Юлия Королева
Совместная работа воспитателей и специалистов с родителями в подготовке детей к обучению в школе
Педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей… Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, педагогам, прежде всего необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять смысл воспитания и работать с ними в одном направлении. (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Совместная работа воспитателей и специалистов с родителями в подготовке детей к обучению в школе» размещена в разделах
Поступление ребёнка в школу является, безусловно, значимым и радостным событием в жизни каждой конкретной семьи. Перед ним открываются двери в новый, пока неизвестный мир, который несёт в себе радости и горести, взлеты и падения, открытия и разочарования. Первое испытание, которое ждет нового школьника, - это адаптация к новым условиям жизни. В детском саду он всегда находился под наблюдением и контролем взрослых, в кругу сверстников, проводя время за любимыми играми. Вместе со статусом школьника ребёнок получает намного больше свободы и самостоятельности, он живет по новому распорядку дня, сталкивается в школе с детьми и подростками, которые гораздо старше его. Иногда ребёнок не знает, как ему поступить в той или иной ситуации, как отреагировать на какое-то событие, происшедшее с ним.
Поэтому очень важно подготовить дошкольника к этому периоду. И подготовка начинается в ДОУ (первой ступени образования) его специалистами совместно с родителями. А значит,проблема взаимодействия родителей и педагогов дошкольного учреждения остаётся актуальной.
Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе :
- всестороннее развитие и воспитание;
- формирование психической готовности к обучению в первом классе;
- формирование учебной мотивации.
Первостепенное значение имеет всестороннее воспитание и развитие ребенка-дошкольника, осуществляемое в детских садах. Именно всестороннее воспитание и развитие детей (физическое, сенсорное, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое) обеспечивает во многом готовность детей к обучению в школе.
Вторым направлением подготовки детей к школе является формирование психологической готовности к обучению. Осуществляя личную подготовку к школе, необходимо развивать у детей мотивационную сферу, в том числе формировать учебную мотивацию. В психическую подготовку к школе включает и формирование начал учебной деятельности (формирование умения принимать и решать учебную задачу, овладеть способами решения учебной задачи, формирование действий контроля и оценки).
Третье направление подготовки к школе – это предметная подготовка. К старшему дошкольному возрасту дети овладеют разнообразными предметными знаниями, которые затем продолжают усваиваться в школе на уроках математики, родного языка, письма в процессе изучения предметов эстетического цикла.
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребё нка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста идет в школу. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение : в 6, в 7 лет, а может быть в 8? По какой программе обучать ребёнка, а может быть в специализированной школе с углубленным изучением иностранного языка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе?
Эти вопросы беспокоят родителей будущих первоклассников, с этими вопросами они обращаются к специалистам, работающих в детских садах. Озабоченность родителей понятна : ведь от того, на сколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успехи ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни.
По этому и в детском саду необходимо организовать психолого-педагогическое просвещение (образование) родителей с привлечением воспитателей, учителей- логопедов,и учителей начальной школы.
Ибо от образования и самообразование родителей во многом зависят успехи детей и в ДОУ, и в начальной школе. Только те родители, которые сами усваивают и знают методы воспитания и обучения, смогут оказывать своим детям необходимую помощь, тем самым гарантируя их всестороннее гармоничное развитие.
У педагогов вызывает тревогу, то что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих старших дошкольников в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счёта ещё до школы. Родители таких детей, приходя на консультацию и недоумевают: «Мы так много занимаемся с нашим ребёнком, так много делаем для его развития. Почему же он не усваивает материал?» Дело в том, что далеко не все занятия с малышом предполагает формирование необходимых для школьного обучения качеств. Ученые на основе многолетнего теоритического и экспериментального исследования определили круг индивидуальных качеств ребёнка наиболее важных для начала школьного обучения (так называемые учебно-важные качества). Уровень развития учебно-важных качеств, прямо или опосредованно определяет успешность усвоения знаний на ранних этапах обучения. Именно эти качества ребёнка следует иметь в виду при формировании и диагностики готовности к школе.
Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребёнка. Главное при этом – достаточно четко осознавать, какие занятия с ребёнком в наибольшей мере способствуют приобрести необходимый уровень школьной готовности. Очень важно и то, как ребё нок выполняет предложенные взрослыми задания: если он использует неправильные с точки зрения учебных навыков способы действия, то в дальнейшем, неверные сформированные навыки могут стать серьезными препятствиями в усвоении школьной программы. Ведь переучивать всегда труднее, чем научить.
Иногда родители действуют по принципу «Чем больше развивающих занятий с ребёнком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Это приводит к умственной и физической перезагрузке ребёнка, что не может не сказаться на его здоровье.
Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, то имеют в виду такой уровень физического, психологического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба его здоровью. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую и социальную или личностную готовность к обучению в школе. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе.
Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребёнка к систематическому школьному обучению. Поэтому, педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случаи, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают специфику его готовности к обучению в школе. Только в этом случае педагоги и родители будущих первоклассников совместными усилиями помогут ему преодолеть трудности и в дальнейшем помогут стать настоящим школьником.
Что же для этого делается?
Воспитатели и учителя – логопеды детского сада регулярно проводят консультации для будущих первоклассников и их родителей на различные темы, собрания, конференции «круглые столы». Анкетирование родителей тестирование детей помогают педагогам усовершенствовать и более творчески подходить к своей работе.
Отличной оценкой результатов работы можно считать 80% ответ «Да» анкетируемых родителей на вопрос «Удовлетворены ли Вы работой детского сада по подготовке детей к школе?» Благодаря такой воспитательно-образовательной работе станет возможным формирование и развитие типа личности детей дошкольного возраста. А вопрос о формировании и развитии творческой личности приобретает исключительную актуальность в современной педагогической науке.