы увидели, что в результате современного подхода к организации и проведения творческих занятий и использованием инновационных подходов у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия, создавая новое, оригинальное, проявляя творчество, фантазию, реализуя свой замысел и самостоятельно находя средства для их воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. «Детские шедевры» живут, дышат, улыбаются, а, главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолели боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. Положительным результатом такой работы является участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.
Таким образом, любая инновация – это изменение существующей практики, а готовность к инновациям приходит только через принятие факта их необходимости, понимания их сути и, конечно, через деятельность.
Список литературы
1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3– 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М. : Аркти, 2008. – 32 с.
2. Кузин В. С. Психология. М., «Высшая школа», 1974, 280 с.
3. Лахути, М. Д. Как научиться рисовать / М. Д. Лахути. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с.
4. Рябов В. Ф. Человек творит искусство : Научно-художественная книга / Оформ. л. А. Гасникова. – Л. : Дет. Лит., 1981. – 160 с., ил. 8 л. Ил.
5. Одинокова, Г. Ю. Шлеп…Ежик / Г. Ю. Одинокова. – Издательский дом “Карапуз”, 2006. – 15 с Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3– 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М. : “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с.
6. Сахарова, О. М. Я рисую пальчиками / О. М. Сахарова. – Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с.
7. Утробина, К. К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3– 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир / К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин. – М. : “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с.
8. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки / А. А. Фатеева. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.