Ковалева Сандугаш
Современное моделирование игрового и образовательного пространства в ДОУ как условие самореализации и выявления одаренного
▼ Скачать + Заказать документы
«Современное моделирование игрового и образовательного пространства в ДОУ, как условие самореализации и выявления одаренного ребенка»
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой
рукой, они красиво зазвучат»
В. А. Сухомлинский
Слайд
1. Кто такие одаренные дети
2. Как игровое и образовательное пространство влияет на развитие детской одаренности.
И так, кто же такие одаренные дети?
Публикация «Современное моделирование игрового и образовательного пространства в ДОУ как условие самореализации и выявления одаренного» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Каких детей мы называем одаренными?
Одаренные дети целый мир, особый мир детства, и мы сегодня попытаемся лишь приоткрыть дверь в этот мир
Слайд
Одарённый ребёнок – ребёнок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов убеждены, что характер развития одарённости – это результат сложного взаимодействия : Слайд
• Наследственности (т. е. природных задатков);
• Социокультурной среды;
• Деятельности ребёнка.
Слайд
Существуют 2 точки зрения на частоту проявления детской одарённости.
• Все дети являются одарёнными.
До уровня одарённости можно развить практически любого здорового ребёнка при создании благоприятных условий.
• Одарённые дети встречаются крайне редко.
Это уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей.
Одаренный ребенок какой он? Слайд
Признаки одарённости.
• Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
• Способны долгое время (до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, «погружается» в него, если оно ему интересно.
• В общении между собой производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на «нормальное» общение.
• Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития.
• Большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова.
• Развито чувство справедливости.
• Восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций.
• Большинство спит меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна.
• Часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым.
• Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить со старшими или младшими детьми, или с взрослыми.
Слайд
Выделяют следующие виды одарённости :
Виды одарённости.
• В практической деятельности – в ремёслах, спортивную, организационную одарённость.
• В познавательной деятельности – интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.)
• В художественно- эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость.
• В коммуникативной деятельности – лидерскую одарённость.
• В духовно-ценностной деятельности – одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей.
Слайд
По критерию “степень сформированости одаренности” можно дифференцировать: актуальную и потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.
Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети.
Талантливый ребенок - это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.
Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).
Слайд
По критерию “форма проявления” можно говорить о: явной и скрытой одаренности.
Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”, в том числе и при неблагоприятных условиях.
Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу “неперспективных” и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей.
Нередко в “гадком утенке” никто не видит будущего прекрасного лебедя. Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие “неперспективные дети” добиваются высочайших результатов.
Слайд
По критерию “особенности возрастного развития” можно дифференцировать: раннюю и позднюю одаренность.
Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название “вундеркиндов”.
Вундеркинд (буквально – “чудесный ребенок”) - это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности - в музыке, рисовании, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3-х лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию. Их отличает необыкновенно высокое развитии отдельных познавательных процессов (блестящая память, редкостная наблюдательность, необычная сообразительность и т. п.).
Поздняя одаренность может проявиться в любом возрасте.
А что же влияет на одаренность и как ее развить в ребенке?
Ведь каждый ребенок по-своему одарен. Как говорил Сухомлинский:
Слайд
Одаренность — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В. А. Сухомлинский
Начинать развитие одаренности нужно с врожденных задатков, которыми обладает каждый ребенок (за исключением больных)
Слайд
Врожденные задатки – основа одаренности. (Так называемый фундамент) Чтобы развить эти задатки нужно с ребенком заниматься его развитием. Одаренность ребенка нужно развивать и этому способствует игровое и образовательное пространство.
Каждый ребенок с рождения обладает колоссальным запасом талантов и способностей.
Слайд
В мозгу человека находится огромное количество нейронов, между которыми много мостиков, каждый мостик отвечает за какую-то способность. Если мы в самый плодотворный период развития ребенка до 8 лет даем ребенку максимальное количество информации, на каждый из этих мостиков из разных видов деятельности науки искусства, спорта, природы…мы эти мостики тем самым закрепляем и все, что ребенок потом узнает, позже во время всей своей жизни ребенок развивается - это может перерасти в какую-то одаренность….
Если ребенок не будет развиваться, получать новой информации, эти связи отмирают и дальше, когда ребенок начинает это изучать ему сложно бывает, что – то усвоить, ему нужно наладить эти нейронные связи, возобновить эти мостики. Поэтому, очень важно в раннем возрасте дать ребенку как можно больше различной информации по совершенно разным предметам, из разной области….
Чем мы с вами и занимаемся каждый день на занятиях, создаем проекты, участвуем совместно с детьми в конкурсах
Когда мы ребенку начинаем рассказывать какие -то сложные вещи, как нам кажется сложные, в том случае не нужно забывать, что перед нами ребенок и главное для него (что) играть. Слайд. Ведь игра для детей – ведущий вид деятельности. Если мы рассказывая будем проигрывать какие-то ситуации, то мы можем быть уверенны, что ребенок эту информацию воспримет, так как для детей, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Играя, ребёнок выучит цвета, названия фигур, название месяцев, а также многое другое.
Слайд
Игры могут быть самые разнообразные : Развивающие, настольные, дидактические, логические и др.
Развивающие игры очень важны для детей. Ребенку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности. Разумеется, для ребенка от 1 года до 3 лет и для ребенка от 3 до 7 лет игры должны быть разные, потому что действия и понятия, которые осваивают дети этих возрастов, отличаются. Например, дети от 1 до 3 лет должны научиться отличать предметы по форме, цвету, размеру. Они учатся говорить. К трем годам появляются ролевые игры. С трех и до семи уже формируется активная речь, и ребенок активно её использует для общения и познания мира – общается, задает вопросы. Он уже осознает себя частицей мира людей со всем многообразием человеческих отношений. Дети в этом возрасте активно играют в ролевые игры. Это возраст почемучек. В этот период надо особое внимание уделить развитию логического мышления ребенка.
Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос.
В развитие логического мышления немаловажная роль как раз таки и принадлежит занимательным развивающим играм. Они эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к игре, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логическихигр в умственном и всестороннем развитии детей.
Логические игры способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Самыми распространёнными и увлекательными играми, направленными на развитие логического мышления являются пазлы.
Пазлы для детей – полезная развивающая игра. Пазлы - это очень интересно. Собирая пазл, у ребёнка развивается мелкая моторика, фантазия, цветовосприятие, терпение, вырабатывается наблюдательность и способность концентрировать внимание.
Внимание - это важнейшее качество, которое необходимо для отбора нужной информации и отбрасывания лишней.
Игры на внимание помогут развить у детей очень важные качества, которые помогают в дальнейшем отлично учиться. В таких играх ребёнку предстоит найти спрятанные предметы, искать отличия между картинками, находить одинаковые предметы, подбирать пары, определять, где, чья тень.
К познавательным играм относятся всем известные настольно – печатные и дидактические игры.
Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.
Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.
В любой игре ребенок развивается, у него развивается речь, мышление, творческие способности, самостоятельность и т. д. развивается он в разных направлениях. Обучаясь с помощью игры – ребенок развивается, развивает свои врожденные задатки, которые являются основой одаренности.
Играйте с детьми – развивайте их задатки и в дальнейшем из них могут вырасти одаренные дети.
«Игра – великая учительница ребёнка»
П. П. Блонский