Римма Зайнагатдиновна Гафарова
Совместный образовательный проект «Мы познаем вместе» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А. П. Архипова, Н. А. Беляева, Л. И. Божович и др., подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний; развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей; создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его потенциала.
Публикация «Совместный образовательный проект „Мы познаем вместе“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Стремительное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человека затронуло и систему образования. Новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют повысить уровень информационной культуры педагога, а, следовательно, и его профессионализм. Что же такое «информационная культура»?
Информационная культура – это осмысление современной картины мира, широкое использование информационных потоков и их анализ, реализация прямых и обратных связей с целью их адаптации, приспособление к окружающему миру, грамотное владение языками общения с компьютером, понимание его возможностей, места и роли человека в интеллектуальной среде. На этапе введения ФГОС в ДО задачи воспитателя – повысить свою компьютерную грамотность. Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать их в своей педагогической деятельности. Применение ИКТ в ДОУ становится мощным техническим средством обучения детей.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Мультимедийные игры в данном случае выполняют функцию средств обучения.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. И на сегодня это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми.
Актуальность
Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Проблема информатизации в современных условиях коснулась детских садов. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. И на сегодня это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
Проблема:
Можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании познавательного развития посредством использования мультимедийных презентации.
Гипотеза: развитие познавательной активности будет наиболее эффективным, если использовать мультимедийные презентации.
Цель проекта : развитие познавательной активности детей посредством внедрения мультимедийных презентации в образовательный процесс.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• активно внедрять мультимедийные презентации в образовательный процесс с детьми;
• развивать познавательный интерес и познавательную активность;
• развивать психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление);
• воспитывать эмоционально - положительный отклик на игровые действия компьютерной игры;
• вовлекать родительское сообщество в процесс воспитания и образования детей в условиях семьи с использованием мультимедийных игр.
В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами:
Принцип доступности.
Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные игры я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом.
Принцип научности.
Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь, что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.
Принцип творческой активности. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям по развитию речи за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов
Принцип наглядности.
Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные игры.
Обучение детей строится на основе программы «От рождения до школы». Основной формой познавательного развития является игровая мотивация.
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
1. Интеллектуальное развитие;2. Развитие внимания; 3. Развитие восприятия и памяти; 4. Развитие речи.
В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря электронным дидактическим играм в образовательной деятельности дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать.
Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной.
На протяжении дошкольного возраста внимание развивается от непроизвольного, то есть возникающего само собой под влиянием внешних впечатлений, до произвольного, управляемого сознательным усилием воли.
Для того чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого.
Память ребенка – это его интерес. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Развитию памяти способствует дидактические игры. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности.
Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе.
Развитие восприятия в дошкольном возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления.
С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В процессе электронно-дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении.
Работа с родителями:
1. Научить использовать обучающие, дидактические, развивающие компьютерные программы для детей.
2. Познакомить с программным обеспечением ПК (печатные консультации, буклеты, индивидуальные консультации).
3. Познакомить родителей с сайтом нашего ДОУ и группы, с его структурой, правила размещения комментариев, собственных презентаций, видеороликов, фото и видео материалов о жизни своих детей;
4. Научить разрабатывать презентации, видеоролики, слайд-шоу, буклеты, визитки, календари в различных компьютерных программах Point, Power Point, Movie Maker.
Сроки реализации проекта :
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – Организационный
2 этап - Практический
3 этап - Заключительный
Содержание каждого этапа:
На организационном этапе разрабатывается системный комплекс образовательной деятельности, связанный с формированием познавательного развития у детей с использованием дидактических игр.
Практический этап предполагает проведение образовательной деятельности по формированию познавательного развития с использованием дидактических игр в течение учебного года.
На заключительном этапе анализируются результаты проведенной работы и планируется ее усовершенствование.
Предполагаемый конечный результат: использование мультимедийных дидактических игр способствует формированию познавательного развития дошкольников.
Вид проекта :
По количеству участников: групповой.
По форме: практико-ориентированный
По направленности: предметный (познавательное развитие).
По контингенту участников: дошкольный возраст (5-6 лет).
По продолжительности: долгосрочный (проект осуществляется в течение 1 года).
Практическая значимость состоит в том, что была разработана система занятий с использованием мультимедийных дидактических игр по познавательному развитию дошкольников.
Материалы могут быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками.
Перспективное планирование
№ п/п Месяц Тема игры Программное содержание, дидактическая задача
1. Октябрь «В гостях у Лесовичка»
Расширение, уточнение и активизация словаря детей по лексической теме «Осень. Лес. Грибы. Ягоды. Животные осенью», формирование грамматического строя речи, связной речи; развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, воображения, памяти, логического мышления, познавательных процессов.
«В мире грибов»
формировать представление о разнообразии грибов, умение дифференцировать съедобные и несъедобные грибы по признакам и внешнему виду; бережное отношение к природе, быть осторожными к незнакомым грибам; развивать диалогическую и связную речь дошкольников.
«Моя семья» Закрепить понятие семья.
«Там, где я родился» Формировать у детей представление о родном городе посредством использования ИКТ - технологий
2. Ноябрь «Возвращение к истокам»
Актуализировать представления детей о народном быте
Формировать навык работы с интерактивной презентацией.
Мониторинг
Мониторинг
«Знакомство с календарем» Учить детей решать математические задачи из практической жизни на основе знаний о календаре через реализацию проекта «Рекламный календарь нашего сада».
3. Декабрь «Зимушка-зима»
Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира
«Кто где живет зимой?» Обучающие развивающие воспитательные
углубить и расширить знания детей о диких животных, об их жилищах зимой
развивать познавательный интерес воспитывать бережное отношение к природе
Д/ игра по лексической теме «Зима» Уточнение представлений об особенностях зимы как времени года, закрепление основных изменений, происходящие в неживой и живой природе, у людей при наступлении этого времени года
Речевая интерактивная викторина для детей «ЗИМА» Обогащение и активизация словарного запаса по теме «Зима».
Развитие мышления, внимания.
Воспитание умения действовать в команде.
Интерактивная игра «Что за праздник Новый год?» Создание праздничного настроения. Закрепить знания детей по теме «Новогодний праздник». Активизировать словарный запас: ель, рябина, берёза, сундук, чемодан, бенгальские свечи, гирлянда, посох.
4. Январь «Путешествие со снеговиком» Расширять представления детей о государственном празднике (Новый год); расширять и обобщать знания детей об особенностях зимней природы (холода, снегопад).
«В гости к Зимушке» Закрепление знаний детей о признаках зимних явлений природы, названий зимних месяцев.
«Перелетные птицы»
Расширение, уточнение и активизация словаря детей по лексической теме «Перелетные птицы», формирование грамматического строя речи, связной речи; развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, воображения, памяти, логического мышления, познавательных процессов.
5. Февраль «Путешествие с Колобком»
Расширение, уточнение и активизация словаря детей по лексической теме «Игрушки», формирование грамматического строя речи, связной речи; формирование элементарных математических представлений; развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, воображения, памяти, логического мышления, познавательных процессов.
«Как люди путешествуют» Дать понятие о передвижении людей на дальние расстояния.
«День защитника Отечества» Уточнение знаний о Российской армии, защитниках Родины. Формирование чувства любви к России, привязанности к родной земле.
«Незнайка учит математику»
Совершенствовать навыки порядкового счёта в пределах 10, закреплять знания детей в составлении числа из двух меньших, закреплять умения составлять и решать арифметические действия на сложение; закреплять умения различать и называть знакомые геометрические фигуры, формировать умения конструировать из геометрических фигур, формировать умения соотносить форму (изображение) с фигурой; закреплять умения сравнивать предметы по величине; формировать представления о временных отношениях и закреплять умение обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже; закреплять названия и последовательность дней недели.
6. Март «Мамин день - 8 марта» Расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.
«Весна» Обобщить представления детей о весне и весенних явлениях.
«Волшебные свойства снега»
Сформировать у детей интерес к познавательно –исследовательской деятельности;
уточнить и обобщить знания детей о свойствах снега через опыты, эксперименты.
«Осторожно сосульки!»
Создать условие и расширить знания воспитанников с правилами безопасности «Осторожно сосульки!».
«Путешествие в весенний лес». Формирование положительно — эмоционального отношения к красоте весенней природы. Вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представление об окружающей нас природе.
Расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни.
7. Апрель «Смешинки в стране веселинок и грустинок». Познакомить детей с таким эмоциональным состоянием, как грусть и радость; учить определять настроение сказочных героев, отслеживать собственные чувства, а также эмоции и переживания других людей; развивать воображение; воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение к людям и всему окружающему.
«Космические приключения» Систематизировать знания детей по теме «Космос»
«Обитатели водоемов»
Уточнение и расширение знаний и представлений детей о животных и растениях водоемов. Систематизация экологических знаний.
МОНИТОРИНГ
8. Май «Этот день Победы». Воспитание патриотических чувств у детей, уважение к народным героям, а также событиям времен Великой Отечественной войны.
«Навстречу приключениям»
Систематизировать знания детей о светофоре, дорожных знаках, правилах дорожного движения.
Учить детей устанавливать связи между спасательными службами.
«Скоро лето» Закрепление и расширение словаря по теме «Лето»
«Цветущий май» Формирование художественно – творческих способностей
Используемая литература.
1. Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников. 2014г.
2. Бокшиц Е. А. Особенности умений решать логические задачи у детей старшего дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. - Л,1987.
3. Ильюшонок Н. Н. Анализ возможностей интерактивных и компьютерных технологий для повышения качества обучения 2016г.
4. Игры «Забавы в картинках» : наборы развивающего дидактического материала для детей дошкольного возраста. – Киров,2006.
5. Соломенкова О. А. Профессиональная готовность воспитателя ДОУ к использованию педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста//Педагогическая академия. -2013 № 1 7
6. Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ 2013г.
7. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. И. И. Комарова.
Различные дополнительные источники:
• Программа раннего обучения «Kidsmart» (умный ребёнок).
• Популярное пособие для родителей и педагогов: программы издательства «Новый диск», «Медиа Хауз».
• Интерактивный редактор «Сова».
• https://mimio-edu.ru/projects/doshkolniki