Татьяна Жанабаева
Психологические особенности проявления зависимости от компьютерных игр у дошкольников
Аннотация. В данной статье представлено исследование проблем зависимости от компьютерных игр у дошкольников. Распространение компьютерных игр, поток новой информации, оказывает большое влияние на развитие личности, на формирование психики, социальных качеств детей дошкольников
Ключевые слова: компьютерные игры, зависимость, дети дошкольного возраста.
Публикация «Психологические особенности проявления зависимости от компьютерных игр у дошкольников» размещена в разделах
На современном этапе развития проблема зависимости от компьютерных игр с каждым годом становится все актуальнее и актуальнее. Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. Одной из социальных проблем выступает проблема возникновения психологических видов зависимости.
Различные аспекты воздействия компьютерной зависимости на личность дошкольника разрабатываются педагогами и психологами сравнительно давно. Особый интерес представляет изучение взаимодействия с компьютером именно у дошкольников. Дети сутками могут находиться перед монитором компьютера без еды и отдыха. Родители гордятся своим ребенком, когда он лучше их знает, как найти нужную информацию, загрузить мультфильм. У детей формируется еще пока привычка развлекать себя при помощи графических программ и компьютерных игр. Но современные родители не знают, что у ребенка может возникнуть компьютерная зависимость. Исследования О. Н. Арестовой показывают, что до 75 % детей в возрасте 5-15 лет страдают компьютерной зависимостью.
У психологов и педагогов так и не сложилось единого мнения - вредны или полезны компьютерные технологии для дошкольников? Компьютерные игры как вид деятельности оказывает влияние на эмоциональное, интеллектуальное, физическое, нравственное развитие личности. Они подавляют у детей творческое мышление, внимательность, человеческие взаимоотношения, подвижность. Все эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы. В компьютерной игре происходит предупреждение инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование.
Исследование проблемы проводили: педагоги -психологи В. В. Абраменкова, Ю. Д. Бабаева; психологи А. В. Беляева, Ю. О. Прибывалова, В. П. Чудинова, Е. В. Якушина; детские психиатры О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин,Л. И. Божович и др.
Виртуальная реальность - это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной ее процесс. Педагоги - психологи утверждают, что когда человек выигрывает, он получает ощущение того, что он добился какого - то результата, что он способный, что он сообразительный, что он умный. Этим самым самооценка его соответственно повышается. В основе такого поведения личности лежит стремление к уходу от реальности. Компьютерные игры могут стать основным способом самореализации даже для взрослого человека, что уж тогда говорить про детей.
По мнению Н. М. Борытко – в основе причины формирования компьютерной зависимости лежит то, что индивид, не в состоянии справиться с рутиной повседневностью, со сложными ситуациями, неспособен быть ответственным, этим самым он вынужден уходить от реальности, эмоционально отстраняться от всего, изменяя свою реальную жизнь жизнью виртуального мира.
О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, в своих исследованиях выделяют следующие параметры, влияющие на формирование у детей компьютерной зависимости :неумение ребенка самостоятельно играть и организовывать свою игровую деятельность; не устраивает отношение родителей к нему, они не осознают взросление ребенка и не изменяют свой стиль общения с ним;ребенку дома не комфортно, т. к. у него нет личного пространства; недостаток внимания и отношения со стороны родителей; низкая самооценка и неуверенность в своих силах; зависимость от мнения окружающих;замкнутость.
Соглашаясь с суждением Ю. А. Малыгиной, о том, что рациональное использование компьютерных игр в вопросах воспитания полезно, если время, проводимое за компьютером,ограничено. У старших дошкольников оно должно составлять полчаса два раза в день.
Таким образом, обобщая мы можемсделать вывод, что компьютерная зависимость набирает скорость в современном мире, которое негативно сказывается на формирование психики, социальных качествах детей и характеризуется определенным их поведением и параметрами. Компьютерная зависимость - это хорошо видимый симптом, указывающий на то, что родители не достаточно хорошо знают, что происходит с их детьми внутри, как им живется, каковы их проблемы и желания. Основной причинойзависимости считается недостаток общения и взаимопонимания со стороны родителей и сверстников. Однако не все компьютерные игры приводят к зависимости. Необходимо, чтобы родители и педагоги грамотно подбирали компьютерные игры, тогда они станут удобным инструментом для обучения и воспитания детей. Для того чтобы виртуальный мир не стал главной целью и смыслом жизни дошкольника, достаточно показать ему что есть масса интересных развлечений помимо компьютера, наполнить его жизнь яркими, интересными событиями. Главное – увлечь ребенка!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства : развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва-Воронеж. – 2010 г.
2. Азарова Р. И. Досуг современных детей / Р. И. Азарова //Внешкольник. – 2013 г.
3. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях : психологические детерминанты и последствия //М. : Вестник МГУ. ,2010 г.
4. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность /Ю. Д. Бабаева // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А. Е. Войскунского. – М., "Можайск-Терра" .- 2010 г.
5. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации /Ю. Д. Бабаева// Психологический журнал, т. 19.- N 1.- 2009 г.
6. Балонов И. М. Компьютер и дошкольник // М. :Эксмо, 2007 г.