Юлия Ефремова
Совместный познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Животные Красноярского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместный познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Животные Красноярского края»
Паспорт проекта
Вид проекта: Краткосрочный
Тип проекта: коллективный, познавательно-творческий
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
ВВЕДЕНИЕ (пояснительная записка, актуальность)
Публикация «Совместный познавательно-творческий проект в подготовительной группе „Животные Красноярского края“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Красноярский край, город Красноярск
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
На Земле живут тысячи различных животных. Некоторые из них - гиганты, такие, как голубые киты, слоны, а другие - совсем крошечные: насекомые, мыши, хомячки. В зависимости от образа жизни мир животных делится на насекомых, пресмыкающихся, земноводных и млекопитающих. Вся планета от сурового севера до жаркого юга заселена различными видами животных: звери, птицы, рыбы, насекомые. Среда обитания животных влияет на их строение, образ жизни и поведение. Нет человека, который не любил бы зверей и птиц, не ухаживал бы за ними.
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие окружающего мира.
Слушая рассказы детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получают от родителей, от просмотра телевизора, в детском саду, мной обнаружено, что чаще всего дети рассказывают о животных, насекомых, птицах. У ребят появляется много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы вместе ищем в книгах писателей - натуралистов, в художественной литературе, из личных наблюдений и личного опыта.
Рассчитываю, что благодаря разработке и внедрению проекта «Животные Красноярского края», дети познакомятся с описанием жизни, повадок животных нашего края; получат научно - достоверные знания о животном мире; обогатится их речь, познакомятся с редкими и исчезающими видами животных, с научным понятием «Красная книга».
ПРОБЛЕМА
Во время бесед с детьми выяснилось, что дети имеют довольно скудные сведения о животных Красноярского края, об их образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Познакомить детей с разнообразием животного мира Красноярского края, их связью со средой обитания; сформировать осознанно - правильное отношение к представителям животного мира.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
I. Образовательные:
1. Познакомить детей с природными зонами Красноярского края.
2. Познакомить с животным и растительным миром природных зон Красноярского края.
3. Показать влияние погоды на растительный и животный мир.
4. Формировать представление о том, что все растения и животные растут и живут в тех местах, к которым они приспособлены.
5. Обобщить и закрепить знания о животных и птицах в каждой природной зоне.
6. Познакомить детей с народами, живущими на крайнем севере нашего края.
7. Показать разнообразие и красоту родного края через поэзию, живопись.
8. Познакомить детей с редкими и исчезающими видами флоры и фауны на территории нашего края.
9. Формировать умение выделять причинно-следственные связи.
II. Развивающие:
1. Развивать интерес к жизни животных, птиц и растений в разных природных поясах.
2. Развивать речь детей обогащать и активизировать словарь за счет новых слов (природные зоны, название новых животных, птиц, коренного населения и т. д).
3. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.
4. Развивать связную речь через составление описательных рассказов о животных Красноярского края.
5. Развивать творческие способности и воображение.
6. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
7. Развивать способности самостоятельно сравнивать и анализировать полученные результаты
III. Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к родному краю.
2. Воспитывать патриотические чувства.
3. Воспитывать гуманное, осознанно-бережное отношение к природе родного края, показывать значимость сохраненной природы для животных
5. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА (этапы проекта)
Подготовительный этап
Деятельность воспитателя:
• сбор и анализ методической литературы по данной теме;
• подборка иллюстративного материала по теме проекта;
• подборка художественной литературы по интересующей теме: стихотворения, загадки, песни, сказки, мифы, легенды;
• оформление картотеки дидактических игр;
• сбор утилизированного материала для изготовления макета.
Деятельность детей:
• рассматривание иллюстративного материала;
• составление рассказов;
• составление интересующих вопросов по теме.
• Мы с ребятами решили, что нам помогут родители – найти информацию в интернете.
Собственно-исследовательский этап
Познавательно-исследовательская деятельность:
1. Рассматривание энциклопедий о животных, экологических журналов.
2. Беседы на тему: «Как животные к зиме готовятся», «Животные Севера», «Животные тайги», «Животные степей», «Животные в Красной книге Красноярского края», «Что такое заповедник?», «Кто сыт, тому и холод не страшен».
3. Проблемные вопросы:
• Почему в наших лесах не водятся тигры и львы?
• Как помочь ежу увидеть зиму?
• Как спасаются животные от врагов?
• Как помочь исчезающим животным?
• Для чего зайцам нужны волки?
• Что было бы если бы исчезли все хищники? Не вымерли динозавры?
4. Составление ментальных карт.
5. Индивидуальные презентации по темам: «Животные Севера», «Животные тайги», «Животные степей», «Красная книга», «Роев ручей», «Заповедники Красноярского края».
6. Виртуальные экскурсии: «Заповедники Красноярья», «Мир дикой природы».
7. Опытническая деятельность:
• Почему в тундре болотистая почва?
• Зачем зайцу белая шубка?
• Почему белые медведи не скользят, когда ходят по льду?
8. Дидактические игры: «Кто (что) кем (чем) будет?», «Угадай по описанию», «Зоопарк», «Чьи припасы?», «Животные Красноярского края», «Живая и неживая природа», «Рыба, птица, зверь», «Homo Sapiens», «Турбосчет»
9. Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схем.
10. Придумывание сказок о животных.
Чтение художественной литературы:
- р. н. с. «Зимовье зверей»
- В. Сутеев «Палочка-выручалочка»
- Б. Гримм «Бременские музыканты»
- Я. Тайц «Белка», «Волк», «Лиса»
- Л. Толстой «Страшный зверь»
- С. Маршак «Детки в клетке»
- И. Митков «В берлоге»
- Е. Чарушин «Медвежонок»
- В. Бианки «Кто как готовится к зиме»
- М. Пришвин «Жил – был медведь»
- П. Бажов «Серебряное копытце»
- Р. Киплинг «Слоненок»
Игровая деятельность:
1. Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная лечебница», «Путешествие».
2. Обыгрывание сюжета «Зимовье зверей. Встречи в лесу» (выразительные движения).
3. Социо-игры на развитие фантазии, воображения, умения перевоплощаться: игра-этюд «Превращение предмета», «Поймай зверюшку», «Придуманные разговоры».
4. Разучивание пальчиковых игр: «Ежик колкий», «Зайка и волк», «Шла лисица».
5. Подвижные игры: «Охотники и зайцы», «Белка выбирает дупло», «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Белые медведи», «Заюшка-горностаюшка».
Продуктивная деятельность:
1. Создание макетов «Животные тайги», «Животные Севера».
2. Мастерская «Умелые руки»: рисование, аппликация, конструирование из бросового материала, изготовление масок для спектакля.
3. Конструирование из разных видов конструктора «Зоопарк».
4. Коллективная работа «Животные Красноярского края» (оригами).
Взаимодействие с родителями:
1. Рассказ Травкиной М. А. с показом медиа-презентации «Жизнь белых медведей».
2. Детские мини-проекты по темам проекта.
3. Привлечение к участию в творческих выставках.
Заключительный этап
1. Выставка рисунков «Обитатели леса»
2. Изготовление макета «Жизнь на Севере»
3. Итоговое мероприятие: показ сказки детям младшего возраста «Теремок на новый лад»
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Выполнение цели и задач проекта.
2. Систематизация материалов по теме проекта.
3. Развитие познавательного интереса, пополнение словарного запаса у детей, расширение представлений о животных Красноярского края.
4. Оформление альбома с результатами продуктивной деятельности по данной теме.
5. Получение удовлетворения у детей, родителей, педагогов от совместной работы.
6. Презентация опыта проектирования среди коллег ДОУ.
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. : - М. : Сфера, 2005. – 160 с.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-7 лет. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
3. Голицына Н. С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Старшая группа. М. :»Издательство Скрипторий 2003», 2009.
4. Шорыгина Т. А. «Какие звери в лесу» Москва Издательство «Гном», 2012.
5. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва «Просвещение», 2001.
6. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. Планы занятий по программе «Развитие», раздел «Развитие элементов логического мышления у детей 5-7 лет».
ВЫСТАВКА СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДЕТСКИХ МИНИ-ПРОЕКТОВ
Родители - непосредственные участники проекта. Интересный рассказ мамы о белых медведях
Заодно и поэкспериментировали - сравнили длину лапы белого медведя и детскую ладошку.
Семья Миши поделилась информацией о народах Красноярского края