Ольга Турусина
Современная здоровьесберегающая образовательная среда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
СОВРЕМЕННАЯ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ДОУ
Древние римляне говорили: «Здоровье -наивысшее благо».Здоровье для каждого человека является безусловной ценностью. С давних времен здоровьем считали отсутствие болезней. В современном мире понятием здоровье определяют состояние физического, психического и социального благополучия. Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. При рассмотрении физиологических функций, нельзя не принимать во внимание влияние психики и социального окружения и наоборот.
Публикация «Современная здоровьесберегающая образовательная среда в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Идея целостного подхода подчеркивает личную ответственность каждого человека за своё здоровье и благополучие.
Одна из основных задач педагогов, работающих в дошкольных учреждениях – научить каждого ребенка беречь и укреплять свое здоровье, понимая, что это ценность, подаренная природой. Необходимо учить детей нести личную ответственность за состояние своего здоровья, воспитывать осознанное и действенное желание быть здоровым.
В современной концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья ребенка.
Здоровье сберегающая педагогика декларирует - заботу о здоровье, как приоритет всей воспитательной работы. Она включает формирование в ДОУ здоровьесберегающей образовательной среды, представляющей собой совокупность здоровье сберегающих технологий, развивающей предметно-пространственной среды, организационно-педагогическиих ресурсов.
Здоровьесберегающая образовательная средапредставляет особый уклад деятельности образовательного учреждения, поддерживающий здоровый образ жизни участников образовательного процесса и содействующий их саморазвитию в обретении ценности здоровья, его сохранении и укреплении.
Здоровье сберегающие технологии - совокупность методов и форм организации обучения и воспитания детей без ущерба для их здоровья,комплекс принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоро-вьесбережения.
Целью применения здоровье сберегающих технологий является обеспечение дошкольнику высокого уровня реального здоровья, через воспитание у него культуры здоровья, вооружив его необходимым объёмом умений, знаний и навыков для ведения здорового и безопасного образа жизни.
Применительно к дошкольному образованию можно выделить следующие группыздоровье сберегающих технологий:
1. медико-профилактические (решают задачи сохранения и улучшения здоровья детей под руководством медицинского персонала с использованием медицинских средств, включают мониторинг здоровья детей, контроль за питанием, закаливанием, физическим развитием детей, проведение профилактических мероприятий, организуют контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов);
2. физкультурно-оздоровительные (направленына укрепление здоровья и физическое развитиеребенкачерез развитиефизических качеств,двигательную активность, формирование умений и навыков посредством физических упражнений,организациисистемы закаливания, дыхательной, пальчиковой гимнастики, самомассажа и массажа, формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия, оздоровительные процедуры с использованием естественных сил природы);
3. образовательные (направлены на воспитание культуры здоровья дошкольников, их осознанного отношения к здоровью и жизни, накопление знаний и развитие умений оберегать и сохранять здоровье, обучение навыкам безопасного поведения, формированию здорового образа жизни, личностно-ориентированное воспитание и обучение);
4. обеспечения социально-психологического благополучияребенка (обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; психолого-педагогического сопровождение развития ребенка в педа-гогическом процессе ДОУ);
5. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направ-ленные на развитие культуры здоровья педагогов, культуры профессионального здоровья, валеологическое образование,потребности в здоровом образе жизни и активном отдыхе, профилактику вредных привычек);
Развивающая предметно-пространственная среда– один из компонентов образовательной среды, представленный специально организованным пространством (групповой комнатой, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, сохранения и укрепления их здоровья, учёта личностных особенностей.
Следуя требованиям ФГОС дошкольного образования содержание здоровье сберегающей предметной среды должно обеспечивать и гарантировать:
• сохранность и укрепление психического и физического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также уважение к их личности, чувствам и потребностям, формировать положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях;
• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации, группы, участка и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря;
• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
• создание условий для ежедневной педагогической деятельности и стремления к профессиональному ростусотрудников образовательной организации;
• открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам воспитания,образования детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
• создание равных условий, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
В ДОУ развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
Современная здоровьесберегающая предметная средадолжна отвечать следующими требованиями, определенными во ФГОС дошкольного образования : быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
При создании предметно развивающей среды ДОО, необходимо реализовывать здоровьесберегающий подходчерез соблюдение следующих условий:
• Безопасность;
• Санитарно — гигиенические требования;
• Возрастные и индивидуальные особенности;
• Федеральные государственные требования;
• Современный дизайн в интерьере детских помещений и т. д;
Предметно-пространственная среда каждой группы должна быть сформирована такимобразом, чтобы детям было достаточно места для удовлетворения двигательнойактивности.
Структура здоровьесберегающего пространства ДОУвключает следующиекомпоненты:
1. Инфраструктура детского сада:
• медицинский кабинет,
• спортивный зал,
• музыкальный зал,
• групповые комнаты
• участки на территории ДОУ
2. Здоровьесберегающая развивающая предметно-пространственная среда :
• Центры здоровья в группах,
• Центры двигательной активности.
• Центры экологического образования в старшей и подготовительной
группах.
• Центр познавательной активности (интеллектуального развития и
здоровья,
• Центры обучения ПДД,
• Центры конструктивной деятельности,
• Центр искусства и музыкально — театральной деятельности.
3. Образовательная среда :
• Образовательная программа ОО,
• Банк образовательных методик и технологий,применяемых педагогами
в ходе здоровьесберегающего образовательного процесса,
• Библиотека методической литературы,
• Система работы с родителями,
• Банк интерактивных форм работы с педагогами по
Здоровьесбережению,
• Картотеки оздоровительных технологий, игр и т. п.
4. Здоровьесберегающее пространство для родителей:
• Информационные стенды в группах;
• Наглядно - информационный материал для родителей;
• Консультации специалистов;
•Родительские собрания;
Организационно - педагогические ресурсы.
Для эффективногоформирования в ДОУ здоровьесберегающей среды необходимо : разработка концепции здоровья сбережения в ДОУ, постановка целей и задач, разработка проекта, обеспечение нормативной базы, разработка научно-методического сопровождения,проектирование и моделирование здоровьесберегающего образовательного процесса,разработка тактики управления, мотивация, консультирование и просвещение педагогов, взаимодействие с родителями дошкольников, соблюдение процедурных и содержательных нормативных актов, мониторингсостояния здоровьесберегающей среды, постоянное включение участников образовательного процесса в деятельность по реализации здоровьесберегающих проектов.
Литература:
1. Шарафулина Ж. Е. Формирование здоровье сберегающей образовательной среды в школах Крайнего Севера на основе деятельностного подхода. Диссертация. Кострома-2014.- С. 30-32
2. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста М. : Федеральный институт развития образования, - 2014. – С. 5-7.
3. Тверская Н. В. Управление развитием здоровьесберегающей среды учащихся в образовательном процессе школы. Диссертация – 2005.